Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды религиозного отношения к действительности




Политеизм - это вера в то, что мир и окружающая среда правится и контролируется разным количеством богов и разнообразными божествами.

Монотеизм - это вера в то, что существует только один Бог. Возможно, самой древней монотеистической религией является иудаизм.

Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.

Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога.

Атеизм - неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил или существ или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание религии.

Многие критики атеизма утверждают, что атеизм является своеобразной формой религии или веры. Утверждение «Атеизм есть вера», основывают на том, что отрицание существования высших сил требует уверенности в их отсутствии.

Сведение атеизма к религии атеисты опровергают исходя из определения религии как веры в сверхъестественные силы: атеист не имеет веры в сверхъестественное. Религия же требует веры в существование сверхъестественного.

 

Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции науки. Соотношение науки, религии и философии.

Наука является важнейшим видом духовного производства. Это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленной на познание и преобразование объективной реальности. Наука - это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее сущ закономерные стороны в абстрактно- логической форме понятий. Наука как бы создает параллельный реальному идеальный мир, в котором и отражает его основные свойства и закономерности. Однако наука воспроизводит жизнь не полностью, не в подробностях, а отражает только лишь его существенные стороны. Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему.

Наука выполняет след. функции:

1. Познавательная

2. Объяснительная

3. Практически-действенная

4. Прогностическая

5. Мировоззренческая

6. Социальная память.

Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. Общее что роднит философию и религию - это решение мировоззренческих проблем, но пути и подходы решения этих проблем у них сильно отличаются.

Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.

 

Духовная жизнь общества: сущность эстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовной деятельности.

Важнейшим видом духовного производства является искусство. Как и наука, оно представляет собой творение профессионалов — художников, поэтов, музыкантов, т.е. специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированной философией в категории эстетическое.

Будучи одним из видов освоения действительности, искусство не может не следовать общему руслу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают. Искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность. Искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души человека, вызывает ощущение эстетической радости.

 

Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека.

Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями. Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек это творец истории общества, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.

Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального.

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.

Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...