Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как сформулировать проблему во вступлении?




РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ С (ЕГЭ-11 кл.)

Формулировка задания части С

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

План написания эссе

(сочинения-рассуждения по предложенному тексту)

1) Сформулировать проблему текста.

2) Прокомментировать проблему.

3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.

4) Высказать собственное мнение (позицию), согласившись или не согласившись с автором.

5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце):

· первый аргумент – из русской или зарубежной литературы

· второй аргумент – из собственного жизненного опыта или других людей

6) Итоговый вывод (заключение).

Алгоритм написания эссе

с учетом плана и критериев оценивания

1) Формулировка проблемы

Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните: описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, рассматриваемый автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендуется сосредоточиться на проблеме, которая:

· находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь

· дает выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твердо знает, какие аргументы приведет в доказательство своей точки зрения)

Как сформулировать проблему во вступлении?

Способы формулировки проблемы Примеры
1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует решения). · Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой проблемепосвящен текст … (ФИО автора) · Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над проблемой истинной дружбы размышляет (ФИО автора) в своем очерке (рассказе, повести, романе и т.п.)
2. Сочетание слова ПРОБЛЕМА с именем существительным в родительном падеже: проблема (чего?). · Автор данного текста затрагивает проблему отцов и детей. · Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблемероли книги в жизни человека. · В тексте писателя (ФИО) поднимается проблема одиночества.
3. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой. Важно!Цитата должна быть приведена без искажений, дословно. · Прочитав текст Д.С. Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека. · «Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.
4. Общие сведения об обсуждаемой проблеме. · Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии.
5. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме. · Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую роль играет телевидение в жизни человека? Над этой проблемой задумывается В. Солоухин.
6. Создание определенного эмоционального настроя. · Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в жизни человека. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор исходного текста.
7. Обращение к фактам биографии автора исходного текста, его взглядам, убеждениям. · Академик Д.С. Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая Д.С. Лихачевым,- проблема экологии культуры.

 

Речевые клише, используемые при формулировке проблемы:

Ø Автор поднимает проблему…

Ø Автор затрагивает важную проблему…

Ø Автор текста размышляет над проблемой…

Ø В тексте поднимается проблема…

Ø Проблема, которую рассматривает автор (ФИО автора), заключается в том, что…

Ø Текст (ФИО автора) заставил маня задуматься над проблемой…

Ø Волнующую всех нас проблему … поднимает писатель (публицист и т.п.) (ФИО)

Ø Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и автор исходного текста (ФИО автора).

Ø Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:

ü Общественно значимой

ü Социальной

ü Философской

ü Политической

ü Идеологической

ü Нравственной

ü Морально-этической

ü Злободневной

ü Актуальной

ü Насущной

ü Острой

ü Важной

ü Серьезной

ü Назревшей

ü Наболевшей

ü Первоочередной

ü Принципиальной и т. п.

Примечание: сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются втексте известного писателя (ФИО). Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)…

Избегайте типичных ошибок: помните о том, что термины «проблема» и «тема» не являются синонимами. Поэтому нельзя, подразумевая проблему, писать вместо этого слова слово «тема», иначе эксперты подобное неразличение терминов квалифицируют как фактическую ошибку и снимут один балл по критерию К 12.

Так начинать работу нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нравственного выбора человека в той или иной жизненной ситуации, особенно если она связана с риском для собственной жизни».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...