Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства.
Политический режим - способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. Основными политическими режимами являются: 1.Демократия - политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. 2.Авторитаризм - означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. 3.Тоталитаризм - означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом,волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную).
Гражданское общество — совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается 1. господство права; 2. реализуются права и свободы человека; 3. равенство всех перед законом; 4. принцип разделения властей; 5. разрешение конфликтов через справедливый суд. Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали. Мораль - один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом. Сущность как главное и необходимое, как качественная определенность морали: регулятивность, социальность, историчность, социальная неоднородность. Мораль, право, политика – род социальных регуляторов. Цели и средства регуляции – определители единства и различий видов социальной регуляции. Функции морали: 1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. 2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим. 3. Познавательная функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
4. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. 5. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. 6. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Основные этические категории Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло. Основные проблемы этики: - Проблема критериев добра и зла - Проблема смысла жизни и назначения человека - Проблема справедливости - Проблема должного
50. Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции религии. Место и роль религии в современном обществе. Религия - это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его "Я". О сущности религии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений. Религия - коллективный невроз навязчивости, массовая иллюзия (Фрейд)
Религия – отражение человеческого бытия (Фейербах) Религия - фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними (Марксизм) Богословы же в вопросе о происхождении религии опираются на Священные Писания. Функции религии: 1. Мировоззренческая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии. 2. Политическая функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций. 3. Культурная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре. 4. Нравственно-воспитательная функция религии - это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|