Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационный этап. Создание положительной мотивации для усвоения новых знаний. Сообщение темы урока




Учитель обращается к учащимся:

—   Сегодня на уроке вас ждет встреча с интересной буквой, у которой много секретов. Новая буква уверена, что вы знаете звуки, которые она обозначает, потому что эти звуки вы часто произносите вслух.

—   Кто хочет лично это проверить? Можно отвечать хором. (Учащиеся должны ответить: «Я».)

—   Кто хочет познакомиться с новой буквой, которая умеет удивлять? (Я.)

—   Кто хочет научиться читать слова и предложения с новой буквой? (Я.)

—   Кто хочет скорее научиться читать так, как читают взрослые? (Я.)

—   Кто знает, что в русском языке есть гласные и согласные звуки? (Я.)

—   Кто знает, что гласные звуки бывают ударными и безударными '((Я.)

—   Кто знает, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими? (Я.)

—   Кто знает, что согласные звуки бывают звонкими и глухими? (Я.)

—   Кто знает, какие звуки обозначает новая буква? Я открою вам секрет: эти звуки вы сейчас повторяли вслух! Удивлены? Давайте познакомимся с этими, звуками.

2. Изучение нового материала. Знакомство с буквой Я.

Звуковой анализ слов. Выделение и характеристика звуков [й’а]. Учитель напоминает правило:

—   Чтобы о звуке что-то узнать, надо с ним поработать. Будем работать с новыми звуками: слушать, произносить.

—   Произнесите «я» более протяжно, вот так: [й’й’й’ааа]. Повторите слово хором, выделяя голосом каждый звук. (Учащиеся произносят: [й’й’й’ааа].) А теперь каждый сам произносит слово и слушает себя. (Учащиеся повторяют: [й’й’й’ааа].) Сколько звуков услышали? (Два.)

—   Наблюдаем, как работает рот. Проведем эксперимент. Сначала откройте рот, послушайте тишину. Скажите «а». Получилось сказать «а» с открытым ртом? (Да.)

—   Откройте рот, послушайте тишину и скаяште «я». Получилось сказать «я» с открытым ртом? (Нет.) Что происходило со ртом, когда вы говорили «я»? (Рот закрывается, потом открывается.)

—   Какие звуки закрывают рот? (Согласные звуки.) Какие звуки открывают рот? (Гласные звуки.) Какой вывод молено сделать? (Ответы учащихся.) О чем говорит то, что вначале прикрываем рот, затем открываем? (Сначала произносим согласный звук, затем — гласный.)

—   Итак, в слове «я» два звука — согласный и гласный. Продоляеаем работать со словом. Выделите первый звук слова «я», произнесите его более протяжно, вот так: [й’й’й’а]. (Учитель дает образец протяжного произнесения первого звука в слове.) Повторите слово хором, выделяя голосом первый звук. (Учащиеся произносят: [й’й’й’а].) А теперь каждый сам произносив' слово и слушает себя. (Учащиеся повторяют: [й’й’й’а].)

—   Какой звук услышали в начале слова? (Звук [й’].) Дайте ему характеристику. (Звук [й’] — согласный звонкий мягкий.)

—   Какой фишкой обозначаем звонкий мягкий согласный звук?

Учитель прикрепляет на доску фишку для обозначения звука [й’] (зеленый кружок со звоночком) или открывает

ее на схеме «Работа буквы Я» (по аналогии со схемой в букваре, с. 106).

—   Выделите второй звук слова «я», произнесите его более протяжно, вот так: [й’ааа]. (Учитель дает образец протяжного произнесения второго звука в слове.) Повторите слово хором, выделяя голосом второй звук. (Учащиеся произносят: [й’ааа].) А теперь каждый сам произносит слово и слушает себя.

—   Какой звук услышали после звука [й’]? (Звук [а].) Дайте ему характеристику. (Звук [а] — гласный.) Какой фишкой обозначаем гласный звук?

Учитель прикрепляет на доску фишку для обозначения звука [а] (красный кружок) или открывает ее на схеме «Работа буквы Я» (по аналогии со схемой в букваре, с. 106).

Учитель делает обобщение:

—   В слове «я» два звука — [й’а]: звук [й’] — согласный звонкий мягкий; звук [а] — гласный.

Введение буквы Я для обозначения звуков [й’а].

—   Читайка готова открыть вам первый секрет. В русском языке есть особые буквы, которые умеют обозначать в слове не один, а два звука! Сегодня на уроке первая встреча с такой буквой. Эта буква умеет сразу выполнять две работы — обозначать в слове согласный звук [й’] и гласный звук [а]. Ее имя — буква «я».

Учитель открывает на схеме изображение буквы Я или демонстрирует букву на карточке и прикрепляет ее на доску под зеленым и красным кружками. Проводит стрелки от буквы Я к зеленому и красному кружкам.

—   Какие еще буквы в русском языке умеют обозначать два звука? (Учащиеся, скорее всего, будут приводить примеры конкретных букв.)

Учитель принимает такие ответы и обобщает:

—   Правильно, это буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки. Вы уже слышали на уроках, что такие звуки называются парными по твердости-мягкости.

—   Подумайте, чем буква Я отличается от этих букв? (Ответы учащихся.)

Учитель подчеркивает два отличия:

1)    другие буквы (М, Н, Л,С,...) обозначают два согласных звука, парных по твердости-мягкости; буква Я тоже обозначает два звука, но один из них — согласный, а второй — гласный;

2)    буквы согласных звуков умеют обозначать два звука, но в слове обозначают только один звук — или твердый, или мягкий согласный; буква Я обозначает в слове сразу два звука.

—   Как показать, что буква Я не просто умеет, а обозначает одновременно два звука: и согласный, и гласный? (Учитель ставит знак «+» между зеленым и красным кружками.)

—   Кто попробует прочитать схему? (Буква Я обозначает два звука — согласный звук [й’] и гласный звук [а].)

Учитель объясняет способы, действия:

—   Чтобы назвать букву, нужно произнести ее имя — «я».

—   Чтобы прочитать одну букву, надо произнести два звука — [й’а].

Учитель рассказывает о том, где будет жить буква Я в классе: показывает ее домик на карте города букв, место в кассе или на ленте букв.

Анализ графического образа буквы, Я. Для проведения анализа используются изображения буквы Я в букваре (с. 106 — схема; с. 107 — клавиатура, экран, тетрадь), демонстрационные плакаты «Образцы написания букв», иллюстрации «На что похожа буква?» или другой наглядный материал.

Сравнение большой и маленькой букв. Учитель обращает внимание учащихся на изображение большой и маленькой букв Я, предлагает обвести их пальчиком, сравнить.

—   Похожи друг на друга большая и маленькая буквы? (Да.) Чем отличаются? (Размером.)

—   Из каких элементов состоит буква?

Учитель читает стихи о букве Я или предлагает их для чтения вслух хорошо читающим учащимся, распечатав на индивидуальных карточках. 

Две веточки и листик,                  Два стебелька с одним листом —

Совсем как буква Я.                       И с этой буквой ты знаком!

А кто же съел все вишенки?     Два стебелька с листом — семья.

Наверно, это я.                            А может, это буква Я?

                       А. Ковалевская [4]      Л. Заболоцкая [4]

Учитель предлагает учащимся встать и показать букву Я.

—   Встаньте ровно, левую руку — на пояс, левую ногу отведите в сторону, поставьте на носок. Получилась буква Я!

—   Какие предметы напоминает буква Я? На что похожа буква?

Сравнение печатной и письменной букв. Учитель предлагает рассмотреть варианты печатной и письменной букв Я, сравнить их.

По усмотрению учителя организуется конструирование, печатание или рисование недостающих элементов буквы Я.

Закрепление представлений о работе буквы Я.

3.Обогащение словарного запаса. Учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

Учитель выясняет понимание учащимися лексического значения слов яхта, маяк.

— Кто знает значение слова? Кто видел яхту (маяк)? Где видели?

При необходимости учитель дает пояснения: яхта — спортивная парусная лодка или небольшое судно (парусное или моторное) для морских прогулок; маяк — башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове; огни маяка помогают ориентироваться проходящим мимо судам.

Анализ позиции звуков в слове, их обозначение буквой Я. Учащиеся рассматривают рисунки на с. 106 (яхта, маяк, мальчик). 

—   Что изображено на первом (втором) рисунке? Какие звуки обозначены буквой Я в слове? (Учащиеся под руководством учителя проговаривают слова, выделяют звуки [й’а].)

—   Какое место занимают звуки [й’а] в слове? (В слове «яхта» — в начале, в слове «маяк» — после гласного звука.)

—   Какая буква работает для обозначения этих звуков в слове — маленькая или большая? (Маленькая.)

—   На третьем рисунке изображен мальчик. Давайте придумаем для него имя. Какие звуки должны быть в начале его имени? (Звуки [й’а].)

—   Почему вы так решили? (Эти звуки обозначены буквой Я.) Правильно! Вы уже знаете, что буква Я — это значок для обозначения звуков [й’а].

—   Как могут звать этого мальчика? (Учитель принимает все варианты имен, если они начинаются звуками [й’а]: Ян, Яша, Яков и др.)

—   Есть ли у нас в классе ученики, чьи имена или фамилии начинаются со звуков [й’а]?

—   Какая буква Я понадобится для записи имени или фамилии — маленькая или большая? (Большая буква Я.)

—   Когда еще вы будете использовать большую букву? (Большая буква пишется в начале предложений. Названия городов, поселков и деревень пишутся с большой буквы.)

—   По схеме в букваре расскажите о работе буквы Я.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...