Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б. Восхождение в страну верхних духов.




Кандидат в шаманы со своим учителем восходят8 (камланием) в верхнюю страну (юёсээ дойдуга) к духу по имени Юёлэн-Кунньаас, имеющему жеребца (или жеребцов) с крыланом на оплечьях («Бар-Джагыл атыырдаах Юёлэн- Кунньаас»9).

У шамана бывает (вернее, — «должна быть»), так называемая, «священная плоть», выросшая на темени («ытык эт» — дословно — чтимое мясо). Еще раньше, при рассекании тела духами, отрезанные и разбросанные части этого мяса шаман-учитель собирает и обратно прикладывает на место. При этом говорит: «Это в таких-то случаях (болезнях) бывает целебно», затем плюет в зев его (посвящаемого).

Есть духи рода Чээгэй, причиняющие глазные болезни. Раньше кровеносные сосуды шамана, оказывается, будучи разрезаны там, на месте пребывания упомянутых духов, тоже разбрасываются. Шаман-наставник, собрав эти части, прикладывает их обратно на место и также плюет в его (будущего шамана) зев.

Теперешние шаманы не совершают обряда посвящения, они обычно говорят — «Нет шаманов, которые могли бы, были бы в силах посвятить нас».

Рассказывают, что посвящаемым в шаманство предлагается самим выбрать одно из двух: или посвятиться от духов «источника гибели и смерти»,10 или же посвятиться от духов «исцеления и спасения».

Затем, шаманы будто бы, должны там показывать свои десять пальцев.

 

 

Романов Тимофей.

3-й Мальжегарский наслег.

28 января 1925 г.

 

РАССЕКАНИЕ ТЕЛА ШАМАНА.

 

В древности, как рассказывают, при зарождении великого шамана его род вымирал: за каждую кость шамана духи требовали человеческий выкуп из среды его родственников. По преданию — рассекание тела шамана совершается в течение трех или семи дней; в эти дни он лежит бездыханный, лишенный речи, точно мертвый.

Кроме того, должны быть приняты особые меры предосторожности. Избирается безлюдное место, никто не должен проходить мимо лежащего шамана. В пище тоже требуется особая осторожность, можно пить одну воду и есть сырое мясо.

 

 

Емельянов Егор.

Урочище Усун-Кытыл.

11 февраля 1925 г.

 

ЖЕРТВЕННОЕ КРОПЛЕНИЕ ТЕЛА ШАМАНА

 

Человек, который должен стать шаманом, в течение трех, четырех лет хворает умопомешательством. Про это именно и говорят, что «он лежит, подвергаясь рассечению — эттэнии». По рассказам, кровь и тело (досл.—мясо) шамана разбрасывают в виде жертвы «по всем бедам-источникам «смерти и болезней» и по всем подъемам. (Рассказчик употребил фразу — «ысыах ысаллар»; ысыах — жертвенное кропление кумыса, «ысаллар» — разбрасывать, рассеивать, разбрызгивать. Г. К.).

Если при этом кроплении тело шамана не достигло какого- либо места (или духа), насылающего болезнь, то в это место шаман отправиться не может (т. е. не может совершать служения).

При совершении эттэнии шаманы, говорят, лежат на вид целые, но тем не менее их одежда, будто бы, бывает окровавлена.

 

 

Никифоров Иннокентий.

Остров Тиит-Арыы.

31 января 1925 г.

 

ТРЕХДНЕВНЫЙ СОН РАССЕКАЕМОГО ШАМАНА.

 

Имеющий стать шаманом еще в отрочестве хворает душевной болезнью в продолжение двух, трех лет, иногда болеют и до шести лет.

Перед тем, как стать ему шаманом, он видит во сне — «сверху и снизу» собираются души умерших шаманов и ставших злыми духами (юёрдэр) и рассекают его тело. Его кровь, черпая колотушкой бубна, разбрасывают «по всем корням и источникам болезней» (досл. — «ёлюю»—смерти, но часто якуты употребляют это слово как общее родовое название всех болезней, могущих повлечь за собой и смерть, иногда применяется даже к ушибам. Г. К).

Как рассказывают, (в это время) шаман в течение трех суток засыпает и лежит как мертвый. За все это время он ничего и не ест и не пьет.

 

 

Шадрин Николай.

Остров Хатынг-Арыы.

28 января 1925 г.

 

СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ШАМАНА.

 

Когда совершается рассекание тела шамана, он в течение семи дней лежит в обморочном состоянии, ничего не ест и не пьет; из всех суставов и из обоих глаз все время вытекает будто бы слизь. «По рассекании моего тела на части, его по кусочкам делят между всеми путями несчастий и бед» — так рассказывают сами шаманы.

Когда шаман лежит мертвый (ёлё сыттагына), то его голого, без всякой одежды кладут на свеже-содранную бересту. Эти рассказы я слышал от многих стариков и знатоков старины. До того, как умереть, шаман говорит, будто бы (своим): «Когда наступит пора моего воскресения (можно переводить и «оживания»),—собрав чистых, непорочных дев и юношей, заставьте их совершить обряд моего поднятия» («тиллэрбэр ыраас уолу кыысы мунньан кётёхтёрёёрюнг»).

Подвергание рассеканию есть смерть и воскресение. Когда совершалось становление древних, великих шаманов, рассказывают, из его родственников умирали семь человек.

Шаман заранее знает, когда он свалится с ног для рассекания. Рассекание совершается лишь один раз. Подвергают этому только такие шаманы, имена которых остерегаются произносить.

 

 

Рыкунов Осип

Остров Тоён-Арыы. Джобулга.

17 января 1925 г

 

ЧТО ТАКОЕ ШАМАН И ШАМАНИЗМ?

 

А. Причина беснования призываемого к шаманству.

Сначала будущий шаман долго хворает — бывает одержим приступами истерического пения. Поют вселяющиеся в него духи. Болезнь продолжается разно, иногда до пяти или шести лет. Нисходят духи его предков, давно умерших шаманов. Дух умершего шамана нисходит только на своих родственников по крови (за одним исключением). Говорят, бывает дающий дух умершего шамана, не имеющего кровных родственников. Иногда такой дух находит несчастливого человека во время распевания им песен.12

Если есть кровные родственники, потомки, то дух шамана предпочтительно нисходит на потомков по женской нисходящей линии. («Сиэн уруу»13).

Из знаменитых шаманов древности, насколько известно, только один Кюстэх-Шаман еще не нисходил на дочернюю родню.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...