Предмет и задачи стилистики
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ 1. Стилистическая характеристика языковых единиц, вариантов, синонимических способов выражения и закономерности их использования в соответствии с условиями и целями коммуникации.
2. Нормативный, коммуникативный и этический уровни культуры речи.
3. Орфографическая, пунктуационная, орфоэпическая, лексическая, грамматическая нормы русского литературного языка.
4. Средства, способы и приёмы выражения заданного смысла.
5. Нормативное и стилистически целесообразное использование языковых средств в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности.
6. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.
7. Устная и письменная разновидности литературного языка.
8. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
9. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
10. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
11. Уместность и выразительность речи.
12. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.
13. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.
14. Способы словесного оформления публичного выступления.
О Т З Ы В О выпускной квалификационной работе студентки 5 курса Факультета русской филологии и документоведения Селиной Е.А. «Метафора в произведениях И.С. Тургенева» Выпускная квалификационная работа Селиной Е.А. посвящена изучению метафоры в прозаическом творчестве замечательного русского писателя И.С. Тургенева. В соответствии с поставленными во введении целями выпускница ставит перед собой несколько задач, основными из которых являются следующие: охарактеризовать понятие метафоры как семантической доминанты творчества И.С. Тургенева; проанализировать метафоры, использованные в произведениях писателя, проанализировать их функции; представить семантическую и структурную классификации метафор произведений И.С. Тургенева.
Выпускница приходит к выводу о том, что по степени развёрнутости носителя образа большее распространение получили простые метафоры. Функциональная характеристика показывает, что, как и во всякой художественной речи, в произведениях великого русского писателя преобладающее большинство метафор – образные. Они отображают привычные объекты, но при этом подчёркивают их индивидуальность. В текстах И.С. Тургенева метафоры несут на себе текстообразующую, жанрообразующую и стилеобразующую функции, что свойственно художественной речи в целом. В процессе работы над ВКР Селиной Е.А. было проанализировано большое количество литературоведческого и лингвистического материала. Содержательная сторона представленной к защите работы свидетельствует о достаточно высоком уровне исследовательской культуры выпускницы. На протяжении всего года работы над ВКР студентку отличало бережное отношение к прозаическим текстам И.С. Тургенева, отрывки из которых часто цитируются на страницах исследования. Необходимо отметить хороший уровень теоретической подготовки Селиной Екатерины Александровны, ответственное отношение к поставленным задачам, внимание к замечаниям научного руководителя, заинтересованность в разработке обозначенной в названии темы, которая ощущалась в процессе работы над ВКР и ярко проявилась в самом тексте исследования.
Научный руководитель Т.Д. Кузнецова, к.ф.н., доцент кафедры русского языка и общего языкознания
10.06.09г.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТИЛИСТИКИ В зависимости от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуаций и целей общения выделяется несколько функциональных разновидностей, или стилей, характеризующихся определённой системой отбора и организацией в них языковых средств. Изучением функциональных стилей, особенностей употребления в них языковых средств занимается стилистика. Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, с/с, предложения), т.е язык изучается, по Г.О. Винокуру, «по всему разрезу его структуры сразу». В середине 50-х гг. ХХ века на смену так называемой традиционной стилистике, развивавшейся в 2-х направлениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы), приходит функциональная, основу которой составляют стилистические исследования А.М. Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова. Дальнейшее развитие функциональная стилистика получила в работах М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.Б. Сиротининой, М.Н. Шмелёва и др. учёных. На передний план она выдвигает задачу объективного исследования естественного функционирования речи, различных её типов и разновидностей, т.е. она изучает «диалектику языка в речи» (А.Н. Васильева). Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов; определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль. Исходя из мысли о первичности содержания, функциональная стилистика рассматривает стиль как содержательную форму. Стили потому и формируются в языке, что осознаётся специфика содержательной стороны каждой сферы общения, связанной с определённым видом деятельности (эстетической, коммуникативной, преобразовательной, биосоциальной, гносеологической –экспрессивной, выражающей деятельность сознания), и разрабатываются на практике те комплексы форм и функций, которые служат для выражения наиболее полного в данной сфере содержания. Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями – это искусство выражать одно и то же содержание разными формами. Функциональная стилистика является в основном стилистикой речи, тогда как традиционная стилистика была преимущественно стилистикой языка. Кроме того, функциональная стилистика рассматривает стиль как систему статистического характера, где многообразно реализуется диалектический закон перехода количества в качество, и различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в различных
количественных проявлениях качественно общих признаков. Традиционная же стилистика изучала стили преимущественно с качественной стороны и стремилась к тому, чтобы описание стиля было списком (и как можно более полным) окрашенных элементов. Главная задача стилистики – изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска). Изучение стилистики в вузе имеет как теоретическое, так и практическое значение. Знания о функциональном аспекте языка, а следовательно, о языке в целом, которые даёт стилистика, служат фундаментом для практической работы, и т.д. повышают лингвостилистическую культуру человека, являющуюся частью общей культуры человека. Кроме того, стилистика закладывает теоретические основы культуры речи. Значимость стилистики как теоретической базы культуры речи неоднократно подчёркивали Г.О. Винокур и В.В. Виноградов, заложившие основы научной культуры речи, опираясь именно на функциональный подход. Функционально-стилистическую направленность имеют и современные разработки проблем культуры речи (например, исследования Л.И. Скворцова, В.Г. Костомарова, А.В. Васильевой). Стилистика имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирования, решения проблем машинного перевода и т.д. Задачами преподавания стилистики являются: 1) изложение теоретических основ функциональной стилистики; ознакомление с её основными понятиями; принципами речевой организации стилей; закономерностями функционирования языковых средств в речи; 2) развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|