Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б). Космизм Н. Бердяева. Экзистенциальные мотивы в творчестве Н. Бердяева




Тема 1. Предмет философии

1. Мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Философское мировоззрение. Круг философских проблем.

3. Философия в системе культуры. Взаимосвязь философии с наукой. Функции философии.

 

Обязательная литература:

1. Мир философии. М., 1991. Т. 1., Здесь фрагменты:

Аристотель с. 12-13; Гоббс – с. 17-24; Декарт, с. 24-34; В. Виндельбанд – с. 67-75, П. Лавров - с. 88-92. (ко 2-у вопросу)

2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. В кн.: Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 481-491 [YIII. Миф не есть специально религиозное создание] (к 1-ому вопросу).

3. Введение в философию. Часть 1., М., 1989. С. 21-68 (к 1-у и 2-у вопросам).

4. Философия. Учебник / Отв. ред. В.П. Кохановский (к 1-3 вопросам).

 

Дополнительная литература:

1. Ильенков Э. Философия и культура. М., 1991.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990

3. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991.

Рефераты или доклады:

1. Мифологическое миропонимание.

2. Философия и религия в историческом развитии.

3. Философия и наука.

4. Великие физики о философии и в философии.

5. Использование философии в борьбе научных идей.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое мировоззрение?

2. Что общего и в чём различие между мифологией, религией и философией как формами мировоззрения?

3. Какие разделы философского знания можно выделить?

4. Каковы функции философии в обществе?

Задание-1

Прочитайте фрагмент из сочинения Р. Декарта «Начала философии (Мир философии. Ч.1. С.24-34) и ответьте на вопросы:

1. В чём, по мнению Р. Декарта состоит предмет философии?

2. Как выглядит у Р. Декарта структура философского знания?

3. Как оценивает Декарт роль философии и какие видит плоды занятий ею?

 

Основные понятия: мировоззрение, миропонимание, мироощущение, мировосприятие, миф, религия, наука, философия, онтология, гносеология, социальная философия, философская антропология, религиозная философия, этика, эстетика, логика, аксиология, идеология.


Семинар 2. Философия античности

 

1. Натурфилософия Древней Греции.

2. Социально-этические проблемы Древнегреческой философии

3. Философское учение Аристотеля. Представление Аристотеля о душе.

Обязательная литература:

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. Мысль, 1986. Здесь: с.93 (об Анаксимандре), с. 94 (об Анаксимене), с. 307-320 (О Пифагоре), с. 333-338 (О Гераклите) (К 1-у вопросу).

2. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Худож. Лит-ра, 1985. Здесь: Письма (на выбор): 1, 2, 7, 9, 65, 99, 101, 103, 116. (Ко 2-му вопросу).

3. Платон. Диалоги. М.: Мысль.1986. Здесь (на выбор): «О справедливости», «О добродетели», «Соперники» (Ко 2-му вопросу).

4. Аристотель. О душе // Собр. Соч.: В 4 т. 1975. Т.1. (К 3-ему вопросу).

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975

2. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.

3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

4. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.

5. Реале Дж., Антисьери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб, 1994, т. 1.

6. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

7. Рус Я. История философии в кратком изложении. М., 1991.

8. Чанышев А.Н. Курс лекций по Древней и средневековой философии. М., 1991.

Рефераты:

1. Научный потенциал атомистических представлений античности.

2. Формирование идей «круговорота» и «повторяемости» в натурфилософии Древней Греции.

3. От поисков первоосновы мира к структурному пониманию материи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает понятие «натурфилософия»?

2. Какие важные для изучения природы вопросы поставили древнегреческие философы?

3. Почему осмысление природы древнегреческими мыслителями считается философским, а не мифологическим или религиозным?

4. Какие Вам известны достижения в изучении природы античных философов?

5. Какие социально-этические вопросы интересовали древнегреческих философов? В чём близость их осмысления философами древности и современности?

6. Какие части души выделяет Аристотель? В чем научное значение учение Аристотеля о душе?

7. Что означает справедливость и добродетель для Платона? Как вы понимаете относительность понятий «справедливость» и «добродетель»?

 

Задание -1

Определить: О каком из древнегреческих философов писал Д. Лаэртский?

1. «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевлённым и полным божеств» (с. 94).

2. «Это он довёл до совершенства геометрию… Больше всего он уделял внимание числовой стороне этой науки» (с. 62).

3. «Он говорил, что первоначалом является воздух и беспредельное…» (с. 94)

4. «Слаще всего, - говорил он, - слышать истину…. Истина прекрасна и незыблема, однако думается, что внушить её нелегко» (с.147).

 

Основные понятия: натурфилософия, первоначало, субстанция, архе, этика, апейрон.

Семинар 3. Проблема метода в философии Нового времени

1. Учение об идолах Ф. Бэкона.

2. Ф. Бэкон о полной индукции и требованиях к проведению экспериментов.

3. Представления Р. Декарта о совершенном методе познания.

Обязательная литература:

1. Ф. Бэкон. Новый органон // Соч. в 2-х тт. М.. 1964. Т. 2. С.12-80

2. Р. Декарт. Рассуждение о методе. Соч. т. 1. С. 250-296.

3. Хрестоматия по истории Западноевропейской философии IV в. до н.э. – ХIХ в. Барнаул, 1996.с. 134-151, 171-186.

Дополнительная литература:

1. Соколов В.В. Новоевропейская философия ХV-ХVII вв. М., 1984.

2. Кузнецов В.Н., Мейеровский Б.В., Грязнов А.В. Западноевропейская философия

ХVIII в. М., 1986.

3. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии ХVII-VIII веков.

Рефераты:

1. Экспериментальный метод Ф. Бэкона и его применение в современном естествознании.

2. Применение индукции и дедукции в научной деятельности учёного-химика.

3. Ошибки и заблуждения в науке.

4. Философский анализ формирования и функционирования теории флогистона (или о вреде и пользе заблуждений в науке).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимал Ф. Бэкон под «идолами»?

2. Что такое идолы рода», «пещеры», «площади» и «театра» (по Бэкону)? Приведите примеры действия этих идолов в современной науке.

3. Чем отличается метод полной индукции, разработанный Ф. Бэконом от индукции через перечисление, которую Ф. Бэкон критикует как метод несовершенный?

4. Как, по мнению Ф. Бэкона, должен проводиться эксперимент и как должны фиксироваться его результаты?

5. Как Р.Декарт видит совершенный метод познания и какие правила этого совершенного метода он предлагает?

6. Почему возникают заблуждения в науке по мнению Р. Декарта?

7. Как Р.Декарт относился к экспериментальной деятельности учёных?

8. Какую роль в познании Р.Декарт отводил интуиции?

 

Задание – 1.

Как согласуется следующее высказывание Ф. Бэкона с его методом и согласны ли Вы с ним?

«Человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести» (с. 61).

 

Основные понятия: эмпиризм, рационализм, индукция дедукция, «идолы», сенсуализм, метод полной индукции.

Семинар 4. Русская философия

1. Осмысление и разработка философских вопросов в процессе исследования природы М. В.Ломоносовым.

2. Западничество и славянофильство в русской философии (истоки формирования, сущность философских и социально-политических разногласий, их влияние на современную Россию).

3. Проблема человека в русской философии:

А). В. Соловьёв о предназначении человека (человечества).

Б). Космизм Н. Бердяева. Экзистенциальные мотивы в творчестве Н. Бердяева

 

Обязательная литература:

1. Ломоносов М. Избранные философские произведения. М.,1950.

2. Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо 1, 2. // Чаадаев. Сочинения. Приложение к журналу «вопросы философии». М. «Правда». 1989.

3. Хомяков А.С. Несколько слов о философическом письме // Хомяков А.С. Сочинения. Т.1., Соч. в 2-х тт. М., «медиум». 1994. Приложение к ж. «Вопросы философии».

4. Соловьёв В. Чтение о богочеловечестве. (чтение восьмое) // Соловьёв В. Сочинения. М., Правда, 1989, Т.2.

5. Бердяев Н. Смысл творчества. М., Правда 1989. Здесь: гл.П. Человек. Микрокосм и макрокосм.

 

Дополнительная литература:

1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х веков. Л., 1989.

2. Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков. С-Пб. 1998.

3. Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 1990.

4. Лосев А.Ф. Русская философия. Основные особенности русской философии // Философия, мифология, культура. М., 1991. С. 209-238.

 

Рефераты:

1. Русская философия в осмыслении возможностей и границ человеческого познания.

2. Западники и славянофилы о роли разума и веры в познании.

3. М. Ломоносов о структуре материи.

4. А.И. Герцен о познании природы.

5. Особенности русской философии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы представления М. Ломоносова о материи и её структуре?

2. По каким философским вопросам расходились позиции западников и славянофилов?

3. Что значит «человек – микрокосмос» (Н. Бердяев)?

4. В чём В. Соловьёв видит предназначение человечества?

Задание-1.

Как Вы понимаете следующие слова Н. Бердяева: «Существуют элементарные формы рабства человека у природы, на которые он не даёт сознательного согласия. Таково насилие природной необходимости над человеком, природной необходимости вне человека и внутри его. Это и есть рабство у так называемых «законов» природы, которые открывает и конструирует человек свои научным познанием. Человек борется с насилием этой природной необходимости, и может быть лишь к этой сфере применимо то, что свобода есть результат необходимости, осознанность и познанность необходимости. Техническая власть над природой с этим связана. В этой технической власти человек освобождается, частично освобождается от рабства у стихийных сил природы, но легко попадает в рабство у самой созданной им техники» (Бердяев. О рабстве и свободе человека // Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С.58).

Что такое по Бердяеву природное и техническое рабство человека?

Основные понятия: соборность, экзистенциализм, западничество, славянофильство.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...