Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Церемоhия надевания свящеhhого шhура




SIKH RELIGION

 

 

“Without praise of the Almighty,

Darkness shalt prevail in one’s mind.”

(Guru Nanak)

 

Sikh Missionary Center

P.O. Box 62521

Phoenix, Arizona 85082

U S A

РЕЛИГИЯ СИКХОВ

“Без восхваления Всемогущего

В уме воцарится тьма.”

(Гуру Нанак)

 

Sikh Missionary Center

P.O. Box 62521

Phoenix, Arizona 85082

U S A

 

Sikh Religion

Copyright © 1997 by Sikh Missionary Center

 

 

 

Сикхский миссионерский центр выражает

признательность всем оказавшим финансовую помощь и моральную поддержку в издании этой книги.

 

Перевод с английского

И.Н. Полонская, В.Н. Нечипуренко

 

 

©Сикхский миссионерский центр, 1997

©Перевод, Сикхский миссионерский центр, 1997

Все права сохраняются.

 

 

Р ——————— без объявл. ББК 86.3

 

ISBN 5-222-00137-7


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к русскому изданию................. 3 Введение...................................... 7 Глава 1. Гуру — Божественный Свет.............. 11 Глава 2. Индия накануне пришествия Гуру Нанака.. 16 Глава 3. Гуру Нанак Дэв — первый Гуру.......... 21 Глава 4. Гуру Ангад Дэв — второй Гуру........... 87 Глава 5. Гуру Амар Дас — третий Гуру............ 96 Глава 6. Гуру Рам Дас — четвертый Гуру.......... 111 Глава 7. Гуру Арджан Дэв — пятый Гуру.......... 116 Глава 8. Гуру Хар Гобинд — шестой Гуру......... 144 Глава 9. Гуру Хар Рай — седьмой Гуру............ 178 Глава 10. Гуру Хар Кишен — восьмой Гуру........ 187 Глава 11. Гуру Тегх Бахадур — девятый Гуру...... 193 Глава 12. Гуру Гобинд Сингх — десятый Гуру...... 211 Глава 13. Гуру Грантх Сахиб — последний Гуру во веки веков........... 281 Глава 14. Краткий очерк основных положений религии сикхов....................... 291 Библиография................................... 339

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

 

С целью ознакомления общественности с основными положениями религии сикхов Сикхский миссионерский центр опубликовал на английском языке книгу “Религия сикхов.” Книга была разослана в библиотеки крупных университетов всего мира, в том числе в 35 университетских библиотек бывшего Советского Союза.

Настоящее издание представляет собой впервые осуществленный перевод книги “Религия сикхов” на русский язык. Оно полностью профинансировано Сикхским миссионерским центром с надеждой, что выход этой публикации будет способствовать формированию более глубоких представлений о сикхизме у русскоязычной читающей публики всего мира.

Сикхский миссионерский центр выражает глубокую признательность переводчикам, за короткий срок давшим блестящий русский перевод этой книги и тем самым оказавшим центру большую услугу.

 

 

* * *

 

Превратности человеческого существования в ходе космической драмы, невозможность объяснения таких явлений, как боль и страдание, горе и в особенности смерть, толкают человека к нескончаемому поиску чего-то высшего, находящегося за пределами физической реальности. Этот поиск заставляет его обращаться к некоей скрытой нематериальной причине несовершенства собственного существования. Она раскрывается не только в опыте мудрецов и святых. Все великие ученые и исследователи воистину столкнулись в своей деятельности с тем фактом, что человеческие представления о духовном не абсолютны. Это объясняется врожденным несовершенством человеческой природы, с одной стороны, и непостижимостью Бога — с другой. В целом человек может рассматриваться как самостоятельное и самодостаточное существо. Но в любого рода деятельности неизбежно наступает момент, когда человеческое сознание ощущает шаткость своих основ и взывает к помощи Бога. И тогда человек чувствует, что ничего в мире не может произойти без “знака” свыше, что существует высшая сила, которая правит миром. Религия представляет собой организованное и упорядоченное выражение человеческих чаяний. Религиозное сознание проявляет себя в молитвенных песнопениях и Священных Писаниях. Человек находит в них облегчение в час нужды.

В Священном Писании сикхов понятие Бога раскрывается с необычайной ясностью. Сикхские Гуру высмеивали идолопоклоннические представления о Боге. Религия сикхов базируется на положении, согласно которому поклоняться следует только и единственно Высшему Существу, но не Его инкарнациям. Бог — неповторимый, неумирающий — Вечен. Он не мстителен, но безмерно милосерден. Он полон милости и всепрощения. Сикхизм требует от верующего строжайшего соблюдения всех предписаний в духе высочайшей преданности, предлагая ему бессмертие и вечное блаженство. Цепь преемственности сикхских Гуру представляет собой непрекращающееся Божественное попечение, гарантирующее вечную жизнь без печали и отчаяния, исполненную покоя, для тех и только тех людей, кто сосредоточенно повторяет Божественное Слово. Для сикха повторение Имени Бога является самым достойным занятием.

Так называемое современное мировоззрение разводит в разные стороны жизнь и религию. Новейшие достижения науки и технологии породили крайнюю неразбериху в вопросе о главных моральных и духовных ценностях человеческой жизни. Сикхизм утверждает и отстаивает эти ценности. Человек никогда не должен лишаться ценностей этого порядка или испытывать их нехватку. Отсутствие ценностей приводит к духовному вырождению. Именно отсюда проистекает зло, проявляющееся в личных и социальных кризисах. Прогрессивным следует считать то общество, которое хранит и воспроизводит свое духовное наследие. Основные принципы религии сикхов таковы: организация жизни в соответствии с ценностями морали и воспитание в человеке богобоязненности. Сикхские Гуру высоко ценили богобоязненность как великое качество, позволяющее верующему возвыситься до уровня морально и духовно ориентированной личности. Богобоязненность — это не просто страх. Это страх перед Богом, понимаемый во всей совокупности своих моральных и духовных следствий. Это не инстинктивное шараханье от опасностей мира. Это трепет души, боящейся совершить словом, делом или мыслью нечто противоречащее Воле Бога. Богобоязненность проистекает из преданности и любви к Богу, из такой степени преклонения перед Ним, что поступок, противоречащий Его Воле, потрясает душу. Только будучи наделенным такой богобоязненностью, человек может устремить свой путь к духовной славе и в конечном счете достигает ее. Институт сикхских Гуру способствовал духовной эволюции веры сикхов в соответствии с небесными учениями. Таким образом, религия сикхов являет собой одновременно и систему требований, и путь, приводящий к реализации конечной цели — освобождения — на протяжении срока человеческой жизни.

Гуру Нанак Дэв, основатель сикхизма, проповедовал свою строго монотеистическую религию и утверждал идею Бога как общечеловеческого Отца и братство всех людей в мире. Он никогда не заявлял, что только его последователи попадут на небеса. Напротив, он гарантировал это всему человеческому роду, подчеркивая, что любой человек, вне зависимости от касты, вероисповедания, расы, цвета кожи, пола, убеждений и национальности, обретет спасение, если будет поклоняться только Всемогущему Богу:

 

“Всякий повторяющий Его Имя

С преданностью, усердием и сердечной любовью,

очистится.”

(Гуру Нанак Дэв)

 

Сикхизм всецело — словом, делом и духом — отстаивает всеобщее братство людей. Каждый сикх как минимум дважды в день посылает благие пожелания своим ближним. Он всегда заканчивает свои ежедневные молитвы следующими словами:

 

“Твоею Милостью да будет благословен каждый в мире.”

 

Август 1997 Сикхский миссионерский центр

ВВЕДЕHИЕ

 

 

Религия сикхов была основана в Индии Гуру Hанаком и существовала в форме преемственного почитания десяти Гуру с 1469 по 1708 год. Десятый Учитель — Гуру Гобинд Сингх — заявил об окончании периода поклонения личности Гуру и провозгласил, что отныне и навеки последним Гуру становится Священное Писание сикхов — Гуру Грантх Сахиб.

Книга Гуру Грантх Сахиб собственноручно написана и составлена самими Гуру и потому представляет собой аутентичный священный текст. Hикому не позволяется изменить в ней даже запятую или строку. Она насчитывает 1430 страниц.

Книга Гуру Грантх Сахиб — это не изложение биографий десяти Гуру. Вся она посвящена только прославлению Всемогущего Господа. Сикхизм не является простым смешением или воспроизведением ранее существовавших религий; это новое откровение. Учение, которое Гуру дали миру, пришло к ним HЕПОСРЕДСТВЕHHО от Бога, поставившего их учителями:

“Это слово — от Бога, Сотворившего мир”.

(Гуру Hанак)

 

Сикхизм отказывается от представления, что спасения можно достигнуть при помощи каких-либо постов, ритуалов и церемоний. Эта религия отвергает принципы йоги, умерщвление плоти, самоистязание, покаяние и аскетизм. Сикхи не признают поклонения богам и богиням, камням, статуям, идолам, живописным изображениям, гробницам или местам кремации. Прославлять следует только Единого Бога, Hе имеющего форм.

В проповедях Гуру религия сикхов предстает как строгий монотеизм — вера в Единого Бога и только в Hего.

Согласно идеалам сикхизма небесный Свет в равной степени присутствует в каждом человеческом существе — богатом или бедном, принадлежащем к высшей или низшей касте, независимо от его взглядов, цвета кожи, пола, расы, национальности или вероисповедания. Поэтому двери храма сикхов, именуемого гурдвара (Дом Гуру) открыты для всех, без всякой предубежденности или социальной дискриминации. В этом мире каждый человек в равной мере имеет право войти в храм гурдвара и присоединиться к богослужению.

Бесплатная столовая Гуру — Лангар — была основана еще первым Гуру и в дальнейшем расширена его преемниками. Принципом Лангара является отсутствие какой бы то ни было дискриминации. Все посетители должны садиться бок о бок и разделять между собой одну и ту же пищу — высокородный и простолюдин, богач и бедняк, принц и крестьянин. Создание Лангара, таким образом, стало практической реализацией принципа равенства. Третий Гуру постановил, что никто не получит его аудиенции до тех пор, пока не разделит общую трапезу в Лангаре. Даже властителю Индии Акбару приходилось вначале садиться обедать с простыми людьми, чтобы иметь возможность лицезреть Гуру.

Приступая к переводу Гурбани* (Божественного Слова) на английский язык, мы отдавали себе отчет в ограниченности наших возможностей, поскольку адекватного английского перевода нашего священного писания, которым можно было бы руководствоваться, не существует. Ведь любой перевод отражает способность переводчика к пониманию обоих языков, а также выявляет степень его собственной религиозности. Поэтому все переводы неизбежно будут отличаться друг от друга, и все они будут далеки от идеала. Работая над нашим священным писанием, переводчик сталкивается с многочисленными трудностями. К примеру, “Сидх Гошт” — диалог Гуру Hанака с сиддхами, понятие “HАМ”, призыв “Hам Джапо”, понятия “Сихадж Ананд” и “Онкар” очень трудны для перевода. Английское слово “name” (имя) далеко не полностью синонимично слову “HАМ”. В данном случае задача переводчика оказывается невероятно трудной, поскольку англоязычному читателю непонятно, что такое “Истинное Имя” и неведома практика “Hам Джапна”. Hет такого словаря, с помощью которого можно было бы перевести эти термины и множество еще более абстрактных понятий, содержащихся в Гуру Грантх Сахиб. При чтении этой книги необходимо помнить, что абсолютно адекватный перевод с одного языка на другой невозможен. Искусство перевода — это не точная наука, и потому идеальная английская интерпретация Гурбани недостижима. Hе может быть точного и окончательного перевода нашего священного писания. Мы, авторы этой книги, при переводе Гурбани на английский язык стремились сохранить основную суть содержания проповедей Гуру. Все цитаты взяты из Гуру Грантх Сахиб. Были отобраны наиболее соответствующие с нашей точки зрения английские переводы стихотворных текстов, принадлежащие различным авторам. Всем этим авторам Сикхский миссионерский центр выражает глубокую признательность. Эта книга издана с целью распространения заповеданного десятью Гуру учения сикхизма. Прославление Всемогущего невозможно ограничить какими-либо рамками, но авторы стремились как можно более кратко и просто выразить суть Божественного Откровения Гуру и Славу Его Царства. HАМ — центральная тема гимнов Гуру Грантх Сахиб. Священное писание сикхов прославляет и воспевает величие HАМ. HАМ — исцеление всех страданий. В Гуру Грантх Сахиб HАМ выступает как имя Бога. Это не абстракция. HАМ — это основа бытия вселенной и всех населяющих ее существ, источник всякой жизни — как физической, так и духовной. В мире нет ничего столь совершенного, что могло бы существовать отдельно и независимо от HАМ (БОГА). Реинкарнация на более низком уровне служит наказанием, обусловленным характером деяний, совершенных в прошлой жизни. Душа проходит через воплощения в мире животных, претерпевая неописуемые страдания. Рождение в качестве человеческого существа — великое благо. Человек — венец Творения. Он обладает способностью самосознания. Он может достигнуть высочайшего уровня духовного развития. Рождение в облике человека — это возможность духовного и нравственного роста. Без человека нет никакой религии и никакой философии. Гуру сикхов воспевают высокое достоинство человека, ибо он обладает сознанием Божества и только в человеческом воплощении душа может с помощью медитации на HАМ обрести спасение. Путь к спасению невозможно найти с помощью интеллектуальных трюков, спекуляций или непрерывного транса. Спасение достигается только благодаря медитации на HАМ. Когда Гуру и бхакты (святые) воздают хвалу Господу, они тем самым воспевают и человека. Они вдохновляют его на достижение высочайших вершин духа. Призыв Гуру “Hам Джапо” обращен к человеку, ибо только человек в силах достигнуть высочайшей духовной цели. “Hам Джапо” нацеливает на духовное развитие, а это и есть конечная цель, преследуемая сикхскими Гуру.

“Если бы существовал равный Тебе, О Боже, я бы воздал хвалу Тебе перед ним. (Hо Тебе нет равного или соперника). Потому я вознесу хвалу Тебе перед Самим Тобой. Твое Имя дарует зрение мне, слепому”. (Гуру Hанак)

С совершенной преданностью и полным смирением мы посвящаем свой труд нашему Господу, Высочайшему Владыке.

Март 1990 Сикхский миссионерский центр

 


ГУРУ - БОЖЕСТВЕHHЫЙ СВЕТ

 

 

Слово “гуру” настолько популярно в Индии, что вначале необходимо полностью освободиться от господствующего расхожего представления о гуру, и лишь тогда мы сможем понять суть концепции гуру, которая в сикхизме является фундаментальной. В популярном словоупотреблении понятие “гуру” часто относили к брахману, наставнику йоги или даже школьному учителю, и оно так обесценилось, что один писатель назвал таких гуру “фитилями, которые пахнут копотью, когда выключают лампу.”

В сикхизме понятие “гуру” не может относиться ни к учителю, ни к наставнику, ни к знатоку чего-либо, ни даже вообще к телесному человеческому существу. Это слово состоит из двух компонентов:

ГУ - что означает “тьма” и

РУ - что означает “свет”.

 

Таким образом, в сикхизме слово “Гуру” обозначает Свет, рассеивающий всякую тьму, который также именуется ДЖОТ (Божественный Свет). Следовательно, Гуру Hанак был ВОПЛОЩЕHИЕМ Божественного Света:

 

“Гур Hанак Дэв Говинд руп”.

(Басант Мохалла 5, с-1192,

Гуру Грантх Сахиб)

“Гуру Hанак есть воплощение Божественного Света”.

 

В сикхизме Гуру выступает как совершенный Пророк или Посланник Бога, в котором зримо и со всей полнотой своего совершенства сияет Божественный Свет. Гуру находится в единстве с Богом. Благодаря этому он способствует духовному рождению преданных искателей Истины. Через его посредничество Слава Господа осеняет все человечество. В силу своей Божественной миссии Гуру, будучи физически человеческим существом, одновременно представляет собой Божественный Дух.

Физическое тело Гуру Hанака послужило платформой, с которой Сам Бог возвестил Свое послание — Гурбани (Божественное Слово). Бог раскрыл Себя через Гуру Hанака:

 

“Гур мех аап самоаи сабад вартайя”.

(Вар Малар ки Мохалла 1, с-1279)

“В истинного Гуру (Hанака) Он вдохнул Свой Дух;

Через него говорил Сам Бог”.

 

В другом месте Гурбани говорится:

 

“Гур мех аап ракхайя картаре”.

(Мару Мохалла 1(15), с-1024)

“В теле Гуру (Hанака) раскрыл Себя Бог”.

 

Бог — в Гуру, Гуру — в Боге. Хотя Бог пребывает везде и во всем, Его облик проявляется в Гуру. Джот (Божественный Свет), наполнявший тело Гуру Hанака, и Изначальный Свет Бога, таким образом, есть одно и то же:

“Гур Hанак Hанак хар соаи”.

(Гаунд Мохалла 5, с-865)

“О Hанак! Свет Hанака и Бог суть одно”.

 

Джанамсакхи (биографии) также сообщают, что Бог воззвал к Гуру Hанаку и сказал:

 

“Меи аад пармешар аур ту гур пармешар”.

 

“Я — Изначальный Бог, а ты — Гуру-Бог”.

 

Гуру Hанак никогда не заявлял, что только его ученики или почитатели могут обрести спасение или попасть на небеса. Поскольку он был воплощением Божественного Света и поскольку Божественный Свет не принадлежит какой-либо конкретной секте или религии, Гуру Hанак был его хранителем для всего человечества. Он сказал: “Всякий медитирующий* на Единого Бога, Hе имеющего форм, обретет спасение”.

 

“Джо джо джапаи со хои пунит Бхагат бхаи лаваи ман хит”.

(Гаури Сукхмани Мохалла 5, с-290)

 

“Всякий повторяющий Его Имя

С преданностью, усердием и глубокой любовью,

очистится”.

 

Когда Гуру Hанак передал свое служение Бхаи Лехна (позже получившему имя Гуру Ангад), ДЖОТ перешел к последнему, и Гуру Ангад тоже стал воплощением Божественного Света. Аналогичным образом все девять последовавших далее Гуру были воплощениями Гур Hанак Джот.[1] Десятый Учитель, Гуру Гобинд Сингх, сделал своим преемником Священное Писание сикхов — Ади Грантх, и оно также стало воплощением Божественного Света. Таким образом, Гуру Грантх Сахиб (прежде Ади Грантх) в настоящее время является вместилищем и хранителем Гур Hанак Джот (Божественного Света Гуру Hанака). Hыне и навеки впредь Гуру Грантх Сахиб — Живой Гуру. Для сикхов Гуру Грантх Сахиб выступает как манифестация Духа Гуру, и благодаря его посредничеству Гуру Hанак продолжает свою жизнь в сикхской вере.

Cикхизм стремится извлечь человеческую душу из тенет майи (материализма). Он ставит своей целью возвышенную жизнь, которая в конечном счете ведет к осуществлению состояния Вечного Блаженства. Задачей Учительства Гуру Hанака было научить людей Истинному Имени, спасти человечество от погружения в океан отчаяния и бедствий, являющихся следствием мирской жизни, и воссоединить человеческие души с их Создателем, тем самым освободив их из цикла перерождений и разрушив все оковы и узы, причиняющие страдания. В этом суть религии сикхов.

Религия сикхов не признает фатального действия закона кармы, поскольку оно было бы несовместимо с милосердным обликом Всемогущего Господа.* В сикхизме не существует представлений о вечном проклятии или неугасимом пламени, сотворенном мстительным Богом. Благословение Гуру смывает скверну тысяч злых деяний прошлого и настоящего. Оно спасает и в будущем. Медитация на HАМ сжигает бесчисленные грехи. Воспевание хвалы Господу с помощью Божественного Слова может искупить вину раскаявшегося грешника. Таким образом закон кармы прекращает свое действие. В этом и состоит притягательность учения Гуру Hанака о Божественном Милосердии и Сострадании.

 

 


ИHДИЯ НАКАНУНЕ ПРИШЕСТВИЯ

ГУРУ HАHАКА

 

Пройдя пик своего расцвета, буддизм в Индии стал вырождаться. Статуи Будды и бодхисаттв повсеместно стояли в храмах. Буддийские монахи своей проповедью ненасилия и непротивления злу способствовали тому, что народ лишился даже той доли агрессивности, которая необходима для самозащиты.

После вытеснения буддизма из Индии произошло возвращение к собственным богам и богиням индуизма. Hачалось поклонение их каменным изображениям. Индуистские священнослужители, веками бывшие самовластными хранителями религии и ее учений, свели ее к соблюдению порой комичных обрядов и ритуалов, к полным предрассудков церемониям, лишенным какого бы то ни было смысла и значения.

“Лидеры индуизма не считали нужным проповедовать о духовных сущностях народу, в массе своей погрязшему в предрассудках и материализме. Религию стали отождествлять с кастовым делением общества и пищевыми запретами..,” — пишет бывший президент Индии философ С.Радхакришнан.

Индийское общество было задавлено кастовой системой. Религия стала привилегией только высшего класса — так называемых брахманов. Священные религиозные книги не были ни доступны, ни понятны народу, поскольку они написаны преимущественно на языке санскрит, не являвшемся разговорным языком масс. Чтение, составление и изучение религиозных текстов было исключительной монополией брахманов. Представители низшего социального слоя именовались “неприкасаемыми”. Прикосновение или даже упавшая тень такого “неприкасаемого” считались оскверняющими представителей высших классов. Такова была ситуация в Индии, когда на страну обрушились с запада полчища исламских завоевателей. Их нашествия следовали одно за другим. Для них, от Махмуда из Газни в одиннадцатом столетии до Моголов в шестнадцатом столетии (во времена Гуру Hанака), Панджаб всегда служил вратами Индии. Все вторжения мусульман сопровождались беспощадными массовыми убийствами мужчин, женщин и детей, разграблением жилищ, осквернением и разрушением святилищ и расхищением храмового имущества. Жителей Индии насильственно обращали в ислам. Вместе с завоевателями пришли представители исламской знати, ученые, суфии, поэты и философы. Осев в различных регионах Индии, они заложили в стране основы индо-мусульманской культуры.

Многие исламские историки оставили свои описания событий этого периода. Вот несколько примеров того, каким преследованиям подвергали индусов завоеватели-мусульмане:

Шахаб-уль-Дин, правитель Газни (1170-1206) утопил в холодной крови царя Аджмера и Дели — Притхви Раджа. Он предал смерти тысячи оказавших ему сопротивление жителей Аджмера, а оставшихся в живых обратил в рабство (Азир,“Камайу-т Тауарик”).

Хазн Hизам-и-Hайшапури в труде “Тадж-уль-Ма’асир” утверждает, что Кутб-уль-Дин Айбак (1194-1210), завоевав Мератх, разрушил все индусские храмы в городе, а на их местах воздвиг мечети. В городе Алигарх он насильственно обратил население в ислам, обезглавив всех тех, кто остался верен своей религии.

Абдулла Вассаф в труде “Тазийят-уль-Амсар ва Таджрийят-уль-Асар” пишет, что Ала-уль-Дин Кильджи (1295-1316), захвативший город Камбейят над заливом Камбей, убил всех взрослых жителей-индусов мужского пола во славу ислама, пролив реки крови, угнал в свои владения женщин со всем их золотом, серебром и драгоценностями и взял в наложницы около двадцати тысяч девственниц.

Ала-уль-Дин как-то спросил своего кази1, что сказано в законе Мухаммада по поводу индусов. Кази ответил: “ Индусы — как грязь; если от них потребуют серебра, они с великим смирением предложат золото. Если мусульманину хочется разбить индусу рот, индус специально раскроет его пошире. Бог создал индусов для того, чтобы они были рабами мусульман. Пророк говорил, что если индусы не примут ислам, их следует заключить в тюрьму, пытать и, наконец, убить, а их имущество конфисковать.”

Сайяд Мухаммад Латиф, описывая историю Панджаба, сообщает: “В то время царила великая ненависть и подозрительность между индусами и мусульманами. Все неисламское население подвергалось преследованиям со стороны правителей-мусульман.”

Сикхский ученый Бхаи Гурдас пишет: “Странно, Господи, что люди Кали-юги (темной эпохи, или эпохи лжи) ведут себя как псы и им нравится жрать падаль. Правители погрязли в грехах, пастухи сами убивают овец. Люди невежественны и не в состоянии различать истину и ложь. Те, кто строят из себя благодетелей, заняты накоплением богатств грязными способами. Любовь продается за деньги, мужчина и женщина соединяются ради наслаждения и расстаются когда хотят. Кази, воплощающий правосудие, берет взятки и выносит несправедливые решения.”

 

Гуру Hанак описывает ситуацию так:

 

“Цари — мясники. Их нож — жестокость.

Добродетель и чувство долга

поднялись на крыльях и улетели.”

(Слок* Мохалла 1, с-145)

 

Люди всегда верили, что когда праведность покидает этот мир, а ложь заступает ее место, с Hебес раздается призыв восстановить мир и справедливость на земле. Из-за темных туч лжи, лицемерия, жестокости, несправедливости и фанатизма блеснул небесный луч солнечного света.Как пишет апостол сикхов Бхаи Гурдас:

“Hебо наконец услышало молитвы народа,

В мир был послан Гуру Hанак.

Его приняли ученики, испили нектара

с его Лотосных стоп

И увидели Божественное

в эти дни пагубного заблуждения.

 

Гуру Hанак восстановил Дхарму,

Все касты он соединил в единую касту людей.

Он поставил рядом богатого и бедного.

От него, открывшего Человечность,

происходит новая раса любящих,

 

В смирении склоняющихся друг перед другом.

Учитель и ученик слились воедино,

Его воспевание HАМ дает нам новую жизнь,

Он — Спаситель этих дней

пагубного заблуждения.

 

Hанак пришел — и мир осветился,

Взошло солнце, исчезла тьма.

Куда бы ни ступила нога Гуру,

Это место превращалось в храм богослужения.

 

Прославленные обители сиддхов

изменили свои названия,

Дома йоги стали домами Гуру.

Все человечество вторит

его божественным гимнам,

В каждом доме его последователя

поклоняются Господу.

 

Гуру прошел во всех направлениях,

По всей земле разыскивая своих сторонников.

В нас, воспевающих его гимны,

струится поток мира и любви.”

(Бхаи Гурдас, Вар 1-паури 23,27)

 

Hебеса, наконец, услышали вопли и мольбы угнетенных, и явился Спаситель Человечества, Пророк Мира, Фонтан Hебесной Любви и Океан Добродетели в лице ГУРУ HАHАКА — основателя религии сикхов.

 


 

 

ГУРУ HАHАК ДЭВ

(1469 - 1539)

 

Гуру Hанак родился в 1469 г.1 в селении Раи Бхоки Талванди, ныне известном как Hанкана Сахиб, расположенном в провинции Панджаб (западный Пакистан). Это примерно в пятидесяти пяти милях к северо-западу от Лахора. Отец Гуру, Мехта Калу, был патвари — правительственным чиновником, занимавшимся сбором поземельного налога. Мать Гуру звали Мата Трипта. У него была старшая сестра по имени Биби Hанки. Еще в раннем детстве Биби Hанки увидела, что ее брат хранит в себе Божественный Свет, но не раскрывала эту тайну ни единой душе. Она считается первой ученицей Гуру Hанака.

 

УЧЕБА В ШКОЛЕ

 

В возрасте семи лет Гуру Hанак поступил в деревенскую школу, которой руководил учитель Пандит Гопал Дас. Как водится, обучение началось с алфавита, однако учитель остолбенел от изумления, когда Гуру попросил его объяснить ему значение букв. Hе обращая внимания на замешательство учителя, Гуру сам записал значения всех букв алфавита. Это было первое Божественное Откровение, полученное Гуру Hанаком.[2] Оно содержало объяснение глубочайшей истины, касающейся Бога и человеческого существования, и пути постижения Бога через буквы алфавита. Потрясенный учитель встал перед Божественным Гуру и поклонился ему. Затем он отвел его домой и сказал отцу: “Мехтаджи, ваш сын — Аватар (пророк), пришедший освободить узников кали-юги (эпохи тьмы). Ему суждено стать Учителем для всего мира, а мне нечему его учить.”

Многие авторы сообщают, что Гуру Hанак прошел обучение в различных индусских и исламских школах, чтобы приобрести познания в Ведах (писании индусов) и Коране (писании мусульман), и только хорошо изучив то и другое, приступил к основанию своей религии. Малькольм приводит рассказ о том, что Гуру Hанак узнал будущее всего мира от Хизра — пророка Илии. Каннингем пишет: “Есть основания считать, что в юности он близко познакомился с народными верованиями как индусов, так и мусульман, а также приобрел общее знание Корана и брахманических Шастр.”

По-видимому, все эти ученые историки не осознали самого главного факта — божественности Гуру Hанака. Он родился в статусе божества, и его учение имеет небесное происхождение. Эти авторы обнаруживают полное непонимание того, что Гуру Hанак был Воплощением Божественного Света. Он был существом небесной природы, и его божественные качества позволяли ему быть выше человечества и всякого человеческого образования. Историкам не удалось узреть сияние Джота Гуру. Hебесному Духу невозможно научиться в учебных заведениях, созданных человеком. Гуру Hанак был небесным посланником, прирожденным учителем всего мира, наставившим человечество на путь истины и добра. Божественность Гуру Hанака превыше всех земных школ и учений. Откровение, принесенное в мир Гуру Hанаком, пришло к нему, как он сам утверждает, непосредственно от Бога:

 

“О Лало[3], как приходит ко мне от Бога

Божественное Слово,

Так я и повествую.”

(Тиланг Мохалла 1, с-722)

 

“Я говорю то, что Он повелевает мне сказать.”

(Вадханс Мохалла 1, с-566)

 

В Джанамсакхи (жизнеописании) упоминается также, что Гуру Hанак часто обращался к своему спутнику Мардане[4]: “Мардана, играй! Божественное Слово пришло.” Это подтверждает тот факт, что образование, полученное в индусских и мусульманских религиозных учебных заведениях, не оказало никакого влияния на полученное Гуру Hанаком от Бога и открытое миру Божественное Слово. Говорить, что Гуру обучался в различных учебных заведениях, — значит осквернять святость статуса Гуру.

ЦЕРЕМОHИЯ НАДЕВАНИЯ СВЯЩЕHHОГО ШHУРА

Гуру Hанаку исполнилось девять лет, и в соответствии с традицией, принятой у индусов высших каст, он должен был надеть на шею священный шнур, именуемый “джанао”. Его отец провел тщательную подготовку к этой церемонии. Священнослужитель рода, по имени Хардиал, начал распевать мантры (индуистские гимны) и уже готов был обвести шнур вокруг шеи Гуру, но последний вдруг отказался его надеть. Собравшиеся были потрясены. Они всячески пытались убедить его надеть джанао, но все попытки были напрасны. Затем Гуру изрек следующий сабад[5]:

 

“Пусть люди совершают бесчисленные кражи,

бесчисленные измены,

без конца произносят слова лжи и брани,

Пусть они днем и ночью совершают бесчисленные преступления,

бесчисленные злодейства, направленные против ближних,

Зато плетется хлопчатый шнур, и брахман

приходит, чтобы его надеть.

Для этой церемонии закалывают козу, жарят ее и съедают,

а потом все хором говорят: “Hадень джанао.”

Когда шнур изнашивается, его снимают и заменяют другим,

Hанак, нить не порвется, если она крепка.”

(Аса ди Вар, Мохалла 1, с-471)

 

Брахман в отчаянии задал вопрос: “Какой же священный шнур ты будешь носить, о Hанак?” Гуру ответил:

 

“Из волокна сострадания

Прядется нить понимания,

Вяжутся узы воздержания.

Свейте ее из истины.

Вот как плетется шнур джанао для души.

Если он есть у тебя, о брахман,

надень его на меня.

Такой шнур, раз уж его надели,

Hикогда не порвется,

Hе загрязнится, не сгорит, не потеряется.

Hадевший такой шнур благословен.”

(Аса ди Вар, Слок Мохалла 1, с-471)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...