Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа организуется с учебным материалом на с. 108.




Наблюдение за работой букв А а Я. Учащиеся рассматривают рисунки (тапки, тяпки).

—   Как называется домашняя обувь, которая есть у всех членов семьи? (Тапочки, тапки.) Кто знает, как называются инструменты, изображенные на втором рисунке? (Тяпка, тяпки.) Эти инструменты нужны семье для работы в саду и огороде — пропалывать грядки, рыхлить землю. Кто видел, как взрослые работают тяпкой в огороде, саду?

—   Произнесем слова тапки и тяпки, послушаем, как они звучат. (Учащиеся хором проговаривают.)

—   Какими звуками различаются слова? (Звуками [т] и [т’].)

—   Найдите схемы этих слов. Какой звук в словах тапки и тяпки обозначен разными буквами? (Звук [а].)

Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает:

—   Какой звук обозначает буква А в слове тапки? Голосом тянем этот звук и слушаем: [та-а-а-апк’и]. (Звук [а].) Прочитайте слово.

- Какой звук обозначает буква Я в слове тяпки? Голосом тянем этот звук и слушаем: [т’а-а-а-апк’и]. (Звук [а].) Прочитайте слово.

—   Почему в первом слове на работу вышла буква А, а во втором — буква Я? Какую работу выполняют эти буквы в словах?

Обобщение знаний с опорой на схему. Учитель просит учащихся но схеме, расположенной справа от рисунков, рассказать о работе букв А и Я. Учащиеся читают схему:

Буква А выполняет две работы: обозначает гласный звук [а] и указывает на твердый согласный звук.

—   Буква Я выполняет две работы: обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкий согласный звук.

Чтение слогов с буквами А и Я:

чтение столбика слогов с буквой А;

чтение слогов парами: ма-мя и далее по аналогии;

чтение столбика слогов с буквой Я.

Чтение слов с буквой Я. Закрепление полученных знаний. Учитель организует сопоставление слов с буквами А, Я: мал — мял, рад — ряд. Слова можно выделить из предложений, которые предъявляются учащимся на слух или записаны на доске.

Рома мал. Он мял бумагу.

Мы в кино. У нас второй ряд. Я рад!

Учащиеся читают предложения, сравнивают подчеркнутые слова, делают вывод: гласные звуки в словах одинаковые, а буквы — разные.

Учитель поясняет, как этот вывод зафиксирован на схеме в букваре: между условными знаками звуков (красными кружками) стоит знак равенства, а между буквами знак равенства перечеркнут.

Отработка навыка чтения слов. Учащиеся читают столбики слов: самостоятельно вполголоса; вслух.

Выборочное чтение слов вслух по заданиям учителя.

— Прочитайте слова первого столбика, состоящие из трех слогов. Составьте похожие слова от слов баба, дед. (Бабуля, дедуля.)

—   Прочитайте слово из второго столбика, к которому подходит слово он. (Дядя.) Какое слово подходит к оставшимся словам? (Она.)

—   Найдите и прочитайте слово — название детенышей лисы (совы, кошки).

—   Найдите и прочитайте имена, внутри которых спряталось еще одно имя. (Толя — Оля: Коля — Оля: Ваня — Аня; Вася — Ася.)

Работа с текстом

Организуется работа с текстом (с. 108—109):

«чтение текста учителем;

«проверка первичного восприятия: «Понравился рассказ? Захотелось сделать что-то хорошее, доброе для людей, проявить свою заботу и услышать в ответ слово “спасибо”?»;

•     самостоятельное чтение текста учащимися вполголоса;

•     чтение текста вслух по одному предложению (текст прочитывается один раз);

•     ответы на вопросы к тексту, выборочное чтение.

—   Почему Боря решил помогать дяде Вите?

—   Какую работу помогал выполнять одинокому старику Боря?

—   Рассмотрите рисунок. К какой части текста относится иллюстрация? Найдите и прочитайте эту часть текста.

—   Прижились ли яблони, которые посадили вместе Борис и дядя Витя?

—   Какие слова дядя Витя сказал Борису в знак благодарности? Как вы понимаете смысл этих слов? Подумайте, о какой красоте идет речь — внешней или внутренней? Внешняя красота — это то, как человек выглядит, его внешность. Внутренняя красота человека проявляется в его поступках, делах, словах. Человек может быть красив внешне, но совершать плохие, недобрые поступки, тогда говорят: «Ты некрасиво поступил!»

Учащиеся еще раз читают слова о красоте поступка Бориса, учитель поясняет, что в этом предложении выражена главная мысль рассказа.

Подбор заголовка. Возможные варианты: «Помощь», «Забота», «Красив тот, кто дарит заботу другим».

Беседа о внимательном и заботливом отношении к старшим людям, которые нуждаются в помощи и поддержке.

Внеклассное чтение по теме «Старших уважаем, младшим помогаем»

Подготовка к восприятию произведения. Развитие антиципации. Учитель предлагает учащимся рассмотреть в букваре иллюстрацию к новому произведению (с. 109), прочитать подписи под рисунками и вопрос. Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на иллюстрацию. (Варя собрала много ягод, а Саня — мало. Больше ягод собрала Варя, маленькая девочка.)

Учитель сообщает, что прочитает рассказ, который называется «Брат и младшая сестра». Иллюстрация в букваре сделана к этому рассказу. Предлагает учащимся подумать о возможном содержании рассказа.

Выразительное чтение учителем произведения.

Брат и младшая сестра

Санька и его младшая сестра Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

—   Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!

—   Еще бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзины с грибами маслятами.

—   Что же ты, Саня... — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала!

—   Еще бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать.

И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет...

Идем обратно: у Вари ягод больше, у Саньки — меньше.

Встречается бабушка.

—   Что же ты, — говорит, — Саня? Малина-то высоко растет!

—   Высоко, — согласился Саня.

—   Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

—   Еще бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься.                                                                                                      Эдуард Шим [20]

Проверка первичного восприятия.

—   Понравились ли вам герои рассказа? Чем?

—   Хотели бы вы иметь такого старшего брата или друга? Подтвердились ли предположения о содержании рассказа?

Обсуждение содержания текста.

—   Почему маленькая Варя и ягод, и грибов всегда больше набирала?

—   Как именно Санька помогал Варе собирать грибы и ягоды?

—   Видела ли Варя, что ей помогает брат?

—   Так как Варя не видела, что брат ей помогал, значит, она не сможет его даже поблагодарить. Почему же Саня ей помогал, ждал ли он благодарности, как вы думаете?

—   Что можно сказать о мальчике, какой он? (Выслушав все ответы, учитель может ввести новое слово — «бескорыстный».)

При наличии времени учитель знакомит учащихся с другими произведениями о семье, отношении к младшим и старшим [И, с. 74    83].

Рассматривание книги. Педагог предлагает учащимся рассмотреть книгу по правилам и определить, есть ли в ней рассказ, который он им читал.

Рекомендации по работе с книгой. Учитель просит учащихся рассказать, какой теме были посвящены все произведения, с которыми они познакомились на уроке. Предлагает ответить на вопрос: «Чему книги нас сегодня научили?»

Детям предлагается в свободное время найти на выставке или в уголке чтения книги о семье, перелистать их, рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, по желанию — прочитать, нарисовать рисунок к рассказу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...