Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речевые клише, используемые для выражения позиции автора




Авторская позиция может быть отражена через Примеры
1) рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов ее решения · Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN (автор текста) уверен: … (далее идет разъяснение цитаты). · Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN утверждает, что… · Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идет цитата из текста). NN считает, что… (далее идет разъяснение цитаты). · По мнению NN, … (далее идет разъяснение цитаты).
2) разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит · Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что… · Автор озабочен (встревожен, обеспокоен…) тем, что… · С горечью (с глубокой сердечной болью…) автор говорит о том, что…. NN уверен: …. · Автор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели все же ощущают его сожаление по поводу того, что…. · Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…. · Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:….
3) обращение к авторским аргументам, примерам, раскрывающим тезис · Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что…. · Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что….
4) обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи · Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что…. · Данные аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что…. · Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего?)…. Он убежден:….

Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться следующими оборотами:

Ø Автор посвящает свою статью

Ø Автор полемически заостряет проблему

Ø Автор эмоционально воздействует на читателя

Ø Автор делает читателя своим союзником

Ø Автор образно воссоздает картину происходящего (изображаемого)

Ø Автор раскрывает сущность поставленной проблемы

Ø Автор точно формулирует мысль

Ø Автор заставляет читателя задуматься над проблемой

Ø Автор показывает злободневность рассматриваемой им проблемы

Ø Автор пытается найти причины негативных (позитивных) явлений

Ø Автор убеждает читателя в правоте своей позиции

Ø Автор пытается найти в читателе единомышленника

Ø Автор ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения

Ø Автор пишет интересно и ново о старых проблемах

Ø Автор говорит с тревогой о наболевших проблемах

Ø Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к…

Можно использовать следующие речевые клише:

Позиция одобрения Нейтральная позиция (констатация фактов) Позиция порицания, осуждения
Ø Автор восхищается… Ø Автор поражается… Ø Автор удивляется… Ø Автор приглашает вместе с нами полюбоваться… Ø Автор с интересом наблюдает за тем… Ø Как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о… Ø Автор размышляет о… Ø Автор словно приглашает читателя к диалогу… Ø Автор делится своими мыслями (наблюдениями) Ø Автор пытается объяснить сложные жизненные понятия Ø Автор с болью в сердце пишет о том… Ø Автор с горечью говорит… Ø У автора вызывает негодование… Ø Автор не может смириться с тем… Ø Автор с горькой иронией пишет о том… Ø Свое эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным выводом…

Обратите внимание!

В художественных текстах писатель чаще всего избегает назиданий, не навязывает своей позиции, но она вытекает из множества факторов: сюжета, выбора эпизодов, характеристик героев, их описаний, композиционного построения текста, используемых изобразительно-выразительных средств. Для того чтобы понять позицию, задайте себе ряд вопросов:

Ø О чем говорит автор?

Ø Какие изобразительно-выразительные средства использует, как они помогают понять авторскую позицию?

Ø Какова композиция рассказа, помогает ли она понять позицию автора?

Ø Какова интонация рассказа (взволнованная, спокойная и т.д.)

Ø Встречается ли в тексте характеристика героев, их поступков, черт характера, внешности? Как эта характеристика помогает понять авторскую позицию?

Методические рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок, часто допускаемых при выявлении позиции автора:

ü Позицию автора следует формулировать кратко, двумя-тремя фразами.

ü Если вам трудно сформулировать позицию автора самостоятельно, то можно привести цитату из текста, которая выражает авторское отношение к изображаемому. Имейте в виду: цитирование уместно только при определении авторской позиции, но не при комментарии.

ü При определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор» и «рассказчик». Если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор текста, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношения к жизни.

4) Формулирование собственного мнения

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развернуто. Важно не просто констатировать свое согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чем оно состоит.

Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что… (далее идет формулировка важного тезиса).

В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики.

Вспомним (название романа (повести, рассказа) (ФИО автора)… (далее идет пример-аргумент).

2) Я согласен с автором данного текста в том, что… (далее идет формулировка важного тезиса).

Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним судьбу главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»…

3) Я с интересом прочитал(-а) текст NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идет формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что… (далее идет формулировка важного тезиса).

4) Я согласен(-а) с автором данного текста и тоже считаю:… (далее идет формулировка важного тезиса).

В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры.

У меня есть знакомая Светлана, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она…

5) Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет… (далее идет авторский тезис, вывод).

К сожалению, в наше время часто… (далее идет пример-аргумент).

6) Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…

7) Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…

8) Мне близка позиция автора тем, что…

9) Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…

Для того чтобы выразить несогласие (полное или частичное) с точкой зрения автора исходного текста, можно опираться на следующие речевые клише:

1) Текст писателя NN произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны (идет согласие), но с другой - … (выражается свое мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу (приведение аргументов).

2) В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен(-а) с тем, что… (формулируется авторская мысль). Готов(-а) объяснить свою точку зрения.

3) Я с большим интересом прочитал текст NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что… (далее идет мысль автора + свой аргумент).

4) Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что… (далее идет мысль автора + свой аргумент).

5) Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…

6) Кажется спорной мысль автора о том, что…

7) Доказательство собственной точки зрения

Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

Аргументы приводятся на основе:

· читательского опыта, который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания героям, наблюдения над их поведением и поступками;

· жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций.

В эссе можно использовать следующие типы аргументов:

· примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений);

· поучительные события из жизни выдающихся личностей;

· примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;

· ссылка на мнение известного, уважаемого человека – философа, ученого, общественного деятеля;

· цитаты из авторитетного источника;

· выводы науки и статистические данные;

· события из жизни страны;

· обсуждаемые в телевизионных программах актуальные проблемы современности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...