Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия физиса (досократики).




Мировоззрение: сущность и структура.

Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека.

Мировоззрение может складываться стихийно, под воздействием обы­денного жизненного опыта, случайных событий, а может формироваться сис­тематично и целенаправленно.

Два уров­ня мировоззрения:

1. Мироощущение - стихийно складывающаяся способность чело­века ориентироваться в окружающем мире, базирующаяся на данных органов чувств. Мироощущение не всегда осознаваемо, его существенная часть ос­нована на бессознательных процессах.

2. Миропонимание – представляющий собой обобщение данных опыта и их осмысление. Миропони­мание, в свою очередь, делится на два уровня: обыденное, или жизненно-практическое, и теоретиче­ское. Первый уровень включает в себя обобщение повседневного жизненного опыта, а второй опирается на данные философии или науки.

Обыденное миропонимание присуще каждому человеку. Теоретическое миропонимание включает предельно общие вопросы бытия, познания, взаимоотношений человека и мира.

Можно выделить два основных компонента мировоззрения – познавательный и ценностно-нормативный.

Познавательный компонент (картина мира) включает в себя наиболее общие знания о мире. Ценностно-нормативный компонент содержит идеалы, абсолюты, цен­ности, нормы, жизненно-практические установки. Этот компонент мировоз­зрения отражает отношение человека к миру.

 

Исторические типы мировоззрения.

Миф – попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ. При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам.

Миф не является исторически прошедшей, давно миновавшей формой ду­ховной жизни человека. Постепенно утверждается мысль, что любая культура основы­вается на мифологемах, которые лежат в основе всего мира высших ценно­стей, недостижимых идеалов, утопических идеологий.

Религиозное мировоззрение формируется на базе мифологического, выводя вопросы о происхождении и сущности мира на более высокий абст­рактный уровень.

В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение предполагает существование особого надприродного мира, где обитает Бог. Бог находится вне пространства и времени. Он создает мир из ничего и явля­ется гарантом его существования. Религия, как правило, содер­жит нравственные нормы высокого порядка, выполняющие регулятивную функцию.

Одновременно с религией возникает философия как новый, высший тип мировоззрения. Главное сходство религии и философии состоит в том, что они ставят на предельно абстрактном уровне метафизические вопросы бытия мира и человека; различие их состоит в том, что религия при решении этих вопросов опирается на веру, а философия – на теоретическое мышление.

 

Философия, её предмет и место в культуре.

Философия возникает в VII – V вв. до н.э. одновременно в Древней Греции, Индии, Китае. В история научного сообщества бывают периоды, когда конку­риру­ют разные гипотезы, но все же постепенно оно приходит к однозначным вы­водам, общепринятым решениям, доказанным экспериментально. Философия вращается в кругу одних и тех же вопросов. Она больше спрашивает, чем отвечает.

Философия – теоретически оформленное, системно-рациональное ми­ровоззрение.

Направления философии: Мате­риализм признает в качестве субстанции материю, идеализм – дух, созна­ние.

Философские учения подразделяются также, исходя из количества суб­станций: Монизм – философское направ­ление, в котором признается одно начало мира – материальное или идеаль­ное. Дуализм – философское учение, при­знающее наличие двух самостоятельных субстанций – материальной и иде­альной. Плюрализм предполагает несколько или множество субстанций, материальных или идеальных.

Предметом философии является мир в целом, рассматриваемый в са­мых общих аспектах при особом выделении отношений «человек – мир».

Функции:

1. Мировоззренческая.

2. Гносеологическая.

Соотношение философии и науки толкуется по-разному. Большинство современных исследователей склоняются к мысли о том что философия не является наукой. Это связано и с тем, что философия решает вопросы, не ре­шаемые конкретными науками в силу недостаточности исходной базы дан­ных.

Философия связана и с ненаучными формами познания, а также с ве­рой, которую не следует понимать как только религиозную.

 

Философия Древней Индии.

Мифология Древней Индии чрезвычайно сложна. Она отличается представлениями о цикличности мира. Вселенная, по представле­ниям древних индийцев, существует в течение так называемого дня Брахмы – божества, сотворившего мир. При наступлении ночи Брахмы мир гибнет, затем возникает снова, и так без конца.

Философские мотивы формируются в комментариях к Ведам, называемых Упанишадами. Всего Упанишад более 200. В Упанишадах формируется основная идея всей индийской культуры – закон кармы-сан­сары, реинкарнации (перерождения) душ в зависимости от прожитой человеком жизни.

В индийской философской традиции сформировался ряд основных философско-этических понятий. Прежде всего это понятие кармы - закона, определяющего судьбу человека. Карма тесно связана с учением о сансаре (цепи перерождений существ в мире) – закон кармы-сансары. Освобождением или выходом из сансары является мокша.

Индийская философская традиция отличается многовариантностью ответов на онтологические вопросы. Здесь сложились три варианта основных подходов - философский монизм, дуализм и плюрализм.

Дуалистическая позиция в онтологии получила наиболее полное выражение в санкхье, йоге.

Плюрализм, в частности, представлен системой вайшешика, школа ньяя, школа миманса. Миманса провозглашает возврат к Ведам; согласно этому учению, единственным путем освобождения из пут сансары и кармы является последовательное выполнение того, чему учат Веды.

Неортодоксальные школы индийской философии (настика)– джайнизм, буддизм и чарвака (локаята).

Джайнистское учение провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка – материальная (аджива) и духовная (джива).

Буддизм - учение, основателем которого был Будда. Центром учения являются четыре благородные истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию (1). Причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,- благой восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение (4).

Путь к освобождению от саманий /рошедший все стадии восьмеричного пути и с помощью медитации пришедший к освобождающему познанию, становится архатом, святым, который стоит на пороге конечной цели - нирваны.

В целом индийская философская традиция нацелена на абстрактные понятия, прежде всего, бытия и небытия мира и человека.

 

Философия Древнего Китая

Древнекитайская философия, развитие которой приходится на середину первого тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской философии.

Китайскую онтологию было бы точнее рассматривать как онтологию событий, а не субстанций. Вся природа одушевлена - каждая вещь, место и явление имеют своих демонов.

Пятикнижие представляют собой основу всей китайской культуры. Они содержат древнейшую поэзию, историю, законодательство и предфилософию. Все философские школы в своих рассуждениях обращались к этим книгам: Книга песен, Книга истории, Книга порядка, Книга Весны и осени, Книга перемен

Известно о наиболее популярных шести школах китайской философии:

1) школа инь и ян

2) школа конфуцианцев,

3) школа моистов

4) школа имен

5) школа юристов, легистов

6) школа пути и силы, даосы

Наиболее известными из них являются конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство не является цельным учением. Конфуций считается первым китайским философом. В его социальной этике личность является личностью не «для себя», но для общества. Порядок выступает как этическая категория, включающая также правила внешнего поведения - этикет. Человечность -основное из всех требований, предъявляемых к человеку. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение.

Даосизм. В центре внимания даосизма стоят природа, космос и человек, постигаемые с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин. В онтологическом учении именно понятие дао является центральным. Дао – в принципе безымянно, везде проявляется, ибо есть «источник» вещей, но не является самостоятельной субстанцией, или сущностью. Само дао не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной энергетической деятельности. Цель мышления, по даосизму, есть «слияние» человека с природой, так как он является ее частью. Основатель даосизма Лао-цзы. Дао не зависит от времени, как полоса возникновения, развития и гибели Вселенной, но есть фундаментальное и универсальное единство мира.

Моизм. Смысл моизма заключался в идеях всеобщей любви (цзянь ай) и преуспеваемости, взаимной пользы.

Философия физиса (досократики).

Первый этап античной философии - ранняя классика или досократическая философия.

Милетская школа – самая первая из известных нам философских школ Древней Греции. Она формируется в городе Милете, бывшем в это время важным торговым и культурным центром ионийских колоний. В Милетской школе впервые сознательно был поставлен вопрос о первооснове всего сущего.

Представители Милетской школы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Основой всего сущего Фалес считал воду. В этой «бесконечной воде», содержится потенция дальнейшего развития. О Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска, который плавает в бесконечной воде. Так же как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (апейрон), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное». Основой бытия Анаксимен считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Анаксимен является последним представителем натурфилософии милетской школы. Как видно, эта школа стремилась объяснять мир, его отдельные явления, его общий принцип или основу естественными причинами.

Следующим представителем ранней греческой философии является Гераклит Эфесский. Основой всего Гераклит считает огонь. Огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. В философии Гераклита есть также и представление об универсальности развития. Центральным мотивом всего его учения был принцип «все течет». Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Все, согласно ему, управляется судьбой, или необходимостью (нике).

Элейская школа. Собственно основателем элейской школы был Парменид. Парменид делает весьма резкое различие между подлинной истиной (алетейа), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (докса), опирающимся на чувственное познание. Основным для него, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем (онтология), создателем которой он считается.

Следующей выдающейся философской школой являются пифагорейцы. Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Пифагорейское учение является исторически первой попыткой постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами.

Школа атомистов, к которой традиционно относят Левкиппа и Демокрита. Принципы атомистической науки о бытии: единственное, что существует,- атомы и пустота.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...