Чтение слов и предложений с новой буквой
Чтение буквы. Я как самостоятельного слова в предложении. Работа с текстами (с. 106). Чтение текста-шутки «Я или ты?». Учащиеся рассматривают рисунки двух клоунов, читают подписи под рисунками. Определяют, как каждый клоун-буква говорит о себе: «Это я», «И я — это я!». Читают шуточный диалог клоунов-букв (учитель — вслух; учащиеся — самостоятельно вполголоса, затем вслух). Проводится смысловой анализ реплик. — Кто пропал? (Тот, кто о себе может сказать «ты».) — Почему так получилось? Давайте разбираться. Какое слово использует человек, когда говорит о себе? (Слово «я».) Какое слово использует человек, когда обращается к другу? (Слово «ты».) А как друг сам говорит о себе, какое слово он использует? (Слово «я».) Называет ли кто-то сам себя словом ты? (Нет.) Вот так и получилось, что потерялся тот, кто может о себе сказать ты. Мы все о себе говорим я. — Вспомните правила вежливости: как надо обращаться к взрослому человеку, можно ли использовать слово ты? Отработка выразительности чтения каждой реплики с ориентацией на знаки препинания и смысловое содержание фраз. Организуется работа в парах для чтения диалога вслух по ролям. Чтение текста «Сила воли». Учащиеся рассматривают иллюстрации, рассказывают о том, что мальчик чистит зубы, делает зарядку с гантелями в руках, убирает игрушки. По каждому рисунку можно составить предложения о мальчике. Чтение реплик мальчика, размещенных под рисунками. На вопрос «А ты?» отвечают все учащиеся. Учитель может пригласить к общему разговору дополнительными вопросами: «А вы чистите зубы утром и вечером?», «А вы делаете утром зарядку?», «А вы сами убираете свои игрушки?». Беседа о силе воли. Учитель просит учащихся перечитать название — «Сила воли». Уточняет, как учащиеся понимают смысл этого выражения. Спрашивает: «Когда говорят, что у человека есть сила воли?» Поясняет, что сила воли появляется, если человек прикладывает усилия, борется с ленью. Преодолевая трудности, человек становится сильным, приобретает опыт, хорошие привычки. Учитель просит учащихся подумать, в каких еще ситуациях требуется проявление силы воли. Можно соотнести работу над собой с учебой в школе, которая тоже требует от учащихся умения преодолевать трудности, не огорчаться, если что-то не получается с первого раза. Только упорный труд и сила воли приводят человека к победе — и в учебе, и в спорте, и в жизни.
Работа над выразительностью чтения. Учитель предлагает учащимся еще раз перечитать фразы под рисунками, постараться голосом передать чувство уверенности в себе, готовности к выполнению действий «Надо? Я могу!». Человек, который говорит фразу «Я могу!», становится образцом для других, он призывает окружающих брать с него пример. Эти эмоции передаются голосом при чтении фразы «А ты?». Учитель предлагает прочитать фразы, которые относятся к гигиене, зарядке и уборке комнаты. Введение способа чтения буквы Я в начале слов и после букв, обозначающих гласные звуки. Чтение слов с опорой на картинку (с. 107). Учитель вводит способы действия: — Чтобы прочитать букву Я в начале слова и после буквы, обозначающей гласный звук, нужно назвать звуки, которые буква Я обозначает, — [й’а]. Учащиеся рассматривают рисунки, читают слова, в которых буква Я выступает в качестве самостоятельного слога в начале слова (ядра, ягоды, яблоки, яблони) и после буквы, обозначающей гласный звук (хвоя, стая), а также в начале слога, который следует после буквы, обозначающей гласный звук (пояс, баян). Анализ позиции буквы Я в слове. Под руководством учителя учащиеся называют место буквы Я в прочитанных словах. Учитель обращает внимание, что буква Я может сама образовывать слог или входить в состав слога с буквами, которые обозначают согласные звуки.
Отработка навыка чтения слов с буквой Я. Упражнение «Подумай! Какая?» (с. 107). Учащиеся находят на странице букваря следующее задание и читают его название «Подумай! Какая?». Учитель поясняет, что учащиеся будут учиться описывать различные предметы, подбирать к ним определения (признаки). Учащиеся читают столбики слов самостоятельно вполголоса, затем вслух. Отвечают на вопросы учителя: «Что обозначают слова из первого столбика?» (это слова — названия предметов), «Что обозначают слова из второго столбика?» (это слова — названия признаков предметов). Учитель формулирует задание — составить пары из слов первого и второго столбиков, подобрать к словам — названиям предметов определения (слова — названия признаков). Работа по подбору слов сочетается с приемом многократного чтения для отработки навыка: • учащийся вслух читает первое слово из первого столбика (яма) и все слова второго столбика (яркая, ровная, быстрая и т. д.) • подбирается слово, которое может рассказать о признаке предмета: «Яма какая?» (Яма глубокая.) Аналогичным образом составляются пары: яхта быстрая; ягода вкусная; талия стройная; лилия красивая; линия ровная; молния яркая. Чтение диалога «Моя и твоя» (с. 107). Учащиеся читают реплики диалога, придумывают окончания фраз. Организуется работа в парах для отработки чтения по ролям. Формирование интереса к книгам об учениках, буквах При наличии времени на уроке учитель продолжает тему разговора о книгах и предлагает послушать рассказ о том, как маленькая девочка учила букву Я. Учитель читает отрывок или сокращенный вариант рассказа Л. Пантелеева «Буква ТЫ» [11, с. 39—42]. Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности и ее результатов. Подведение итога урока Учитель сообщает, что цель урока достигнута: учащиеся познакомились с буквой Я, которая умеет обозначать два звука [й’а] — согласный и гласный, научились ее читать. УРОК 53. Обозначение мягкости согласных звуков буквой Я.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|