Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория композиции: виды композиции, характер изложения материала




Композиция (лат. compositio - «составление, сочинение») - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста. Так же под композицией понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Если соотношение частей нарушается, то снижается эффективность речи.

Наиболее распространенной классической структурой текста считается трехчастная, включающая в себя элементы: вступление, главную (основную) часть, заключение. В ходе экспериментов было установлено, что запоминается и усваивается лучше всего то, что дается в начале или в конце сообщения, что объясняется действием так называемого психологического закона «края». Поэтому важно продумать содержание вступления и заключения.

Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед ритором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы структурирования речи. В частности, к основным относятся:

1) принцип последовательности – каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима;

2) принцип усиления – значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу рассуждения;

3) принцип органического единства – распределение материала и распределение его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора;

4) принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

 

Виды композиций (типы)

Линейная – представляет собой последовательность изложенных фактов и событий и обчно строится по хронологическому порядку. ((отчет, автобиография)

Ступенчатая – акцентированный переход от одного положения к другому (доклад, лекция)

Концентрическая – дает возможность перейти автору от одного положения другому с возвращением к уже приведенным положениям(по типу спирали), в этом случае подчеркивается уже известное читателю или слушателю, и к этому известному добавляется новое.

Параллельная - сопоставление двух или нескольких положений, фактов, событий.

Дискретная – предполагает пропуск отдельных моментов изложения событий. Этот сложный тип характерен для худож. текстов. (детективы)

Кольцевая – содержит повтор зачина и концовки текста. Дает возможность вернутся уже сказанному.

Контрасная – на резком противопоставлении двух частей текста.

В зависимости от жанра текста выделяют:

Жесткая композиция – обязательная для всех текстов жанра (справка, заметка)

Вариативной – примерный порядок расположения частей текста известен, но автор моет варьировать

Нежесткой – свобода автора, при том, что он ориентируется на существующие образцы жанра.

 

 

17. Введение и заключение как сильные позиции текста обвинительной и защитительной речи. Виды введений и заключений в судебной речи.

Вступление — это первая часть в композиции речи, представляющая собой несколько вводных замечаний, во многом определяющая успех выступления, так как от нее зависит, будут ли слушать и внимать оратору слушатели.

По закону первого и последнего места (закону края) лучше всего запоминается введение и заключение.

Задачи оратора во вступлении:

• привлечь внимание слушателей («реклама» в соответствии с современной

терминологией);

• настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи («вербовка

союзников»);

• готовить почву для разработки темы («презентация темы»).

«Основные приемы, используемые здесь: обращение, апелляция к интересам

аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др.»

Чтобы заинтересовать слушателей информирующей речью, во вступлении можнообъяснить, зачем слушателям понадобится та информация, которую вы хотите сообщить. Главные требования к вступлению:1. Оно должно быть предметом особого внимания оратора, потому что «Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение» (30, 212).2. Необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части (по правилу Леонардо да Винчи вступление и заключение не должны превышать одной трети всего выступления).3. Опытные ораторы пишут вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена.4. Начиная произносить речь, не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не представляете себе тему. Вообще не извиняйтесь!Заключение Цель оратора — закрепить впечатление от сказанного, способствовать лучшемуусвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующее:1. Заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременнонести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению иконкретному действию;2. Оно требует точности изложения и разнообразия в стиле.3. Итог речи должен вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным,ярким, энергичным. Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует.4. Концовка выступления должна создать соответствующее настроение. Заканчивая эту главу, хочется еще раз напомнить о том, что «не существует универсальных правил построения публичного выступления, композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи.Следует помнить, что интересные, захватывающие речи — это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи»

Виды введения

1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция выступающего в доходчивом, но весьма декларативном виде.

2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без предоставления альтернативы

3. Аналитическое. Не навязывает аудитории какую-либо конкретную позицию, а предлагает вместе с оратором исследовать факты или обдумать суть происходящих событий.

4. Парадоксальное. Озадачивает слушателей. Сбивает их с пути стандартного, построенного на стереотипах мышления и готовит к восприятию чего-то необычного.

5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них.

 

18. Основная часть в судебной речи. Модели (типы изложения). Виды доказательств. Доказательство прямое и косвенное. Опровержение.

В основной части реализуются главные целевые установки оратора: сообщитьинформацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (если необходимо, опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям! В зависимости от цели избирается метод преподнесения материала.

Дедуктивныйметод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному.

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему.

Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный.

Концентрический метод - расположение материала вокруг одной главной проблемы.

Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.Приступая к разработке аргументирующей речи, оратору прежде всего следует1. Выяснить: • действительно ли наличествует в теме спорный вопрос, по которому существует несколько мнений; • имеет ли оратор собственную твердую позицию по данному вопросу.2. Как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль своей речи,доказательству которой подчинено все выступление. Тезис может быть сформулирован вовведении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства.3. Аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса: ихистинность должна быть доказана независимо от тезиса.4.При выборе аргументов заботиться не только об их количестве, но и качестве (силе).5. Не подменять аргументы своим мнением.6. Помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем.7. При выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия)учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но иособенности конкретной аудитории, к которой обращена речь.

Структура доказательства:

· Что доказывается

· Чем доказывается выдвинутое положение

· Как оно доказывается

Виды доказательств.

Прямые – тезис логически следует из аргументов.

Непрямые (косвенные) – это такие доказательства, в которых истинность выдвигаемого тезиса обосновывается путём доказательства ложности антитезиса, они делятся на два вида:

· Доказательства от противного, осуществляется путём установления ложности суждения противоречащего тезису. Предполагается истинности антитезиса и из него выводится следствие, если хотя бы одно из полученных следствий противоречит либо посылке, или другому следствию, истинность которого уже установлена, то данное следствие, а за ним и антитезис предполагается ложным.

· Разделительные доказательства, метод исключения. Устанавливается ложность всех членов дизъюнкции, кроме одного, который является обоснованным тезисом. Этот вид доказательства строится по модус толенс.

 
 

Опровержение -собрание доводов против отстаиваемого оппонентом антитезиса или, если основной антитезис не сформулирован – против возможных сомнений и возражений относительно тезиса, а равно процесс презентации этих доводов

Опровержение осуществляется тремя способами:

1) опровергается тезис;

2) критикуются аргументы;

3) показывается несостоятельность демонстрации.

Опровержение тезиса может строиться в форме таких рассуждений, как:

1) прямое доказательство антитезиса;

2) сведение к абсурду (условно допускается истинность выдвинутого положения и выводятся логически вытекающие из него следствия, а затем показывается, что эти следствия противоречат объективным данным, и делается вывод о несостоятельности самого тезиса).

Критика аргументов показывает ложность или необоснованность аргументов оппонента; это приводит слушателей к выводу, что выдвинутый им тезис не доказан.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...