Раздел,
модуль
| Подраздел, тема
| Виды учебной работы
| Необходимые
материально-технические
ресурсы
| Формы
текущего контроля
| Рекомендуемая литература (№)
|
Аудиторные занятия
(в часах)
| Самостоятельная работа
|
всего
| в т.ч. в интерактивной форме
| Формы проведения лекций, лабораторных, практических занятий, методы обучения, реализующие применяемую образовательную технологию
| в часах
| формы организации
самостоятельной
работы
|
лекций
| лабораторных
| практических
|
РАЗДЕЛ I.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
| Тема 1. Предмет и основные понятия теории информационного общества
Понятие и сущность информации. Развитие представлений об информации.
Понятие и сущность информационного общества.
Причины и последствия информационных революций.
Возникновение и основные этапы развития информационного общества.
|
| | | | Форма проведения лекции: проблемная лекция.
Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.
Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, кейс-метод, учебная дискуссия.
|
| Углубленный анализ научно-методической литературы по этапам развития информационного общества (для лабораторной работы № 1 «Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением»), обсуждение в чате вопросов для самоконтроля
| Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе
| Устный опрос,
отчет по лабораторной работе (защита)
|
1, 2, 3, 4, 5
|
Тема 2. Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу
Краткий анализ существующих концепций современного развития общества, воссоздающих внутреннюю логику общественного прогресса и определяющих его ближайшие перспективы: теорий постиндустриализма, информационного общества, постмодернити, постэкономической.
|
|
| |
| Форма проведения лекции: интеграция лекции-беседы и проблемной лекции.
Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.
Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, кейс-метод, учебная дискуссия.
|
| Углубленный анализ научно-методической литературы по концепциям развития современного общества (для лабораторной работы № 2 «Формирование информационного общества в России») обсуждение вопросов в чате вопросов для самоконтроля
| Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе
| Устный опрос,
отчет по лабораторной работе (защита)
|
1, 3, 4, 5
|
Тема 3. Основные характеристики информационного общества. Возможности и проблемы информационного общества
Основные характеристики информационного общества.
Роль и информационно-коммуникационных технологий. Понятие "информационного общества". Противоречия и проблемы, перспективы развития информационного общества. Непропорциональное использование возможностей информационно-телекоммуникационных технологий.
|
| | | | Форма проведения лекции: проблемная лекция.
Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.
Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, кейс-метод, учебная дискуссия.
|
| Углубленный анализ научно-методической литературы по проблемам прикладной информатики (для лабораторной работы № 3 «Правовые аспекты информационной деятельности»),
обсуждение вопросов в чате вопросов для самоконтроля
| Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе
| Устный опрос,
отчет по лабораторной работе (защита)
|
2, 4, 7
|
РАЗДЕЛ II.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
| Тема 4. Тенденции развития информационного общества
Процессы развития информационного общества. Глобальный, национальный и региональный контекст формирования информационного общества.
Роль государства в развитии информационного общества.
Основные подходы к оценке готовности стран, регионов, отраслей и организаций к информационному обществу.
Возможности и ограничения в области регулирования развития и использования ИКТ на региональном и муниципальном уровнях.
Система факторов, влияющих на развитие информационного общества, их основные параметры и показатели, роль в повышении готовности страны и ее регионов к информационному развитию.
|
|
| |
| Форма проведения лекции: интеграция лекции-беседы и проблемной лекции.
Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.
Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, учебная дискуссия.
|
| Углубленный анализ научно-методической литературы по проблемам прикладной информатики (для лабораторной работы № 4 «Информационные продукты и услуги»),
обсуждение вопросов в чате вопросов для самоконтроля
| Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе
| Устный опрос,
отчет по лабораторной работе (защита)
|
1, 2, 4, 5
|
Тема 5. Сетевые управленческие решения с учетом фундаментальных закономерностей преобразования информации
Проблемы инвестиций в экономику информационного общества и методы оценки эффективности.
Методы и средства поддержки принятия управленческих решений.
|
|
| |
| Форма проведения лекции: лекция-беседа.
Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.
Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах.
|
| Углубленный анализ научно-методической литературы по технологиям разработки систем поддержки процессов коллективного принятия управленческих решений (для лабораторной работы № 5 «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации»),
обсуждение вопросов в чате вопросов для самоконтроля
| Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе
| Устный опрос,
отчет по лабораторной работе (защита)
|
4, 5, 7
|
РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ
| Тема 6. Измерение информации в информационных системах
Теоретические проблемы информатики. Развитие представлений об измерении информации в фактографических, документальных и документально-фактографических информационных системах. Основные теоретические положения. Энтропия сложной системы. Сравнительный анализ мер информации Хартли, Шеннона, Бриллюэна, Харкевича, Войшвилло.
Развитие представлений об оценке качества информации в информационных системах.
|
| | | | Форма проведения лекции: интеграция лекции-беседы и проблемной лекции.
Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.
Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, учебная дискуссия.
|
| Подготовка к лабораторной работе № 6 (дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации) как подготовка к выполнению лабораторной работы, углубленный анализ научно-методической литературы.
| Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала
| Устный опрос,
отчет по лабораторной работе (защита)
| 1, 3, 4, 5
|
Тема 7. Синтаксис, семантика, прагматика информационных сообщений
Математические модели и основные характеристики дискретных эргодических источников сообщений. Меры информации А.А. Денисова: информация восприятия (элементная база сообщения), суть (значимость) единицы воспринятой информации, содержание и смысл информации.
|
|
| |
| Форма проведения лекции: интеграция лекции-беседы и проблемной лекции.
Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.
Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, учебная дискуссия.
|
| Углубленный анализ научно-методической литературы (для лабораторной работы № 6 «Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации»), обсуждение в чате вопросов для самоконтроля
| Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе
| Устный опрос, отчет по лабораторной работе (защита)
| 1, 2, 3, 5
|
РАЗДЕЛ IV.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА
| Тема 8. Модели механизмов поиска и оценки эффективности информационных поисковых систем
Язык запросов документальной автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС). Оценка эффективности АИПС. Математические модели оценки технической эффективности. Модели механизмов поиска в документальных информационных системах.
|
|
| |
| Форма проведения лекции: интеграция лекции-беседы и проблемной лекции.
Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.
Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах.
|
| Углубленный анализ научно-методической литературы по математическим моделям оценки технической эффективности (как подготовка к лабораторной работы № 7 «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет»), обсуждение в чате вопросов для самоконтроля
| Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе
| Устный опрос,
отчет по лабораторной работе (защита)
| 2, 8
|
Тема 9. Технологии извлечения знаний из больших баз данных
Поисковые задачи и виды информационного поиска. Компоненты и обобщенная схема информационного поиска. Технология отбора и обработки результатов.
|
|
| |
| Форма проведения лекции: лекция-беседа
Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.
Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, кейс-метод, учебная дискуссия.
|
| Углубленный анализ научно-методической литературы (как подготовка к лабораторной работы № 7 «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет»), обсуждение в чате вопросов для самоконтроля
| Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе
| Устный опрос,
отчет по лабораторной работе (защита)
| 3, 8
|
Тема 10. Аспекты информатизации деятельности социально-экономических систем
Правовые, экономические, социальные, психологические аспекты информатизации деятельности социально-экономических систем.
Современные методы, средства, стандарты информатики для решения прикладных задач различных классов.
|
|
| |
| Форма проведения лекции: лекция-беседа
Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.
Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, кейс-метод, учебная дискуссия.
|
| Углубленный анализ научно-методической литературы (для лабораторной работы № 7 «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет»), обсуждение в чате вопросов для самоконтроля
| Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе
| Устный опрос,
отчет по лабораторной работе (защита), итоговый тест
| 2, 4, 5, 8
|
Итого:
|
|
| |
| |
| |
| |