Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Троекратное перерождение шамана




 

Знаменитый шаман в своем роде перерождается три раза. Про Таркайского (название наслега в Мархинском улусе) шамана Ааджа-Ойуна рассказывают, что он после смерти родился среди Солонгских тунгусов в образе шаманки по имени Кысылтай-Удаган. Говорят также, что недалеко товремя, когда он должен переродиться и в третий раз.

 

 

Попов Иван

Нюрбинский улус.

11 марта 1925 г.

 

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ ШАМАНА

 

Рассказывают у нас, что (имеющим стать) шаманом отправляется на какую-то гору под названием — «Солнце-Гора», «Месяц Гора» и там, лежа на свеже-содранной бересте, подвергается рассеканию, при этом рожает (как женщина).

Затем, говорят, что шаман после смерти воскресает. Был у нас легендарный шаман по имени Аялга. Он (давно умерший), говорят, ныне снова родился среди народа, ездящего на собаках.

Он (там), якобы, говорит, что — «та земля, где я (когда то, в период первого рождения) играл, именуется «Отордообут», место, где тогда скакал, носит название «Булгунньахтаах», а то место, где я пробегал на одной ноге, называет» «Кыыс Юнгкююлээбит».

Действительно, у нас в Кукакинском наслеге есть места с приведенными названиями.

 

 

Алексеев Иван.

Сюльский наслег

Нюрбинского улуса.

13 марта 1925 г.

 

ТРИЖДЫ УМИРАЮЩИЕ И ТРИЖДЫ

ВОЗРОЖДАЮЩИЕСЯШАМАНЫ

 

Избранные шаманы, как говорят, три раза подвергаются рассеканию, а плохие только раз. Дух редких исключительных шаманов, рассказывают, после смерти снова рождается. А про великих шаманов говорят, что трижды возрождаются (перевоплощаются).

В Таркайском наслеге (Нюрбинский улус) жил когда-то шаман по имени Ааджа-Шаман (в якутских собственных именах очень часто содержится указание на профессию. Г.К.). Передают у нас слова, будто бы, им когда-то сказанные: «Сначала я был тунгусским шаманом, но однажды, разыскивая потерявшихся оленей, напоролся на пальму (оружие охотника) и умер, а затем родился снова среди якутов. На моем теле сзади, чуть пониже седалищной части, имеется место, не затянутое кожей. Это и есть след той раны, которую я получил при прежнем рождении. Я должен (после смерти) возродиться еще раз среди народа, ездящего на собаках».

 

РАССЕКАНИЕ ШАМАНА

 

Разрубив на части тело шамана, говорят, его мясо (злые духи) делят между собой и съедают. В это время сам шаман сильно хворает, едва лишь теплится в нем жизнь, сохнет, худеет. А некоторые, будто бы, остаются калеками на всю жизнь.

Когда происходит становление злосчастного шамана, то его отцовский род весь вымирает, ибо, говорят, что он (дух шамана) мертвыми людьми пересекает, преграждает свою дорогу, по которой грозит ему гибель (т. е. дух, даруя жизнь шаману, взамен берет родственников в качестве выкупа. Г. К.)

Когда же зарождается счастливый шаман, наоборот, весь род богатеет.

 

Барахов Никифор.

Город Вилюйск.

1 марта 1925 г.

 

ТРЕХДНЕВНАЯ СМЕРТЬ ШАМАНА

 

Сами шаманы рассказывают, что подвергаются рассеканию. В это время они, якобы, три дня лежат без дыхания. Слышал также, что при совершении рассекания тела шамана его укладывают на свежую, только что содранную кору березы. Говорят, что вся постель его бывает тогда окровавлена.

Как я слышал, хорошие шаманы (при своем становлении? Г.К.) подвергаются рассеканию трижды.

Затем, у нас существует понятие о воде или реке «смерти и несчастий». Когда должен зародиться шаман, то, будто бы, на этой реке устраивается поперечная плотина (чтобы задержать текущую воду и тем усилить среди людей всякого рода несчастья? Г. К.); говорят, что трупы умерших задерживаются у этой плотины. Поэтому, по воззрениям якутов, при зарождении великих шаманов весь ближайший род его вымирает.

 

 

Васильев Адам.

2-й Удюгейский наслег

Верхне-Вилюйского улуса.

3 марта 1925 г.

 

ТРЕХДНЕВНАЯ СМЕРТЬ ШАМАНА И ЕГО ВОСКРЕСЕНИЕ

 

Человек, имеющий стать шаманом, целый год лежит на постели, хворает, тело его покрывается сыпью. Про это и говорят — подвергается рассеканию. Также говорят, что шаман умирает, три дня лежит мертвым, а потом оживает.

Потомки шаманов обычно не бывают счастливы, вымирают. Но такими бывают не все шаманы, а некоторые, которых называют—«сиэмэх» (кровожадные). Иногда приходится слышать такие фразы: душа больного человека упала в воду «смерти и гибели». (Что это значит, рассказчик не умеет объяснить. Г. К.) Что шамана, подвергающегося рассеканию кладут на свеже-содранную бересту — это я не слышал.

Рассказывают, что у некоторых шаманов не достает костей... Такой шаман, будто бы, не помогает больным. Слышал также, что у шаманов бывает плотина, что шаманы употребляют людей в качестве тычки в своих каких-то самострелах

 

 

Павлов Капитон.

Маганы, граница Якутского

и Вилюйского округа.

17 февраля 1925 г.

 

ШАМАН, НА ТРИ ДНЯ ПРИВЯЗАННЫЙ К ДЕРЕВУ

 

Когда-то давно жил, рассказывают, шаман по имени Бютэй-Илии, из какого улуса неизвестно. Когда он устремлял свой взгляд на скот и людей, то все они погибали. По этой причине его привязали к дереву и в таком виде оставили на три дня среди роя к о м а р о в. Так люди, будто бы, мучили его в наказание. Но однако с шаманом ничего не случилось. Говорят, что у него пальцы на руках и на ногах были сплошь сросшиеся. Потому- то, якобы, он и получил имя Бютэй-Илии («сросшиеся, цельные руки»).

 

СТРАСТНЫЕ ДНИ ШАМАНА

 

Тот человек, который должен стать большим шаманом, говорят, в течение пяти—шести дней лежит, лишившись речи, как будто мертвый. Все тело его в то время покрывается сине-багровыми кровоподтеками. Про такого и говорят — «лежит, подвергаясь рассеканию».

Вот почему и шаман в своих молитвах, обращенных к духам предков — шаманов, говорит про себя:

«Суорума соруктаммытым,

Итэгэс айыыламмытым!..»

Перевод: «Обречен я был на несчастье (вами),

Искалечено было мое назначение!..»

В том же духе он поет много про свое злосчастье. Это называется «кэп туонар». (Киэп — выкройка, образчик, форма. Кэп - исконное предназначение, родовое, наследственное свойство человека, которое в виде неотвратимой судьбы висит над каждым, в том числе и над шаманом. «Кэп» обрекает человека на испытание всего того, что случилось когда-то и с его предками. Туойар — воспевать. Вся фраза переводится «воспевать первообраз, образец». Г. К.)

Когда происходит становление великого шамана, весь его ближайший род вымирает. Говорят, что у шамана не достает костей; за каждую недостающую кость умирает по одному человеку из родни. За девять главных костей может умереть и до девяти человек.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...