Организационный этап. Создание положительной мотивации для усвоения новых знаний. Сообщение темы урока
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Учитель обращается к учащимся: — Сегодня на уроке вас ждет встреча с интересной буквой, у которой много секретов. Новая буква уверена, что вы знаете звуки, которые она обозначает, потому что эти звуки вы часто произносите вслух. — Кто хочет лично это проверить? Можно отвечать хором. (Учащиеся должны ответить: «Я».) — Кто хочет познакомиться с новой буквой, которая умеет удивлять? (Я.) — Кто хочет научиться читать слова и предложения с новой буквой? (Я.) — Кто хочет скорее научиться читать так, как читают взрослые? (Я.) — Кто знает, что в русском языке есть гласные и согласные звуки? (Я.) — Кто знает, что гласные звуки бывают ударными и безударными '((Я.) — Кто знает, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими? (Я.) — Кто знает, что согласные звуки бывают звонкими и глухими? (Я.) — Кто знает, какие звуки обозначает новая буква? Я открою вам секрет: эти звуки вы сейчас повторяли вслух! Удивлены? Давайте познакомимся с этими, звуками. 2. Изучение нового материала. Знакомство с буквой Я. Звуковой анализ слов. Выделение и характеристика звуков [й’а]. Учитель напоминает правило: — Чтобы о звуке что-то узнать, надо с ним поработать. Будем работать с новыми звуками: слушать, произносить. — Произнесите «я» более протяжно, вот так: [й’й’й’ааа]. Повторите слово хором, выделяя голосом каждый звук. (Учащиеся произносят: [й’й’й’ааа].) А теперь каждый сам произносит слово и слушает себя. (Учащиеся повторяют: [й’й’й’ааа].) Сколько звуков услышали? (Два.) — Наблюдаем, как работает рот. Проведем эксперимент. Сначала откройте рот, послушайте тишину. Скажите «а». Получилось сказать «а» с открытым ртом? (Да.) — Откройте рот, послушайте тишину и скаяште «я». Получилось сказать «я» с открытым ртом? (Нет.) Что происходило со ртом, когда вы говорили «я»? (Рот закрывается, потом открывается.)
— Какие звуки закрывают рот? (Согласные звуки.) Какие звуки открывают рот? (Гласные звуки.) Какой вывод молено сделать? (Ответы учащихся.) О чем говорит то, что вначале прикрываем рот, затем открываем? (Сначала произносим согласный звук, затем — гласный.) — Итак, в слове «я» два звука — согласный и гласный. Продоляеаем работать со словом. Выделите первый звук слова «я», произнесите его более протяжно, вот так: [й’й’й’а]. (Учитель дает образец протяжного произнесения первого звука в слове.) Повторите слово хором, выделяя голосом первый звук. (Учащиеся произносят: [й’й’й’а].) А теперь каждый сам произносив' слово и слушает себя. (Учащиеся повторяют: [й’й’й’а].) — Какой звук услышали в начале слова? (Звук [й’].) Дайте ему характеристику. (Звук [й’] — согласный звонкий мягкий.) — Какой фишкой обозначаем звонкий мягкий согласный звук? Учитель прикрепляет на доску фишку для обозначения звука [й’] (зеленый кружок со звоночком) или открывает ее на схеме «Работа буквы Я» (по аналогии со схемой в букваре, с. 106). — Выделите второй звук слова «я», произнесите его более протяжно, вот так: [й’ааа]. (Учитель дает образец протяжного произнесения второго звука в слове.) Повторите слово хором, выделяя голосом второй звук. (Учащиеся произносят: [й’ааа].) А теперь каждый сам произносит слово и слушает себя. — Какой звук услышали после звука [й’]? (Звук [а].) Дайте ему характеристику. (Звук [а] — гласный.) Какой фишкой обозначаем гласный звук? Учитель прикрепляет на доску фишку для обозначения звука [а] (красный кружок) или открывает ее на схеме «Работа буквы Я» (по аналогии со схемой в букваре, с. 106). Учитель делает обобщение: — В слове «я» два звука — [й’а]: звук [й’] — согласный звонкий мягкий; звук [а] — гласный.
Введение буквы Я для обозначения звуков [й’а]. — Читайка готова открыть вам первый секрет. В русском языке есть особые буквы, которые умеют обозначать в слове не один, а два звука! Сегодня на уроке первая встреча с такой буквой. Эта буква умеет сразу выполнять две работы — обозначать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [а]. Ее имя — буква «я». Учитель открывает на схеме изображение буквы Я или демонстрирует букву на карточке и прикрепляет ее на доску под зеленым и красным кружками. Проводит стрелки от буквы Я к зеленому и красному кружкам. — Какие еще буквы в русском языке умеют обозначать два звука? (Учащиеся, скорее всего, будут приводить примеры конкретных букв.) Учитель принимает такие ответы и обобщает: — Правильно, это буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки. Вы уже слышали на уроках, что такие звуки называются парными по твердости-мягкости. — Подумайте, чем буква Я отличается от этих букв? (Ответы учащихся.) Учитель подчеркивает два отличия: 1) другие буквы (М, Н, Л,С,...) обозначают два согласных звука, парных по твердости-мягкости; буква Я тоже обозначает два звука, но один из них — согласный, а второй — гласный; 2) буквы согласных звуков умеют обозначать два звука, но в слове обозначают только один звук — или твердый, или мягкий согласный; буква Я обозначает в слове сразу два звука. — Как показать, что буква Я не просто умеет, а обозначает одновременно два звука: и согласный, и гласный? (Учитель ставит знак «+» между зеленым и красным кружками.) — Кто попробует прочитать схему? (Буква Я обозначает два звука — согласный звук [й’] и гласный звук [а].) Учитель объясняет способы, действия: — Чтобы назвать букву, нужно произнести ее имя — «я». — Чтобы прочитать одну букву, надо произнести два звука — [й’а]. Учитель рассказывает о том, где будет жить буква Я в классе: показывает ее домик на карте города букв, место в кассе или на ленте букв. Анализ графического образа буквы, Я. Для проведения анализа используются изображения буквы Я в букваре (с. 106 — схема; с. 107 — клавиатура, экран, тетрадь), демонстрационные плакаты «Образцы написания букв», иллюстрации «На что похожа буква?» или другой наглядный материал.
Сравнение большой и маленькой букв. Учитель обращает внимание учащихся на изображение большой и маленькой букв Я, предлагает обвести их пальчиком, сравнить. — Похожи друг на друга большая и маленькая буквы? (Да.) Чем отличаются? (Размером.) — Из каких элементов состоит буква? Учитель читает стихи о букве Я или предлагает их для чтения вслух хорошо читающим учащимся, распечатав на индивидуальных карточках. Две веточки и листик, Два стебелька с одним листом — Совсем как буква Я. И с этой буквой ты знаком! А кто же съел все вишенки? Два стебелька с листом — семья. Наверно, это я. А может, это буква Я? А. Ковалевская [4] Л. Заболоцкая [4] Учитель предлагает учащимся встать и показать букву Я. — Встаньте ровно, левую руку — на пояс, левую ногу отведите в сторону, поставьте на носок. Получилась буква Я! — Какие предметы напоминает буква Я? На что похожа буква? Сравнение печатной и письменной букв. Учитель предлагает рассмотреть варианты печатной и письменной букв Я, сравнить их. По усмотрению учителя организуется конструирование, печатание или рисование недостающих элементов буквы Я. Закрепление представлений о работе буквы Я. 3.Обогащение словарного запаса. Учитель предлагает учащимся отгадать загадки. Учитель выясняет понимание учащимися лексического значения слов яхта, маяк. — Кто знает значение слова? Кто видел яхту (маяк)? Где видели? При необходимости учитель дает пояснения: яхта — спортивная парусная лодка или небольшое судно (парусное или моторное) для морских прогулок; маяк — башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове; огни маяка помогают ориентироваться проходящим мимо судам. Анализ позиции звуков в слове, их обозначение буквой Я. Учащиеся рассматривают рисунки на с. 106 (яхта, маяк, мальчик). — Что изображено на первом (втором) рисунке? Какие звуки обозначены буквой Я в слове? (Учащиеся под руководством учителя проговаривают слова, выделяют звуки [й’а].)
— Какое место занимают звуки [й’а] в слове? (В слове «яхта» — в начале, в слове «маяк» — после гласного звука.) — Какая буква работает для обозначения этих звуков в слове — маленькая или большая? (Маленькая.) — На третьем рисунке изображен мальчик. Давайте придумаем для него имя. Какие звуки должны быть в начале его имени? (Звуки [й’а].) — Почему вы так решили? (Эти звуки обозначены буквой Я.) Правильно! Вы уже знаете, что буква Я — это значок для обозначения звуков [й’а]. — Как могут звать этого мальчика? (Учитель принимает все варианты имен, если они начинаются звуками [й’а]: Ян, Яша, Яков и др.) — Есть ли у нас в классе ученики, чьи имена или фамилии начинаются со звуков [й’а]? — Какая буква Я понадобится для записи имени или фамилии — маленькая или большая? (Большая буква Я.) — Когда еще вы будете использовать большую букву? (Большая буква пишется в начале предложений. Названия городов, поселков и деревень пишутся с большой буквы.) — По схеме в букваре расскажите о работе буквы Я.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|