Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Риторическое построение речи: изобретение, расположение, элокуция, память, действие.




 

1. Инвенция ( лат.Inventio) или "нахождение", "изобретение" - invenirequiddicere - "изобрести, что сказать". На этом этапе, по рекомендации риторики, отбирался материал для будущего сообщения. Речь шла прежде всего отнюдь " не о языковом материале" - речь шла о предметах реальной действительности, часть которых предлагалось выбрать из всего предметного многообразия мира, а выбрав, отграничить от прочих, чтобы в дальнейшем перейти к их изучению: во-первых, по отношению к "другим предметам", оставшимся в стороне после отбора, и, во-вторых, изнутри.

Инвенция предлагала говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент времени знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем сообщении" (13,11).

Итак, инвенция поставила во главу угла предмет и обеспечивала "доброкачественность предметного содержания сообщения".

2. Диспозиция ( лат.Dispositio) - "расположение" - inventadisponere - "расположить изобретенное". Второй раздел, "получив в свое распоряжение уже "готовый к Понятия становились объектом логических и аналогических процедур. Они определялись, делились, сочетались между собой, сополагались и противополагались". (13,11). Весь этот процесс регулировался определенными правилами, соблюдение которых позволяло говорящему избежать логических ошибок.

Кроме того, диспозиция "предлагала модели расположения понятий в составе единого речевого целого".

Таким образом, центральное место в диспозиции занимало понятие, "диспозиция гарантировала доброкачественность понятийногоаппарата говорящего".

3. Элокуция ( лат.Elocutio) - "словесное оформление мысли", "собственно красноречие" "ornarevebris" - "украсить словами". Этот раздел разработал множество приемов (фигур и тропов), с помощью которых можно создать смысловые эффекты необыкновенной силы. Если диспозиция опиралась на логику, то "элокуция открывала перед говорящим область паралогики. Те же самые процедуры, которые были запрещены с точки зрения логики и считались паралогическими (т.е. ошибочными с т. з. логики) приобретали здесь новый смысл: негативное использование логики и преобразование их в законы паралогики создавало эффекты необыкновенной силы". (13,11). "Стало быть, тем, вокруг чего строилась элокуция и что естественным образом завершало преобразование исходного предмета, было слово: отныне слово начинало жить самостоятельной жизнью как один из элементов вербального мира ". (13,12).

4. Мемория ( лат.Memorio) - "память", запоминание речи. Этот раздел разрабатывал приемы запоминания материала. "Фактически владение меморией должно было обеспечить говорящему постоянную доступность сведений из имеющегося у него "банка данных" и возможность быстро и кстати воспользоваться любым из этих сведений". (13,13).

5. Акция ( лат.Actiohipocrisis) - "актерское", "театральное исполнение речи", ее произнесение. Здесь риторика давала советы по поводу пластического решения произносимой речи. Внешнему виду оратора всегда уделялось большое значение, он должен был производить благоприятное впечатление на публику. Поэтому речь его должна быть продумана с точки зрения силы звучности, длительности пауз, сопровождения жестами.

Классификация топов: топы внутренние и внешние.

Топос (общее место) с древних времен считался краеугольным камнем публичной речи. Впервые наиболее полно сущность и виды топосов были описаны Аристотелем в «Топике» и «Риторике», где они трактовались как один из важнейших элементов риторической аргументации и обозначали мысли, которые помогают оратору объединиться с аудиторией, найти с ней общий язык: так «благо», с точки зрения аристотелевской риторики, это "все то, что люди согласятся признавать благом". Именно поэтому, помещенные в речи, "общие места" помогают оратору склонить людей к своей точке зрения.

Различаются внешние и внутренние топосы. Внешниетопосы– это смысловые единства, которые отложились в культуре и служат отправными точками мысли. В обыденной речи они именуются ценностями. Внешниетопосы состоят из двух соотносительных категорий (вера–неверие, бытие–сознание, знание–невежество и т.д.). Внутренниетопосы представляют собой отношения, посредством которых связываются части внешних топосов. Внутренние топосы подразделяются на три группы: 1) определения; 2) соположения; 3) обстоятельства.

Топосыопределения:

- сущность (Риторика – наука, изучающая отношение мысли к слову);

- имя (Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось);

- присущее/привходящее (Личиком бел, да душою чёрен);

- признак (Знать птицу по перьям, а молодца по словам);

- род/вид (Ветви одних деревьев покрываются листьями, а других – хвоей или иглами.);

- часть/целое (В комнате было просторно: у окна стоял письменный стол, в углу – кровать, возле двери – стеллаж с книгами.);

- соотносительность (Каков поп, таков и приход).

Топосысоположения:

- сравнение: сопоставление или противопоставление (Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает);

- несовместимость (Гусь свинье не товарищ);

- аргумент к человеку (Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу).

Топосыобстоятельства:

- места (На чужой сторонушке рад своей воронушке);

- времени (Лучше поздно, чем никогда);

- цели (Мы рождены, чтоб сказку сделать былью);

- предыдущее и последующее (Сделал дело – гуляй смело);

- действие и претерпевание (Не о том речь, чтоб виновного сечь, а о том, где он);

- средство (Его цель – получение крупного наследства, а средством её достижения стало физическое устранение других наследников);

- образ действия (Лучше освободить крестьян сверху, чем ждать, когда они освободятся снизу).

1. Условия: Кто? Что?

Топосы: определение предмета; род и вид; часть и целое; тождество, подобие и сравнение – сходства и различия и т. д.

Пример: предмет (что?) – компьютер; аудитория (для кого?) – для филологов; внутренняя архитектура компьютера (центральный процессор, постоянное запоминающее устройство и др.); периферийные устройства, сети компьютеров, глобальная сеть и т. д. Сравнение: компьютер и телевизор, компьютер и мобильный телефон (общие функции) и т. д.

2. Условия: Как? С помощью кого? При посредстве чего?

Топосы: методы, способ и образ действия, взаимосвязанные субъекты и объекты, инструменты и т. д.

Пример: принципы действия компьютера (передача электрических сигналов, полупроводниковые матрицы, цифровое кодирование сигнала), роль человека-оператора, программное обеспечение.

3. Условия: Где? Когда?

Топосы: место – географически, социально (в каких слоях общества); расстояние (близко-далеко); время (утро-день-ночь), эпоха (современная, классическая) и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...