Речевые клише, используемые для выражения позиции автора
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться следующими оборотами:
Ø Автор посвящает свою статью Ø Автор полемически заостряет проблему Ø Автор эмоционально воздействует на читателя Ø Автор делает читателя своим союзником Ø Автор образно воссоздает картину происходящего (изображаемого) Ø Автор раскрывает сущность поставленной проблемы Ø Автор точно формулирует мысль Ø Автор заставляет читателя задуматься над проблемой Ø Автор показывает злободневность рассматриваемой им проблемы Ø Автор пытается найти причины негативных (позитивных) явлений Ø Автор убеждает читателя в правоте своей позиции Ø Автор пытается найти в читателе единомышленника Ø Автор ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения Ø Автор пишет интересно и ново о старых проблемах Ø Автор говорит с тревогой о наболевших проблемах Ø Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к… Можно использовать следующие речевые клише:
Обратите внимание!
В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов: Ø О чем говорит автор? Ø Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию? Ø Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора? Ø Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.) Ø Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию? Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции автора: ü Позицию автора следует формулировать кратко, двумя-тремя фразами. ü Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Имейте в виду: цитирование уместно только при определении авторской позиции, но не при комментарии. ü При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик». Если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор текста, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношения к жизни. 4) Формулирование собственного мнения Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развернуто. Важно не просто констатировать свое согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чем оно состоит.
Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише: 1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… (далее идет формулировка важного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним (название романа (повести, рассказа) (ФИО автора)… (далее идет пример-аргумент). 2) Я согласен с автором данного текста в том, что… (далее идет формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним судьбу главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»… 3) Я с интересом прочитал(-а) текст NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идет формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что… (далее идет формулировка важного тезиса). 4) Я согласен(-а) с автором данного текста и тоже считаю:… (далее идет формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть знакомая Светлана, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она… 5) Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет… (далее идет авторский тезис, вывод). К сожалению, в наше время часто… (далее идет пример-аргумент). 6) Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что… 7) Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на проблему… 8) Мне близка позиция автора тем, что… 9) Позиция автора представляется мне убедительной, потому что… Для того чтобы выразить несогласие (полное или частичное) с точкой зрения автора исходного текста, можно опираться на следующие речевые клише: 1) Текст писателя NN произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны (идет согласие), но с другой - … (выражается свое мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу (приведение аргументов). 2) В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен(-а) с тем, что… (формулируется авторская мысль). Готов(-а) объяснить свою точку зрения.
3) Я с большим интересом прочитал текст NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что… (далее идет мысль автора + свой аргумент). 4) Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что… (далее идет мысль автора + свой аргумент). 5) Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что… 6) Кажется спорной мысль автора о том, что… 7) Доказательство собственной точки зрения Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения. Аргументы приводятся на основе: · читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания героям, наблюдения над их поведением и поступками; · жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций. В эссе можно использовать следующие типы аргументов: · примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений); · поучительные события из жизни выдающихся личностей; · примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей; · ссылка на мнение известного, уважаемого человека – философа, ученого, общественного деятеля; · цитаты из авторитетного источника; · выводы науки и статистические данные; · события из жизни страны; · обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|