Досократовский период развития античной философии.
Философия начиналась с поиска ответа на вопрос - о происхождения мира. Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями милетской школы(6 в.до н.э): Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром Гераклитом. Они получили название натурфилософы, потому что пытались объяснить мир из самого себя. Первопричину усматривали в огне,воде,воздухе. Натурфилософское представление о первоначале было внутренне противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли. Более абстрактным было учение о первоначале у пифагорейцев(6 в до н.э)- считали, что мир есть гармония, в основе ее лежит первоначало-число. Познание природы для них было возможно только через познание числа и числовых отношений. Этот период называют периодом протофилософии. Для нее было характерно: мифологическое объяснение мира; отсутствие в философии аргументации; неразработанная философская аргументация. Следующая школа досократовского периода- это Элейская(6 в до н.э).Представители- Парменид,Ксенофан,Зенон. Они разрабатывали учение о бытии и утверждали, что бытие-то, что есть небытие- то, чего нет.Бытие едино, вечно,неделимо,подвижно. Значимость этой школы заключается в том, что они осуществили переход от протофилософии к философскому знанию. Атамистическая школа-Демокрид,Лефкип. Первоосновой всего считали атом, который имеет различную форму и находится в постоянном движении. Бытие- это атом, небытие-пустота.
Философское учение Сократа. Сократ — древнегреческий философ, представитель Афинской школы, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. После него не осталось письменных источников. Известно, что он вел беседы, а предметом его философии была душа человека. Он исследовал вопросы этики, отвечал на вопрос о том, как следует жить. Его нравственными ценностями были – следование добру и долгу, бескорыстие. В разработке своей философии Сократ большое место уделял определению понятий, их сущности. Главной задачей человека считал познание самого себя. Сократ признавал диалектность процесса познания и утверждал, что я знаю, что ничего не знаю, т е чем больше человек знает, тем больше он соприкасается с незнанием.
Методом познания Сократ считал диалоги, которые содержали диалектику, потому что познание есть преодоление противоречий.
Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности. Философские учения Платона и Аристотеля. Платон(5-4 в до н.э). Его основные произведения – «Государство», «Политик», «Законы». Он разделил весь мир на мир идей(эйдосов) и мир вещей, форм. Идея всех идей – Бог- источник истины, гармонии и красоты. Мир идей- подлинный мир. Мир вещей- «тень» мира идей В мире вещей властвует материя. Мир вещей и мир идей объединяет мировая душа. Он разработал идею идеального государства, в котором жизнь строго регламентирована. Права граждан строго определены законом. Во главе его стоят мудрецы- философы, средняя ступень- войны., низшая – ремесленники, торговцы, землевладельцы. Главной задачей государства считал заботу о своих гражданах, что, по его мнению, есть справедливость.
Аристотель(4 в до н.э) – ученик Платона. Он критиковал его за отсутствие связи между идеями и вещами. Аристотель разделил философию на первую и вторую. Первая – наука о сущем- метафизика. Вторая – физика, т е наука, изучающая природу. Разработал учение о 4х первопричинах всего сущего: форма, материя, движение и цель. Формой форм называл Бога, он же перводвигатель, он же всеобщая цель. Разработал учение о нравственности. Нравственность являлась стремлением к разумной деятельности. Разработал учение о государстве. Он считал, что человек – политическое животное, от которого его отличает разум и способность жить в обществе. Аристотель проанализировал известные к тому времени формы государственного правления- тиранию, монархию и тд. Лучшей считал –монархию, худшей – демократию. Целью государства считал обеспечение счастливой жизни ее граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.
Аристотель заложил основы формальной логики, на которой впоследствии возникает наука- логика.
Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм. Буддизм возник в 6 в. до н.э. Основатель – индийский принц - Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Особенность этого учения – этико-практическая направленность. Главный вопрос- это бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»: 1) существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием; 2)причины страдания – радости и страсти; 3) чтобы освободиться от страданий нужно устранить причину страсти; 4) путь освобождения от страданий – аскетизм. Буддизм проповедовал терпимость как основной принцип поведения. Это стало основой философии непротивления злу насилием. Нирвана- это состояние абсолютной свободы и высшего блаженства, когда происходит слияние атмана с брахманом. Медитация – это сосредоточенность, отрешенность от внещних объектов. Это внутреннее переживание человека. Конфуцианство -5-6 в до н.э. Отличительная черта – антропоцентризм. Предмет философии – человек.
Конфуций исследовал проблему воспитания идеального человека. С его точки зрения, человек – элемент общества. Его функция – он должен быть подчинен обществу, которое есть его семья. Основное требование к человеку – не делай другим то, чего не желаешь себе. Помогай другим в том, чего хочешь достичь сам. Другие требования - почтительность, уважение к старшим. Человек должен уважать традиции. Они выше закона. Он проповедовал путь золотой середины, как важнейший принцип добродетели, который означал умение достичь компромисса в соц.управлении. Даосизм (дао – путь) представлял, что мир есть гармония. Он развивается по объективной закономерности. Дао – это закон о природе, обществе. Дао неотделим от материального мира и управляется им. Дао содержит противоречие в самом себе. Познать дао – значит познать закон саморазвития природы. Даосизм разработал принцип у-вей – бездействие, смирение, которое приводит к процветанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|