Тема 5. Проблема бытия. Материя и формы её существования.
1. Философский смысл проблемы бытия. Формы бытия. Бытие материальное и идеальное. 2. Материя и движение. Противоречивость движения. Формы движения их качественная специфика и взаимосвязь 3. Проблема пространства и времени в философии и современной физике. Геологическое, биологическое и социальное время. 4. Естественнонаучная картина мира.
Обязательная литература: Литература к 1-у вопросу (на выбор студента): 1. Соловьёв В. “Безусловное начало бытия” // Хрестоматия по философии. Учебное пособие М., Проспект. 1997. С.416-424 2. Бердяев Н. Время и вечность// Там же с. 450-460. 3. Хайдеггер М, Бытие и время // Там же, с. 472-478. Или эти же отрывки в «Мире философии» Т.1. 1.Соловьёв. С.217-225; Бердяев Н. С.225-232: Хайдеггер М. С.240-245. Литература ко 2-у и 3-у вопросам: 1. Хайдеггер М. Время и бытие // Разговор на просёлочной дороге. М.1991. 2. Бердяев Н.А. И мир объектов (о времени и пространстве) // Мир философии Т.1, с. 232-238 3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм ПСС, т.18, гл. 3. § 1,4,5.; гл. 5. § 3. Литература к 4-ому вопросу: 1. Дышлевый П.И., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира? М., 1984 2. Материалистическая диалектика Т.3, М.: Мысль, 1983. С. 43-63. Дополнительная литература: 1. Введение в философию Т.2. М., 1989. 2. Лолаев Т.П. Философское и естественно-научно6е обоснование необратимости времени // Вестник МГУ 1995 № 3, сер. 7. 3. Аскольдов С.А. Время и его преодоление // Хрестоматия по философии. М.: Проспект, 1997 с. 442-446. 4. Обзор статей о современных научных представлениях о времени // Вопросы философии № 1. 1996. 5. Философия / Под общ. ред. В.П. Кохановского. М., 1995. С.125-161. 6. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. Здесь: гл. 7, 8.
Темы докладов и рефератов: 1. Развитие философских и естественнонаучных представлений о материи.
2. Специфика физической формы движения материи. 3. Физическое и механическое движение и его взаимосвязь с химическим и социальным. 4. Роль учёных физиков, химиков, биологов в исследовании структурной организации материи. 5. Естественнонаучные представления о пространстве и времени. 6. Мифологическое, религиозное, научное и философское осмысление пространства и времени. 7. Физическая картина мира. 8. Картина мира в исторической ретроспективе (от античной до современной).
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие вопросы включает в себя осмысление проблемы бытия? 2. Когда и почему появилась в философии проблема бытия? 3. Какие формы бытия выделяются в философии (материалистической и экзистенциальной)? 4. Что такое материя? 5. Как соотносятся понятия: движение, развитие, изменение, взаимодействие, перемещение? 6. На основании чего выделяют формы движения материи? 7. Что такое «пространственно-временной континуум»? 8. В чём принципиальное различие субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени? 9. Какими свойствами обладает пространство и время? 10. В какой последовательности происходила смена научных картин мира? И почему она происходит? Задание –1. Сравните три понимания пространства и времени: 1. Философ Августин Блаженный (3-4 в. н.э.): «Я не мог себе представить, что по устранению тела из занимаемого места остаётся одно место, чуждого всякого материального содержания – и земли, и воды, и воздуха, и тверди небесной: для моей мысли совершенно не существовало беспредметное или пустое пространство» (Творения Августина Блаженного. Исповедь. Ч.1.- Киев, 1901, с.482) «Мир сотворён не во времени, но вместе со временем» («О граде божьим. Х1, 6). 2. Физик Исаак Ньютон (17-18 вв.) «Абсолютное пространство по самой своей сущности безотносительно к чему-либо внешнему, остаётся всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению относительно некоторых тел…
Абсолютно истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью» (Ньютон И. Математические начала натурфилософии. Птб, 1915, с.30). 3. Математик и философ Готфрид Лейбниц (17-18 век): «Время – порядок следования событий, пространство – порядок расположения вещей. Если бы время являлось чем-то вне временных вещей, тогда, конечно же, было бы невозможно найти основание для того, почему вещи – при предположении сохранения их последовательности – должны быть поставлены в такие, нежели в другие мгновения. Но как раз это показывает, что мгновения в отрыве от вещей ничто и они имеют своё существование только в последовательном порядке самих вещей» (Лейбниц Г.В. Переписка с Кларком // Соч. М., 1982. Т.1., с.442). Ответьте на вопросы: 1. В чём состоит основное противоречие в понимании пространства и времени? 2. Различаются ли концепция Августина и Лейбница? 3. С какой целью И. Ньютон вводит понятия абсолютного пространства и абсолютного времени? Основные понятия: бытие, материя, пространство, время, движение, покой, картина мира
Тема – 6. Познание и наука 1. Познание как философская проблема. Агностицизм. 2. Проблема истины в науке и в философии. 3. Наука: ошибки и заблуждения. 4. Специфика научного знания. 5. Уровни научного познания. Их отличия и связь. 6. Эмпирический уровень познания: факты, наблюдения, эксперименты. Систематизация и классификация фактов. 7. Теоретический уровень познания. Компоненты теоретического естествознания: а) теория, её структура и функции, методы построения теории; б) понятийный аппарат; в) научные принципы в естествознании; в) понятие научной картины мира.
Обязательная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991. С. 31-62 2. Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в 2-х т. М., 1978. Т. 2. С. 7-34, 59-62. 3. Селиванов Ф.А. Ошибки и заблуждения. Томск, 1978. 4. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. 5. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М.,1990.
6. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов на Дону, 1999. 7. Кравец А.С. Методология науки. Воронеж, 1991. 8. Швырёв В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978 9. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.
Дополнительная литература: 1. Сухотин А. Превратности научных идей. М., 1991. 2. Заботин П.С. Преодоление заблуждений в научном познании. М., 1979. 3. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы. М.,1988. 4. Грязнов В.С., Дынин Б.С. Теория и её объект. М., 1973 1. Диалектика познания сложных систем. М., 1988. С.107-114, 119-132. 2. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974 3. Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
Рефераты: 1. Взаимосвязь двух культур (естествознание и гуманитарное знание: общее и особенное). 2. Естественнонаучная картина мира. 3. Наука и лженаука. 4. Внешние и внутренние факторы развития науки. 5. Многообразие форм знания. 6. Средства познания классической науки. 7. Заблуждения в развитии химического(биологического) знания. 8. Заблуждения и ошибки химиков (биологов). 9. Химическая картина мира.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое истина? 2. Что значит: «объективность истины», «абсолютность и относительность истины», «конкретность истины"? 3. Чем отличаются заблуждения от ошибок? 4. Каковы причины заблуждений? 5. Назовите основные методы и формы знания эмпирического уровня познания. 6. Какие методы теоретического познания выделяют философы? 7. В чём проявляется тесная взаимосвязь и неразрывное единство эмпирического и теоретического уровней познания? 8. Для чего создаются теории (или каковы функции теоретическогознания)? 9. Что такое картина мира и как она возникает? Задание – 1. Французский математик и методолог А. Пуанкаре (1854-1912 гг.), анализируя факт существования в науке ряда геометрий – Евклида, Лобачевского, Римана, пришёл к выводу: «Если обратимся к вопросу, является ли евклидова геометрия истинной, то найдём, что он не имеет смысла. Это было бы всё равно, что спрашивать, какая система истинна – метрическая или же система со старинными мерами … Никакая геометрия не может быть более истинна, чем другая, та или иная геометрия может быть только более свободной» (Пуанкаре А. О науке. М., 1990. С.49).
Какова гносеологическая позиция А. Пуанкаре, в частности по теории истины? Основные понятия: истина, заблуждение, абсолютная истина, относительная истина, объективная истина, конкретность истины, агностицизм, эмпирический и теоретический уровень познания, наблюдение, эксперимент, факт, теория, закон, научная картина мира, научные принципы, методология, метод.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|