Анализ роли косвенных налогов в доходах федерального бюджета
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Из всего многообразия видов налогов четыре налога (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. Наша схема представляет собой трапецию: от формы, где различия между ТО и ТП наиболее велики, к содержанию, где общность (эквивалентность) гораздо выше. Эту схему можно завершить, превратив трапецию в треугольник, если на вершине поставить функциональный рисунок, общий как для отрывка. мы сможем обстоятельно ответить на вопрос, с которого начиналась статья: «Что передаётся в переводе?» Функциональный рисунок передаётся полностью. Возможность такой передачи – залог того, что перевод действительно осуществим. Информативный рисунок передаётся по возможности точно. Его полная передача – идеал, к которому следует стремиться. При вынужденных отступлениях от исходного рисунка переводчик обычно жертвует полнотой ситуативной информации ради сохранения актуализированной в экспрессивно-оценочной, ассоциативно-об- разной или стилевой информации. Форма в переводе последовательно передаваться не может в принципе (т.к. копирование формальных элементов оригинала на всех уровнях приведёт к переводу, лишённому смысла, а в конечном итоге – к простому переписыванию ТО). Полные или частичные совпадения отдельных формальных элементов в ТО и ТП оправданны только в том случае, если это способствует (или, по крайней мере, не препятствует) сохранению информативного инварианта. На формальном уровне продуктивнее сопоставлять языковых средств, использованных в ТО и ТП. Заметим на всякий случай, что такой, функционально-коммуникативный, подход к переводу вполне допускает и множественность адекватных переводов одного и того же текста или его фрагмента, и возможность по-разному оценивать факторы, определяющие функциональный инвариант. Это не схоластическая догма – а живая, здравая концепция перевода, имеющая солидное научное обоснование и дающая убедительные результаты на практике.
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Косвенные налоги являются более простыми для государства с точки зрения их взимания, но также и очень сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Наша схема представляет собой трапецию: от формы, где различия между ТО и ТП наиболее велики, к содержанию, где общность (эквивалентность) гораздо выше. Эту схему можно завершить, превратив трапецию в треугольник, если на вершине поставить функциональный рисунок, общий как для отрывка. мы сможем обстоятельно ответить на вопрос, с которого начиналась статья: «Что передаётся в переводе?» Функциональный рисунок передаётся полностью. Возможность такой передачи – залог того, что перевод действительно осуществим. Информативный рисунок передаётся по возможности точно. Его полная передача – идеал, к которому следует стремиться. При вынужденных отступлениях от исходного рисунка переводчик обычно жертвует полнотой ситуативной информации ради сохранения актуализированной в экспрессивно-оценочной, ассоциативно-об- разной или стилевой информации. Форма в переводе последовательно передаваться не может в принципе (т.к. копирование формальных элементов оригинала на всех уровнях приведёт к переводу, лишённому смысла, а в конечном итоге – к простому переписыванию ТО). Полные или частичные совпадения отдельных формальных элементов в ТО и ТП оправданны только в том случае, если это способствует (или, по крайней мере, не препятствует) сохранению информативного инварианта. На формальном уровне продуктивнее сопоставлять языковых средств, использованных в ТО и ТП. Заметим на всякий случай, что такой, функционально-коммуникативный, подход к переводу вполне допускает и множественность адекватных переводов одного и того же текста или его фрагмента, и возможность по-разному оценивать факторы, определяющие функциональный инвариант. Это не схоластическая догма – а живая, здравая концепция перевода, имеющая солидное научное обоснование и дающая убедительные результаты на практике.
Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью. Чем меньше доход, тем большая его часть идет на удовлетворение насущных потребностей. Потому налог, взимаемый с предметов первой необходимости, отбирает у бедных больший процент дохода, чем у богатых. По данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 14 063,4 млрд. рублей, по сравнению с 12 865,9 млрд. рублей в 2013 г. В 2012 г. этот показатель составил 12 855,5 млрд. руб. Т.е. за период 2012-2014 гг. федеральный бюджет увеличился на 2,7 млрд. руб. (Приложение 1)
Доход от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации с 2012 г. по 2014 г. увеличился с 341,9 млрд. руб. до 520,8 млрд. руб. т.е. на 178,9.
Налоговые ставки в 2012-2014 гг. на все подакцизные товары Таблица 1.
Ставки акциза на сигареты и папиросы на 2012-2014 гг. Таблица 2.
По отношению к 2014 году величина акцизов в 2015 на большинство видов подакцизных товаров возрастет в среднем на 20 процентов. При этом увеличение акцизов на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, а также на этиловый спирт, ввозимый на территорию Российской Федерации или реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза, планируется на 25 процентов.
Налоговые ставки в 2015 г. на все подакцизные товары Таблица 3.
Структура основных налоговых доходов Таблица 4.
Можно сказать, что прибыльность от основных налоговых доходов в общем объеме бюджета уменьшилась за 2012-2014 гг. с 70,9 млрд. руб. до 67,6 млрд. руб. т.е. на 3,3 млрд. руб. Наибольший рост дохода у акцизов – на 1,4 млрд. руб. Наименьший рост от налога на прибыль организаций – с 2012 г. по 2014 г. изменения равны 0. В 2013 г. доход от НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации составил – 1 868 млрд. руб. Доход от НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации - 1 670 млрд. руб. За 2014 г. по состоянию на 01.01.2015 доход от НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в Федеральный бюджет поступило – 2 181 млрд. руб. Доход от НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – 1 750 млрд. руб. С 2012 г. по 2014 г. доход от НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации увеличился на 295 млн. руб. Доход от НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации увеличился на 91 млн. руб. Можно сказать, что доход от данного вида налога за три года имеет тенденцию к увеличению. Динамика поступлений доходов НДС за 2012-2014 гг. Таблица 5.
Косвенным налогам на ближайшие пару лет выделена большая роль, которая заключается в том, чтобы закрыть большинство «прорех» в консолидированном бюджете государства. Причем, особую надежду, министерство финансов возлагает именно на них, так как показатели именно этих налогов имеют стабильное увеличение каждый год. Кроме того, ежегодно планируется увеличение ставок на косвенные налоги. И пусть система косвенного налогообложения имеет свои недостатки, достоинств она имеет все-таки гораздо больше, о чем говорят статистические показатели за прошедшие года. Таким образом, в бюджет Российской Федерации в 2014 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 14 063,4 млрд. рублей, по сравнению с 12 865,9 млрд. рублей в 2013 г. В 2012 г. этот показатель составил 12 855,5 млрд. руб. Т.е. за период 2012-2014 гг. федеральный бюджет увеличился на 2,7 млрд. руб. Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей бюджета в 2014г. составили таможенные пошлины 32,2%, НДС - 34,3%, НДПИ - 17,6%. Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения. Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|