Бухгалтерский учет реализованной готовой продукции
Готовая продукция реализуется покупателям согласно существующим договорам (контрактам). При отгрузке работники склада на отобранную и упакованную продукцию выписывают накладную, в которой ставится подпись представителя покупателя или другого уполномоченного лица. Эта накладная и другие первичные документы (железнодорожные квитанции и т.п.) передаются в бухгалтерию предприятия, где на основании этих документов, как правило, выписывается счет-фактура. Счета-фактуры на отгруженную продукцию направляются покупателям, а их копии остаются в бухгалтерии предприятия-поставщика. В счетах-фактурах указываются: наименование грузополучателя и грузоотправителя, их адреса, номера договора, наименование банками его реквизиты, сумма счетов-фактур, наименование железнодорожной станции, дата отгрузки готовой продукции и другие необходимые реквизиты. Одновременно (обычно в четырех экземплярах) выписывается платежное поручение-требование банку на получение денег от покупателей за отгруженную им продукцию. Платежные поручения-требования нумеруются в едином порядке. Для вывоза готовой продукции с территории предприятий представителям грузополучателя выдаются товарные пропуска на вывоз с территории предприятия готовой продукции. Пропуска подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия либо уполномоченные ими лица. Пропуском может служить копия товарно-транспортной накладной или фактуры, на которой ставятся разрешительные подписи. При отпуске готовой продукции покупателю непосредственно со склада получатель обязан предъявить доверенность на право ее получения. Схематично организацию учета готовой продукции и ее реализации при журнальной форме учета можно представить следующим образом (рис. 1).
Схема организации учета готовой продукции
Рис. 1
Работник склада на отобранную и упакованную продукцию выписывает накладную, в которой расписывается представитель покупателя или работник транспортно-экспедиционного отдела предприятия.
На многих предприятиях приказ и накладная объединяются в один документ – приказ-накладную, которая выписывается в трех экземплярах. Приказы-накладные после совершения операции передаются в бухгалтерию, где служат основанием для выписки счетов-фактур, с помощью которых доводится до сведения покупателей информация о факте отгрузки (отпуска) продукции, указывается сумма, причитающаяся за эту продукцию (с учетом налога на добавленную стоимость), а также выписываются платежные документы банку для получения оплаты с покупателей за отгруженную им продукцию. Поставщик может включить в счет покупателя, кроме стоимости отгруженной продукции, стоимость тары, отгруженной с продукцией (если она не включена в отпускную цену продукции и оплачивается сверх ее отпускной стоимости), а также транспортные расходы, связанные с отгрузкой (если они не включены в отпускную стоимость продукции и покрываются покупателем сверх ее стоимости). При этом распределение транспортных расходов между поставщиком и покупателем определяет "франко-цена", установленная договором при определении отпускной цены на продукцию. Различают отпускные цены:
– франко-склад поставщика, который предусматривает возмещение всех транспортных расходов на доставку продукции со склада поставщика до покупателя за его счет; – франко-станция отправления – при этом поставщик возмещает транспортные расходы по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, включая расходы по погрузке продукции в вагоны (суда), а расходы по перевозке от станции отправления до станции назначения возмещаются покупателем; – франко-станция назначения – все транспортные расходы вплоть до доставки продукции до станции назначения оплачивает поставщик, так как они включаются в отпускные цены, по которым реализуется продукция. На основе приказов-накладных делают соответствующие записи в карточках складского учета об отпуске готовой продукции со склада, а также ведут учет реализованной продукции в бухгалтерии. Согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость» [2] поставщик (продавец) должен представить покупателю налоговую накладную. В налоговой накладной, кроме прочих реквизитов, указывается цена товара, ставка и сумма НДС, общая сумма, подлежащая уплате поставщику. При освобождении от налогообложения товаров (продукты детского питания, лекарственные средства, товары специального назначения для инвалидов, подписка и доставка периодических изданий отечественного производства и др.) в налоговой накладной указывается "Освобождено от НДС". Налоговая накладная выписывается на каждую поставку товаров в двух экземплярах, оригинал которой вручается покупателю (получателю товаров или услуг), а копия хранится у продавца (поставщика) товаров как отчетный и расчетный налоговый документ. Налоговая накладная дает право покупателю, зарегистрированному как плательщик НДС, на включение в налоговый кредит расходов по уплате НДС поставщику (продавцу) при приобретении товаров (услуг).
Кроме налоговой накладной поставщик выписывает покупателю счета-фактуры и другие расчетно-платежные документы, подтверждающие факт передачи (сбыта) товара и его оплату с указанием суммы НДС. Датой реализации продукции, товаров, работ, услуг считается дата отгрузки (передачи) продукции, товаров (подписания документов о выполнении работ, предоставлении услуг). Фактическая себестоимость реализованной готовой продукции (работ, услуг) отражается по себестоимости, которая определяется в соответствии с п. 11 П(С)БУ 16 [11] исходя из сумм: – производственной себестоимости продукции (работ, услуг), которая была реализована на протяжении отчетного периода; – нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов; – сверхнормативных производственных расходов. В ведомости № 16 или 16а и журнале 5 и 5а по кредиту счета 26 в корреспонденции с дебетом счета 901 отражается сумма производственной себестоимости продукции, которая была реализована на протяжении отчетного периода. Для отражения себестоимости реализованной продукции введен активный счет 90 "Себестоимость реализации", который в конце отчетного периода списывается на уменьшение финансовых результатов предприятия (в дебет счета 79 "Финансовые результаты"). В связи с реализацией продукции предприятие осуществляет расходы, связанные с вывозом этой продукции своим транс портом. Эти расходы относятся за счет предприятия и включаются в состав расходов на сбыт. Вывоз отгруженной продукции возможен также и транспортом сторонней организации. В состав сбытовых расходов (дебет счета 93 "Расходы на сбыт"), связанных с реализацией продукции (сбытом), товаров, работ, услуг включаются: – расходы упаковочных материалов для затаривания готовой продукции на складах готовой продукции;
– расходы на ремонт тары; – оплата труда и комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, обеспечивающих сбыт; – расходы на рекламу и исследования рынка (маркетинг); – расходы на предпродажную подготовку товаров; – расходы на командировочные работникам, занятым сбытом; – расходы на содержание основных средств, прочих материальных необоротных активов, связанных со сбытом продукции, товаров, работ, услуг (операционная аренда, страхование, амортизация, ремонт, отопление, освещение, охрана); – расходы на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора (базиса) поставки; – расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; – прочие расходы, связанные со сбытом продукции, товаров, работ, услуг. Учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию (выполненные работы и услуги), кроме задолженности, обеспеченной векселями, ведется на одноименном счете 36, который имеет два субсчета: 361 "Расчеты с отечественными покупателями" и 362 "Расчеты с иностранными покупателями". По дебету этих субсчетов отражается продажная стоимость реализованной продукции (работ, услуг), в том числе во исполнение бартерных контрактов. В продажную стоимость включаются НДС, акцизы и другие налоги и сборы (обязательные платежи), подлежащие перечислению в бюджеты и внебюджетные фонды. По кредиту субсчетов 361 и 362 отражается сумма платежей, поступивших на счета предприятия в банковских учреждениях, в кассу, и другие виды расчетов. Сальдо по дебету счета 36 отражает задолженность покупателей и заказчиков за полученную продукцию (работы, услуги). Согласно п. 5 П(С)БУ 10 [9] дебиторская задолженность (т.е. сальдо счета 36) признается активом (то есть числится на балансе предприятия), если существует вероятность получения предприятием будущих экономических выгод и сумма задолженности может быть достоверно определена. Кроме того, признание этой задолженности активом должно осуществляться одновременно с признанием дохода от реализации продукции (работ, услуг).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|