Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание, его происхождение и сущность




1. Смысл проблемы сознания и трудности её решения. Основные подходы к исследованию сознания.

2. Структура сознания.

3. Сознание и бессознательное.

 

Обязательная литература:

1. Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. М.,1962, Т. 2.

2. Иванов А.В. Сознание и мышление. Раздел II, гл. 1. М., 1994.

3. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23, гл. 24.

4. Основы современной философии. С-Птб, 1997. Гл. 1У.

5. Философия / Под общ. ред. В.П. Кохановского. М., 1995. Гл. 1У.

6. Фрейд З. Сознание и бессознательное // Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1997. с.257-263.

 

Дополнительная литература:

1. Автономова Н.С. Рассудок, Разум. Рациональность М., 1986.

2. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: Опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии, 1988, № 11.

3. Диалектика сознания и бессознательного. Л., 1988.

4. Жуков Н.И. Проблема сознания. Минск, 1987.

5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

6. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.

7. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии Х1Х-ХХ вв. Иваново, 1994.

8. Сознание и физическая реальность. Т.1..М., 1996.

9. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

10. Сатпрем. Шри Ауробиндо или путешествие сознания. Гл. 5. М., 1996.

11. Тарт Ч. Состояния сознания // Магический кристалл: магия глазами учёных и чародеев. М., 1992.

12. Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971.

 

Темы докладов и рефератов и рефератов:

1. Сознание и мозг.

2. Сознание, мышление и язык как необходимые условия воспроизводства человеческой культуры.

3. Изменённые состояния сознания.

4. Сознание и творчество.

5. Бессознательное и творчество

6. Психика и сознание.

7. Идея торсионных полей и осмысление сознания.

8. Мифы, фантастика и реальность на пути к созданию искусственного интеллекта.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему проблема сознания является одной из самых сложных проблем науки и философии?

2. В чём состоит философский и научный аспект исследования сознания?

3. Каковы основные подходы к исследованию сознания?

4. Существуют ли естественнонаучные доказательства связи сознания и мозга?

5. Какие составные элементы (части) можно выделить в структуре сознания?

6. Что такое самосознание?

7. В чём сущность понимания бессознательного З. Фрейдом? И чем отличается оно от трактовки бессознательного К. Марксом и К.Г. Юнгом?

8. В чём состоит общественно-историческая природа сознания?

Задание –1.

Как Вы понимаете следующие слова философа о сущности сознания? Согласны ли Вы с ними?

«…В какие бы формы сознание не воплощалось, как бы ни усложнялась его структура и функции в процессе развития, коренная особенность его природы, его сущность остаётся устойчивой, и состоит она в том, что сознание в любой его форме (психической или идеологической) выступает как социальная саморегуляция поведения индивида, социальной группы и всего общества. Иными словами, сознание выступает как феномен социальной саморегуляции, а не феномен отражения. Это не означает противопоставления сознания (саморегуляции) и отражения. Саморегуляция не исключает, а предполагает отражение как одно из своих условий» (Скоробогатов В.А. О значении понятий сознания и бессознательного // Диалектика сознания и бессознательного. Л., 1986. С.60).

 

Основные понятия: идеальное, сознание, самосознание, бессознательное, подсознание, надсознание, отражение.

Тема – 9. Общество, культура, природа (4 час.).

1. Понятие общества. Основные подходы к изучению общества.

2. Философия истории. Проблема линейности и цикличности исторического развития.

3. Информационно-техническое общество и его проблемы

4. Понятия: формация, цивилизация, культура.

5. Культура как предмет философского анализа. Многообразие культур. Диалог культур.

6. Место России в цивилизационном процессе.

7. Философское осмысление природы. Природа и жизнь.

8. Развитие представлений о природе в трудах В. Вернадского. Понятие биосферы и ноосферы.

9. Изменение природы: естественность и рукотворность этого процесса. Эволюция и коэволюция.

Обязательная литература:

1. Ауреллио Печчеи. Человеческие качества // Хрестоматия по истории философии. От Шопенгауэра до Дерриды. М.,1997. С. 265-291.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.

3. Гольбах П. Система природы // Мир философии. Т.1, М., 1991. С. 256-261.

4. К..Ясперс. Смысл и назначение истории. М.,1994, с. 28-92.

5. Кутырёв В.А. Универсальный эволюционизм. // Природа. 1988. № 8.

6. Моисеев Н.Н. Ещё раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8.

7. О. Шпенглер. Закат Европы. М., Новосибирск, 1993, с. 49-83.

8. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела // Мир философии. Т.1, М., 1991. С.269-270.

9. Фейербах Л. Сущность религии // Мир философии. Т.1, М., 1991. С.264-269.

10. Философия / Под общ. ред. В.П. Кохановского. М., 1995. С.305-310, с.340-342.

 

Дополнительная литература:

1. Ахутин В.А. Понятие «природы» в античности и в Новое время. М., 1988.

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

2. Библер В.С. Диалог культур. М., 1989.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм. М., 1993. С.303-311.

4. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М., 1965.

3. Губман Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. М., 1991.

4. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1990.

5. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия) // Вопросы философии. 1991. № 3.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация, общество. М., 1992.

6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

7. Философия и общество. 1997. №1.

8. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990, № 3, с.134-148.

Доклады и рефераты:

1. Гражданское общество и государство.

2. Техногенная цивилизация сквозь призму добра и зла

3. Особенности русской культуры.

4. Понимание истории в философии марксизма.

5. Культура постмодерна.

6. Философы о движущих силах исторического процесса.

7. Роль личности в истории.

8. Вернадский как выдающийся мыслитель.

9. Вернадский о химическом строении биосферы Земли и современное понимание этого вопроса.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимают в философии под природой?

2. Что такое биосфера и ноосфера?

3. В чём Вы видите противоречие во взаимодействии общества и природы?

4. Отличается ли взаимодействие природы и общества на ранних этапах существования человечества от современного взаимодействия?

5. Какие существуют подходы к рассмотрению общества?

6. Что характерно для общества как специфической системы? И чем общество отличается от системы природы?

7. В чём сущность цивилизационного и формационного подходов к обществу?

8. Что такое «культура» и «цивилизация» в понимании О. Шпенглера?

9. В чём специфика философского анализа культуры?

10. Какое из существующих в современной философии определений культуры Вам ближе и почему?

11. Что значит информационно-техническая цивилизация?

12. В чём специфика восточной, западной, российской цивилизации?

13. В чём общность понятий: «профессиональная культура», «молодёжная культура», «культура постмодерна»?

Задание – 1.

Академик А. Сахаров, размышляя о современном мире, подчёркивал: «Разобщённость человечества угрожает ему гибелью, для человечества отойти от края пропасти – это значит преодолеть разобщённость» (Вопросы философии. 1990. № 2.с.4, 7.)

Что понимается под разобщённостью человечества?

Задание – 2.

Известный философ О.Шпенглер писал, что цивилизация – это определённая заключительная стадия развития любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народа в безликие массы (Шпенглер О. Закат Европы. М., 1979).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к этой точке зрения.

 

Основные понятия: природа, биосфера, ноосфера, жизнь, общество, общественно-экономическая формация, цивилизация, культура.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...