Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку
(формулировки проблем) Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков: 1. Взаимоотношения отцов и детей: · проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных возрастных поколений уважать взгляды друг друга?); · проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви; · проблема предательства детьми своих родителей. 2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров: · проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление системы его нравственных ориентиров; · проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?); · проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?). 3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества: · проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека; · проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодежь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?); · проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?)
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков: · проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?); · проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации; · проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью. 5. Человеческое благородство: · проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека; · проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?); · проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей; · проблема человеческого благородства (В чем заключается истинное величие человека?). 6. Честь и человеческое достоинство: · проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?); · проблема защиты чести и собственного достоинства; · проблема истинных и ложных жизненных ценностей. 7. Отношения человека с другими людьми: · проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми; · проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь другом; · проблема истинной дружбы; · проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять ее проявлению?); · проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?); · проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя. 8. Восприятие человеком окружающего мира: · проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц; · проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?). 9. Одиночество человека:
· проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?); · проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребенок ощущал себя одиноким?); · проблема одинокой старости. 10. Человек и искусство: · проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?); · проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?); · проблема восприятия музыки человеком. 11. Отношение человека к миру природы: · проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы; · проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы; · проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека; · проблема негативного воздействия научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?); · проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?). 12. Бережное отношение человека к языку: · проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?). 13. Человек и власть, которой он наделен: · проблема влияния власти на характер и поступки человека (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?). 14. Сострадание окружающим: · проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?); · проблема действенного сострадания = проблема сочувствия и активной помощи человеку. 15. Отношение человека к войне: · проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?);
· проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?); · проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?); · проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?); · проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях. 2) Комментарий проблемы Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|