Работа организуется с учебным материалом на с. 108.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Наблюдение за работой букв А а Я. Учащиеся рассматривают рисунки (тапки, тяпки). — Как называется домашняя обувь, которая есть у всех членов семьи? (Тапочки, тапки.) Кто знает, как называются инструменты, изображенные на втором рисунке? (Тяпка, тяпки.) Эти инструменты нужны семье для работы в саду и огороде — пропалывать грядки, рыхлить землю. Кто видел, как взрослые работают тяпкой в огороде, саду? — Произнесем слова тапки и тяпки, послушаем, как они звучат. (Учащиеся хором проговаривают.) — Какими звуками различаются слова? (Звуками [т] и [т’].) — Найдите схемы этих слов. Какой звук в словах тапки и тяпки обозначен разными буквами? (Звук [а].) Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает: — Какой звук обозначает буква А в слове тапки? Голосом тянем этот звук и слушаем: [та-а-а-апк’и]. (Звук [а].) Прочитайте слово. - Какой звук обозначает буква Я в слове тяпки? Голосом тянем этот звук и слушаем: [т’а-а-а-апк’и]. (Звук [а].) Прочитайте слово. — Почему в первом слове на работу вышла буква А, а во втором — буква Я? Какую работу выполняют эти буквы в словах? Обобщение знаний с опорой на схему. Учитель просит учащихся но схеме, расположенной справа от рисунков, рассказать о работе букв А и Я. Учащиеся читают схему: Буква А выполняет две работы: обозначает гласный звук [а] и указывает на твердый согласный звук. — Буква Я выполняет две работы: обозначает гласный звук [а] и указывает на мягкий согласный звук. Чтение слогов с буквами А и Я: чтение столбика слогов с буквой А; чтение слогов парами: ма-мя и далее по аналогии; чтение столбика слогов с буквой Я. Чтение слов с буквой Я. Закрепление полученных знаний. Учитель организует сопоставление слов с буквами А, Я: мал — мял, рад — ряд. Слова можно выделить из предложений, которые предъявляются учащимся на слух или записаны на доске.
Рома мал. Он мял бумагу. Мы в кино. У нас второй ряд. Я рад! Учащиеся читают предложения, сравнивают подчеркнутые слова, делают вывод: гласные звуки в словах одинаковые, а буквы — разные. Учитель поясняет, как этот вывод зафиксирован на схеме в букваре: между условными знаками звуков (красными кружками) стоит знак равенства, а между буквами знак равенства перечеркнут. Отработка навыка чтения слов. Учащиеся читают столбики слов: самостоятельно вполголоса; вслух. Выборочное чтение слов вслух по заданиям учителя. — Прочитайте слова первого столбика, состоящие из трех слогов. Составьте похожие слова от слов баба, дед. (Бабуля, дедуля.) — Прочитайте слово из второго столбика, к которому подходит слово он. (Дядя.) Какое слово подходит к оставшимся словам? (Она.) — Найдите и прочитайте слово — название детенышей лисы (совы, кошки). — Найдите и прочитайте имена, внутри которых спряталось еще одно имя. (Толя — Оля: Коля — Оля: Ваня — Аня; Вася — Ася.) Работа с текстом Организуется работа с текстом (с. 108—109): «чтение текста учителем; «проверка первичного восприятия: «Понравился рассказ? Захотелось сделать что-то хорошее, доброе для людей, проявить свою заботу и услышать в ответ слово “спасибо”?»; • самостоятельное чтение текста учащимися вполголоса; • чтение текста вслух по одному предложению (текст прочитывается один раз); • ответы на вопросы к тексту, выборочное чтение. — Почему Боря решил помогать дяде Вите? — Какую работу помогал выполнять одинокому старику Боря? — Рассмотрите рисунок. К какой части текста относится иллюстрация? Найдите и прочитайте эту часть текста. — Прижились ли яблони, которые посадили вместе Борис и дядя Витя?
— Какие слова дядя Витя сказал Борису в знак благодарности? Как вы понимаете смысл этих слов? Подумайте, о какой красоте идет речь — внешней или внутренней? Внешняя красота — это то, как человек выглядит, его внешность. Внутренняя красота человека проявляется в его поступках, делах, словах. Человек может быть красив внешне, но совершать плохие, недобрые поступки, тогда говорят: «Ты некрасиво поступил!» Учащиеся еще раз читают слова о красоте поступка Бориса, учитель поясняет, что в этом предложении выражена главная мысль рассказа. Подбор заголовка. Возможные варианты: «Помощь», «Забота», «Красив тот, кто дарит заботу другим». Беседа о внимательном и заботливом отношении к старшим людям, которые нуждаются в помощи и поддержке. Внеклассное чтение по теме «Старших уважаем, младшим помогаем» Подготовка к восприятию произведения. Развитие антиципации. Учитель предлагает учащимся рассмотреть в букваре иллюстрацию к новому произведению (с. 109), прочитать подписи под рисунками и вопрос. Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на иллюстрацию. (Варя собрала много ягод, а Саня — мало. Больше ягод собрала Варя, маленькая девочка.) Учитель сообщает, что прочитает рассказ, который называется «Брат и младшая сестра». Иллюстрация в букваре сделана к этому рассказу. Предлагает учащимся подумать о возможном содержании рассказа. Выразительное чтение учителем произведения. Брат и младшая сестра Санька и его младшая сестра Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках. Моя бабушка поглядела и посмеивается: — Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала! — Еще бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше. Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзины с грибами маслятами. — Что же ты, Саня... — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала! — Еще бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала. В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними. И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет... Идем обратно: у Вари ягод больше, у Саньки — меньше. Встречается бабушка.
— Что же ты, — говорит, — Саня? Малина-то высоко растет! — Высоко, — согласился Саня. — Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала! — Еще бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься. Эдуард Шим [20] Проверка первичного восприятия. — Понравились ли вам герои рассказа? Чем? — Хотели бы вы иметь такого старшего брата или друга? Подтвердились ли предположения о содержании рассказа? Обсуждение содержания текста. — Почему маленькая Варя и ягод, и грибов всегда больше набирала? — Как именно Санька помогал Варе собирать грибы и ягоды? — Видела ли Варя, что ей помогает брат? — Так как Варя не видела, что брат ей помогал, значит, она не сможет его даже поблагодарить. Почему же Саня ей помогал, ждал ли он благодарности, как вы думаете? — Что можно сказать о мальчике, какой он? (Выслушав все ответы, учитель может ввести новое слово — «бескорыстный».) При наличии времени учитель знакомит учащихся с другими произведениями о семье, отношении к младшим и старшим [И, с. 74 83]. Рассматривание книги. Педагог предлагает учащимся рассмотреть книгу по правилам и определить, есть ли в ней рассказ, который он им читал. Рекомендации по работе с книгой. Учитель просит учащихся рассказать, какой теме были посвящены все произведения, с которыми они познакомились на уроке. Предлагает ответить на вопрос: «Чему книги нас сегодня научили?» Детям предлагается в свободное время найти на выставке или в уголке чтения книги о семье, перелистать их, рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, по желанию — прочитать, нарисовать рисунок к рассказу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|