Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая трудоемкость дисциплины (учебного курса) – 4 ЗЕТ.




Разработчики программы:

Д.т.н., профессор кафедры информатики и ВТ _____________ А.И. Туищев


4. Структура и содержание дисциплины ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Семестр изучения 9

 

Раздел, модуль Подраздел, тема Виды учебной работы Необходимые материально-технические ресурсы Формы текущего контроля Рекомендуемая литература (№)
Аудиторные занятия (в часах) Самостоятельная работа
всего в т.ч. в интерактивной форме Формы проведения лекций, лабораторных, практических занятий, методы обучения, реализующие применяемую образовательную технологию в часах формы организации самостоятельной работы
лекций лабораторных практических
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Тема 1. Предмет и основные понятия теории информационного общества Понятие и сущность информации. Развитие представлений об информации. Понятие и сущность информационного общества. Причины и последствия информационных революций. Возникновение и основные этапы развития информационного общества.         Форма проведения лекции: проблемная лекция.   Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.     Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, кейс-метод, учебная дискуссия.   Углубленный анализ научно-методической литературы по этапам развития информационного общества (для лабораторной работы № 1 «Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением»), обсуждение в чате вопросов для самоконтроля Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе Устный опрос, отчет по лабораторной работе (защита)     1, 2, 3, 4, 5
Тема 2. Основные теории и концепции, относящиеся к информационному обществу Краткий анализ существующих концепций современного развития общества, воссоздающих внутреннюю логику общественного прогресса и определяющих его ближайшие перспективы: теорий постиндустриализма, информационного общества, постмодернити, постэкономической.         Форма проведения лекции: интеграция лекции-беседы и проблемной лекции.   Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.     Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, кейс-метод, учебная дискуссия.   Углубленный анализ научно-методической литературы по концепциям развития современного общества (для лабораторной работы № 2 «Формирование информационного общества в России») обсуждение вопросов в чате вопросов для самоконтроля Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе Устный опрос, отчет по лабораторной работе (защита)     1, 3, 4, 5
Тема 3. Основные характеристики информационного общества. Возможности и проблемы информационного общества Основные характеристики информационного общества. Роль и информационно-коммуникационных технологий. Понятие "информационного общества". Противоречия и проблемы, перспективы развития информационного общества. Непропорциональное использование возможностей информационно-телекоммуникационных технологий.         Форма проведения лекции: проблемная лекция.   Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.     Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, кейс-метод, учебная дискуссия.   Углубленный анализ научно-методической литературы по проблемам прикладной информатики (для лабораторной работы № 3 «Правовые аспекты информационной деятельности»), обсуждение вопросов в чате вопросов для самоконтроля Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе Устный опрос, отчет по лабораторной работе (защита)     2, 4, 7
РАЗДЕЛ II. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Тема 4. Тенденции развития информационного общества Процессы развития информационного общества. Глобальный, национальный и региональный контекст формирования информационного общества. Роль государства в развитии информационного общества. Основные подходы к оценке готовности стран, регионов, отраслей и организаций к информационному обществу. Возможности и ограничения в области регулирования развития и использования ИКТ на региональном и муниципальном уровнях. Система факторов, влияющих на развитие информационного общества, их основные параметры и показатели, роль в повышении готовности страны и ее регионов к информационному развитию.         Форма проведения лекции: интеграция лекции-беседы и проблемной лекции.   Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.     Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, учебная дискуссия.   Углубленный анализ научно-методической литературы по проблемам прикладной информатики (для лабораторной работы № 4 «Информационные продукты и услуги»), обсуждение вопросов в чате вопросов для самоконтроля Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе Устный опрос, отчет по лабораторной работе (защита)     1, 2, 4, 5
Тема 5. Сетевые управленческие решения с учетом фундаментальных закономерностей преобразования информации Проблемы инвестиций в экономику информационного общества и методы оценки эффективности. Методы и средства поддержки принятия управленческих решений.         Форма проведения лекции: лекция-беседа.   Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.     Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах.   Углубленный анализ научно-методической литературы по технологиям разработки систем поддержки процессов коллективного принятия управленческих решений (для лабораторной работы № 5 «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации»), обсуждение вопросов в чате вопросов для самоконтроля Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе Устный опрос, отчет по лабораторной работе (защита)     4, 5, 7
РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ Тема 6. Измерение информации в информационных системах Теоретические проблемы информатики. Развитие представлений об измерении информации в фактографических, документальных и документально-фактографических информационных системах. Основные теоретические положения. Энтропия сложной системы. Сравнительный анализ мер информации Хартли, Шеннона, Бриллюэна, Харкевича, Войшвилло. Развитие представлений об оценке качества информации в информационных системах.         Форма проведения лекции: интеграция лекции-беседы и проблемной лекции.   Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.     Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, учебная дискуссия.   Подготовка к лабораторной работе № 6 (дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации) как подготовка к выполнению лабораторной работы, углубленный анализ научно-методической литературы.   Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала Устный опрос, отчет по лабораторной работе (защита)   1, 3, 4, 5
Тема 7. Синтаксис, семантика, прагматика информационных сообщений Математические модели и основные характеристики дискретных эргодических источников сообщений. Меры информации А.А. Денисова: информация восприятия (элементная база сообщения), суть (значимость) единицы воспринятой информации, содержание и смысл информации.         Форма проведения лекции: интеграция лекции-беседы и проблемной лекции.   Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.     Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, учебная дискуссия.   Углубленный анализ научно-методической литературы (для лабораторной работы № 6 «Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации»), обсуждение в чате вопросов для самоконтроля   Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе Устный опрос, отчет по лабораторной работе (защита)   1, 2, 3, 5
РАЗДЕЛ IV. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА Тема 8. Модели механизмов поиска и оценки эффективности информационных поисковых систем Язык запросов документальной автоматизированной информационно-поисковой системы (АИПС). Оценка эффективности АИПС. Математические модели оценки технической эффективности. Модели механизмов поиска в документальных информационных системах.         Форма проведения лекции: интеграция лекции-беседы и проблемной лекции.   Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.     Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах.   Углубленный анализ научно-методической литературы по математическим моделям оценки технической эффективности (как подготовка к лабораторной работы № 7 «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет»), обсуждение в чате вопросов для самоконтроля Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе Устный опрос, отчет по лабораторной работе (защита) 2, 8
Тема 9. Технологии извлечения знаний из больших баз данных Поисковые задачи и виды информационного поиска. Компоненты и обобщенная схема информационного поиска. Технология отбора и обработки результатов.         Форма проведения лекции: лекция-беседа   Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.     Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, кейс-метод, учебная дискуссия.   Углубленный анализ научно-методической литературы (как подготовка к лабораторной работы № 7 «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет»), обсуждение в чате вопросов для самоконтроля Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе Устный опрос, отчет по лабораторной работе (защита) 3, 8
Тема 10. Аспекты информатизации деятельности социально-экономических систем Правовые, экономические, социальные, психологические аспекты информатизации деятельности социально-экономических систем. Современные методы, средства, стандарты информатики для решения прикладных задач различных классов.         Форма проведения лекции: лекция-беседа   Форма проведения лабораторного занятия: групповая форма.     Методы обучения: презентационный метод, демонстрационный метод, работа в парах, кейс-метод, учебная дискуссия.   Углубленный анализ научно-методической литературы (для лабораторной работы № 7 «Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет»), обсуждение в чате вопросов для самоконтроля Программные и сервисные средства для презентации демонстрационного материала, для разработки отчета по лабораторной работе Устный опрос, отчет по лабораторной работе (защита), итоговый тест 2, 4, 5, 8
Итого:              
   
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...