Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку




(формулировки проблем)

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков:

1. Взаимоотношения отцов и детей:

· проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?);

· проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви;

· проблема предательства детьми своих родителей.

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров:

· проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров;

· проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?);

· проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества:

· проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека;

· проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодежь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?);

· проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?)

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков:

· проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?);

· проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации;

· проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство:

· проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека;

· проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?);

· проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей;

· проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство:

· проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?);

· проблема защиты чести и собственного достоинства;

· проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми:

· проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми;

· проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом;

· проблема истинной дружбы;

· проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?);

· проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?);

· проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира:

· проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц;

· проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека:

· проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);

· проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?);

· проблема одинокой старости.

10. Человек и искусство:

· проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);

· проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?);

· проблема восприятия музыки человеком.

11. Отношение человека к миру природы:

· проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы;

· проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы;

· проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека;

· проблема негативного воздействия научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?);

· проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12. Бережное отношение человека к языку:

· проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13. Человек и власть, которой он наделен:

· проблема влияния власти на характер и поступки человека (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14. Сострадание окружающим:

· проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?);

· проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15. Отношение человека к войне:

· проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);

· проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);

· проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?);

· проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?);

· проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях.

2) Комментарий проблемы

Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...