Основные категории развития.
Универсальные связи пронизывают все бытие и фиксируются в человеческом мышлении в форме парных категорий, отражающих тот или иной аспект всеобщей связности мира в его диалектической противоположности. Единичное и общее. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных. Общее – объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность, принадлежность к одной и той же группе. Часть и целое. Первоначально в философии сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Под частями целого понимали такие предметы, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое упрощенно считалось простой суммой своих частей. Явление и сущность. Сущность - это то, что делает объект таким, каков он есть, явление – воспринимаемые со стороны характеристики объекта. Явления отражают какой то аспект сущности. Существуют явления, которые не только не отражают, но и искажают её. Форма и содержание. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма – это принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Содержание и форма – неразрывно связанные состояния одного предмета. При этом форма обладает относительной самостоятельностью по отношению к содержанию,одно и то же содержание может иметь разные формы, но может быть и иначе: одна и та же форма может иметь различное содержание. Элемент и структура. Элемент – неразложимый далее компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов. Компонентами являются любые объекты, связанные с другими объектами в сложный комплекс. Структура – относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого. Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность.
Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и индетерминизм (лат. определять)- противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Д. наз. учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Для И., характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме - отрицание причинности вообще). Идеи Д. появляются уже в древн. философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование Д. получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф. Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, фр. материалисты 18 в.). В соответствии о уровнем развития естествознания Д. этого периода носит механистический, абстрактный характер. С точки зрения индетерминистов (Юм, Кант) причинность – лишь форма освоения реальности человеком, в варианте Канта – трансцендентальная категория, позволяющая упорядочивать хаос восприятий. Проблема человека в истории философии. Проблема человека, его сущности и места в бытии с необходимостью является одной из важнейших проблем философии. Вплоть до софистов и Сократа человек мыслился в единстве с космосом, и вопрос о человеке как таковой не ставился. Лишь социально-политические потрясения V-IV веков до н.э. заставили мыслителей античности обратить на него особое внимание. Существующие подходы к определению сущности человека можно классифицировать следующим образом:
I. Объективистские. Общим местом объективистских концепций является стремление выделить существенные признаки человека как родового существа. Упрощённо их сущность можно выразить так: «Сущность человека предшествует его существованию». Природно-объективная концепция рассматривает человека в первую очередь как биологический вид, морфологические особенности которого задают необходимость возникновения культуры и общества. Идеально-заданная концепция ведет свое начало от Платона и предполагает, что человек в своих основных чертах определен в рамках истинного бытия, которое может пониматься как царство идей, в котором пребывают вечные человеческие души. Социологическая концепция настаивает на социальной сущности человека, которая складывается в результате становления самого общества и жизни человека в нем. Способами бытия человека как сущего выступают здесь общество, культура и история. Экзистенциальная концепция нацелена на раскрытие бытия человека в единстве с его существованием. Именно личностное существование, экзистенция оказываются здесь формой бытия человека. Его главный признак – самосознание. Проблема антропогенеза. Материалистическое мировоззрение рассматривает человека как продукт длительной биологической эволюции. Как же произошло выделение человека из природного мира? Можно выделить три основные позиции по этому вопросу. I. Трудовая теория Ф. Энгельса, Согласно Энгельсу, человека создал труд, который сделал необходимым тесное сотрудничество людей, постоянное общение, приведшее к появлению речи из первоначального языка жестов. II. Символическая теория Э. Кассирера, согласно которой биологическим источником антропогенеза является неспециализированность протолюдей как вида. Кассирер, в отличие от Энгельса, первым шагом антропогенеза видит возникновение элементов духовной культуры. Причём в первую очередь это выражалось в отсутствии соответствующих инстинктов или их нестойкости, что вынуждало проточеловека копировать поведение других биологических видов. III. Игровая теория Й. Хейзинги. Голландский исследователь решающую роль отводит феномену игры, который имеет корни в царстве животных, но приобретает принципиально новые черты в человеческом обществе. Здесь Хейзинга близок Кассиреру, но игра у него охватывает не только сферу духа, но все аспекты бытия человека, становится универсальным феноменом.
Так или иначе, в процессе антропогенеза происходила напряженная внутривидовая борьба по признакам сообразительности, степени развития речи, умений и навыков орудийной деятельности. Формирование человеческого сообщества означало, что, наряду с наследственностью, а нередко и вместо неё, появилась преемственность культуры, которая передавалась не через гены, а через обучение, воспитание, показ и пример, через традиции, мифы, религию. Прекратился процесс видообразования, через обучение и воспитание появился новый вид памяти, уже не генетической, а социальной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|