Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные особенности схоластики. Фома Аквинский.




Схоластика носила лишь религиозный характер, мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к богу.

Сущностью схоластической «диалектики» является ее формальное рассуждение о понятиях, категориях без рассмотрения их реального содержания. Все подчинено авторитету христианского вероучения.

Схоластическое философское мышление сосредоточивалось в сущности на двух проблемах: с одной стороны на споре номинализма и реализма, с другой - на доказательстве существования Бога.

Фома Аквинский. Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира.Он считал, что личность – это самое благородное во всей разумной природе явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей.

Истина может быть лишь одна, ибо происходит от Бога. Всякое сущее, как единичное, так и божественный абсолют, состоит из сущности (essentia) и существования. Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо являются бытием сложным.

Важное место в творчестве Фомы Аквинского занимают проблемы человеческой души. Человеческая душа бестелесна, она есть чистая форма без материи, духовная, независимая от материи субстанция.

В познании он усматривает образное восприятие реальности. Познание сущности возможно с помощью абстракции. Познание является наивысшей функцией человека, Бог же – неисчерпаемый предмет познания. Конечная цель человека заключена в познании, созерцании и любви к Богу.

Философия эпохи Возрождения. Гуманизм (итальянский и северный).

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью. Ученые, философы уже выступают не как представители закрытых школ, но как отдельные исследователи.

В эпоху Возрождения получает развитие пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу. Можно выделить два типа пантеизма – мистический и натуралистический. Первый растворяет природу в Боге, второй представляет природу как Бога, растворенного в вещах.

Всякая деятельность воспринимается теперь иначе, чем в античности и в средние века. В эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает сакральный (священный) характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, - самого себя.

Гуманизм означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

Франческо Петрарка считается «первым гуманистом», его называют «отцом гуманизма». Петрарка полностью отвергает «вечность» в понимании схоластов. Христианство он принимает, но лишь в его несхоластической интерпретации. Он склоняется также к идее активной самореализации человека.

Лоренцо Валла. Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм Цицерона как способ, помогающий человеку по-новому мыслить и дискутировать.

Гуманизм Ренессанса в Италии в большой степени ориентировался на Платона. Его философия считается синтезом всей философии прошлого.

Джованни Пико делла Мирандола В его понимании мир устроен иерархически. Противоречивость мира в том, что, с одной стороны, мир находится вне бога, а с другой - его становление божественно. Бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность звезд, судьба является следствием его естественной свободной активности. Человек сам творец своего счастья.

Итальянский и северный (заальпийский) Ренессанс, хотя они имеют общие черты и содержание, отличает ряд признаков. Итальянский тип более монолитный, главным его предметом была философия природы, исходной позицией - платонизм, возрожденный гуманистами. Большую роль в гуманизме заальпийских стран играли логика, методология, философия государства и права. Итальянский гуманизм имел скорее литературный, метафизический характер, «северный» тип гуманизма отличался более строгими позициями.

Дезидерий Эразм Роттердамский

Мишель де Монтень Монтень, как решительный противник схоластики, отвергал бессодержательную академичность университетской философии, которая подчинилась авторитетам (Аристотеля, Платона и др.). Он делал упор на самостоятельность суждений, образцом для которых могло быть свободомыслие античной философии.

 

Новое естествознание эпохи Возрождения. (Николай Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Видное место завоевывает математика, принцип математизации науки соответствует основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного и философского мышления.

Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию. Его основной труд «О вращении небесных сфер» вышел в год его смерти.

Галилео Галилей при помощи телескопа, который он сам сконструировал, обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т. д. Наибольшей заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира. Галилей не был философом, но его научные представления имели огромные последствия. Галилей развивает новую методологию науки, основывающуюся на экспериментах и математике.

Николай Кузанский Его философия природы и космологические воззрения не выходили за пределы религии. Он исходит из концепции «ученого незнания», означающей, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Основой этой символики для Николая Кузанского являются математические символы. Разум подчинен закону противоположностей, для которого справедливы «да или нет», круг или многоугольник.

Мир - не изолированный шар в лоне абсолюта, но он (мир) бесконечен и является бесконечным шаром. Нигде нет ничего устойчивого и абсолютного, нет также и абсолютного покоя. Абсолютной является лишь бесконечность.

Джордано Бруно

Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего. В Едином заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм. С этих позиций он выдвигает учение о материи как активном, творческом принципе. Материя не может существовать без формы, и, наоборот, форма является внутренней стороной материи, она не может быть чем-то привнесенным извне, приданным.

Космос - одновременно пустая и одновременно наполненная бесконечность. Вне космоса нет ничего иного, он является всем бытием, вечным, несотворенным Богом.

Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи. Цель разума - проникновение в глубину явлений, познание закономерностей природы, т. е. ее «божественности». Познание является бесконечным процессом, потому что и предмет его бесконечен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...