Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ роли косвенных налогов в доходах федерального бюджета




Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.

Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Из всего многообразия видов налогов четыре налога (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. Наша схема

представляет собой трапецию: от формы, где различия между ТО и ТП наиболее велики, к содержанию, где общность (эквивалентность) гораздо выше. Эту схему можно завершить, превратив трапецию в треугольник, если на вершине поставить функциональный рисунок, общий как для отрывка. мы сможем обстоятельно ответить на вопрос, с которого начиналась статья: «Что передаётся в переводе?» Функциональный рисунок передаётся полностью. Возможность такой передачи – залог того, что перевод действительно осуществим. Информативный рисунок передаётся по возможности точно. Его полная передача – идеал, к которому следует стремиться. При вынужденных отступлениях от исходного рисунка переводчик обычно жертвует полнотой ситуативной информации ради сохранения актуализированной в экспрессивно-оценочной, ассоциативно-об- разной или стилевой информации. Форма в переводе последовательно передаваться не может в принципе (т.к. копирование формальных элементов оригинала на всех уровнях приведёт к переводу, лишённому смысла, а в конечном итоге – к простому переписыванию ТО). Полные или частичные совпадения отдельных формальных элементов в ТО и ТП оправданны только в том случае, если это способствует (или, по крайней мере, не препятствует) сохранению информативного инварианта. На формальном уровне продуктивнее сопоставлять языковых средств, использованных в ТО и ТП. Заметим на всякий случай, что такой, функционально-коммуникативный, подход к переводу вполне допускает и множественность адекватных переводов одного и того же текста или его фрагмента, и возможность по-разному оценивать факторы, определяющие функциональный инвариант. Это не схоластическая догма – а живая, здравая концепция перевода, имеющая солидное научное обоснование и дающая убедительные результаты на практике.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

Косвенные налоги являются более простыми для государства с точки зрения их взимания, но также и очень сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты.

Наша схема

представляет собой трапецию: от формы, где различия между ТО и ТП наиболее велики, к содержанию, где общность (эквивалентность) гораздо выше. Эту схему можно завершить, превратив трапецию в треугольник, если на вершине поставить функциональный рисунок, общий как для отрывка. мы сможем обстоятельно ответить на вопрос, с которого начиналась статья: «Что передаётся в переводе?» Функциональный рисунок передаётся полностью. Возможность такой передачи – залог того, что перевод действительно осуществим. Информативный рисунок передаётся по возможности точно. Его полная передача – идеал, к которому следует стремиться. При вынужденных отступлениях от исходного рисунка переводчик обычно жертвует полнотой ситуативной информации ради сохранения актуализированной в экспрессивно-оценочной, ассоциативно-об- разной или стилевой информации. Форма в переводе последовательно передаваться не может в принципе (т.к. копирование формальных элементов оригинала на всех уровнях приведёт к переводу, лишённому смысла, а в конечном итоге – к простому переписыванию ТО). Полные или частичные совпадения отдельных формальных элементов в ТО и ТП оправданны только в том случае, если это способствует (или, по крайней мере, не препятствует) сохранению информативного инварианта. На формальном уровне продуктивнее сопоставлять языковых средств, использованных в ТО и ТП. Заметим на всякий случай, что такой, функционально-коммуникативный, подход к переводу вполне допускает и множественность адекватных переводов одного и того же текста или его фрагмента, и возможность по-разному оценивать факторы, определяющие функциональный инвариант. Это не схоластическая догма – а живая, здравая концепция перевода, имеющая солидное научное обоснование и дающая убедительные результаты на практике.

Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью. Чем меньше доход, тем большая его часть идет на удовлетворение насущных потребностей. Потому налог, взимаемый с предметов первой необходимости, отбирает у бедных больший процент дохода, чем у богатых.

По данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2014 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 14 063,4 млрд. рублей, по сравнению с 12 865,9 млрд. рублей в 2013 г. В 2012 г. этот показатель составил 12 855,5 млрд. руб. Т.е. за период 2012-2014 гг. федеральный бюджет увеличился на 2,7 млрд. руб. (Приложение 1)

Доход от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации с 2012 г. по 2014 г. увеличился с 341,9 млрд. руб. до 520,8 млрд. руб. т.е. на 178,9.

 

Налоговые ставки в 2012-2014 гг. на все подакцизные товары Таблица 1.

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (2012 г.) Налоговая ставка (2013 г.) Налоговая ставка (2014 г.)
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта 0 руб. за 1 литр безводного этилового спирта 0 руб. за 1 литр безводного этилового спирта
Другая спиртосодержащая продукция 270 руб. за 1 л безводного этилового спирта 320 руб. за 1 л безводного этилового спирта 400 руб. за 1 л безводного этилового спирта
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% 300 руб. за 1 л безводного этилового спирта 400 руб. за 1 л безводного этилового спирта 500 руб. за 1 л безводного этилового спирта
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно 270 руб. за 1 л безводного этилового спирта 320 руб. за 1 л безводного этилового спирта 400 руб. за 1 л безводного этилового спирта
Вина 6 руб. за 1 л 7 руб. за 1 л 8 руб. за 1 л
Игристые вина (шампанские) 22 руб. за 1 л 24 руб. за 1 л 25 руб. за 1 л
Пиво с содержанием спирта этилового 0,5%-8,6% включительно, а также напитки на основе пива 12 руб. за 1 л 15 руб. за 1 л 18 руб. за 1 л
Пиво с содержанием спирта этилового свыше 8,6% 21 руб. за 1 л 26 руб. за 1 л 31 руб. за 1 л
Табак (кроме табака-сырья) 680 руб. за 1 кг 1000 руб. за 1 кг 1500 руб. за 1 кг
Сигары 40 руб. за 1 шт. 58 руб. за 1 шт. 85 руб. за 1 шт.
Сигареты, папиросы 390 руб. за 1000 шт. + 7,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 510 руб. за 1000 шт. 550 руб. за 1000 шт. + 8% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 730 руб. за 1000 шт. 800 руб. за 1000 шт. + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 шт.
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно 29 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) 31 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) 34 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) 285 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) 302 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) 332 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобильный бензин: не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5 класса 3 класса 4 класса 5 8 225 руб. за 1 т 7 882 руб. за 1 т 6 822 руб. за 1 т 5 143 руб. за 1 т 10 100 руб. за 1 т 9 750 руб. за 1 т 8 560 руб. за 1 т 5 143 руб. за 1 т 11 110 руб. за 1 т 10 725 руб. за 1 т 9 916 руб. за 1 т 6 450 руб. за 1 т
Дизельное топливо: не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5 класса 3 класса 4 класса 5 4 300 руб. за 1 т 4 300 руб. за 1 т 3 562 руб. за 1 т 2 962 руб. за 1 т 5 860 руб. за 1 т 5 860 руб. за 1 т 5 100 руб. за 1 т 4 500 руб. за 1 т 6 446 руб. за 1 т 6 446 руб. за 1 т 5 427 руб. за 1 т 4 767 руб. за 1 т
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 6 072 руб. за 1 т 7 509 руб. за 1 т 8 260 руб. за 1 т
Прямогонный бензин 7 824 руб. за 1 т 9 617 руб. за 1 т 11 252 руб. за 1 т
Этиловый спирт, реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта 0 руб. за 1 л безводного этилового спирта
Этиловый спирт, реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза 44 руб. за 1 л безводного этилового спирта 59 руб. за 1 л безводного этилового спирта 74 руб. за 1 л безводного этилового спирта
Автомобильный бензин, не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5 8 225 руб. за 1 тонну 10 100 руб. за 1 т 11 110 руб. за 1 т
Автомобильный бензин: класса 3 7 882 руб. за 1 тонну 9750 руб. за 1 т 10 725 руб. за 1 т
Автомобильный бензин: класса 4 6 822 руб. за 1 тонну 8960 руб. за 1 т 9916 руб. за 1 т
Автомобильный бензин: класса 5 5 143 руб. за 1 тонну 5750 руб. за 1 т 6450 руб. за 1 т

 

 

Ставки акциза на сигареты и папиросы на 2012-2014 гг. Таблица 2.

Ставка акциза 01.01.2012 – 30.06.2012 01.07.2012 – 31.12.2012 01.01.2013 – 31.12.2013 01.01.2014 – 31.12.2014
Специфическая (руб. за 1000 шт.)        
Адвалорная (% минимальной розничной цены) 7,5 7,5   8,5
Минимальная специфическая (руб. за 1000 шт.)        

По отношению к 2014 году величина акцизов в 2015 на большинство видов подакцизных товаров возрастет в среднем на 20 процентов. При этом увеличение акцизов на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, а также на этиловый спирт, ввозимый на территорию Российской Федерации или реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза, планируется на 25 процентов.

 

 

Налоговые ставки в 2015 г. на все подакцизные товары Таблица 3.

Виды подакцизных товаров 2015 г.
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 рублей за 1 литр
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% 600 рублей за 1 литр
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно 500 рублей за 1 литр
Вина 9 рублей за 1 литр
Игристые вина (шампанские) 26 рублей за 1 литр
Пиво с содержанием спирта этилового 0,5%-8,6% включительно, а также напитки на основе пива 20 рублей за 1 литр
Пиво с содержанием спирта этилового свыше 8,6% 37 рублей за 1 литр
Табак (кроме табака-сырья) 1 800 рублей за 1 кг
Сигары 128 рублей за 1 штуку
Сигареты, папиросы 960 рублей за 1 000 штук + 9 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 250 рублей за 1 000 штук
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно 37 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) 365 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобильный бензин: не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5 класса 3 класса 4 класса 5 13 332 рубля за 1 тонну
Дизельное топливо: не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5 класса 3 класса 4 класса 5 7 735 рублей за 1 тонну
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 9 086 рублей за 1 тонну
Прямогонный бензин 13 502 рубля за 1 тонну
Этиловый спирт, реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза 0 рублей за 1 литр
Этиловый спирт, реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза 93 рубля за 1 литр
Автомобильный бензин: класса 3 12 879 рублей за 1 тонну
Автомобильный бензин: класса 4 10 358 рублей за 1 тонну
Автомобильный бензин: класса 5 6 223 рубля за 1 тонну

 

Структура основных налоговых доходов Таблица 4.

Основные виды доходов, млрд. руб. 2012г. 2013г. 2014г.
Налог на прибыль организаций 3,5 3,5 3,5
Налог на добавленную стоимость (НДС) 35,4 31,9 33,4
Акцизы 3,9 4,5 5,3
Налог на добычу полезных ископаемых 20,7 18,3 18,3
Прочие доходы 7,4 7,6 7,1
Итого 70,9 65,8 67,6

Можно сказать, что прибыльность от основных налоговых доходов в общем объеме бюджета уменьшилась за 2012-2014 гг. с 70,9 млрд. руб. до 67,6 млрд. руб. т.е. на 3,3 млрд. руб. Наибольший рост дохода у акцизов – на 1,4 млрд. руб. Наименьший рост от налога на прибыль организаций – с 2012 г. по 2014 г. изменения равны 0.

В 2013 г. доход от НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации составил – 1 868 млрд. руб. Доход от НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации - 1 670 млрд. руб.

За 2014 г. по состоянию на 01.01.2015 доход от НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в Федеральный бюджет поступило – 2 181 млрд. руб. Доход от НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – 1 750 млрд. руб.

С 2012 г. по 2014 г. доход от НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации увеличился на 295 млн. руб. Доход от НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации увеличился на 91 млн. руб. Можно сказать, что доход от данного вида налога за три года имеет тенденцию к увеличению.

Динамика поступлений доходов НДС за 2012-2014 гг. Таблица 5.

Показатели % от общего объема Федерального бюджета 2012 г. 2012 г. % от общего объема Федерального бюджета 2013 г. 2013 г. % от общего объема Федерального бюджета 2014 г. 2014 г.
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 16,1 1 868 млрд. руб. 14,7 1 868,2 млрд. руб. 14,7 2 181,4 млрд. руб.
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 12,9 1 659,7 млрд. руб.   12,8 1 670,8 млрд. руб. 12,1 1 750,2 млрд. руб.

 

Косвенным налогам на ближайшие пару лет выделена большая роль, которая заключается в том, чтобы закрыть большинство «прорех» в консолидированном бюджете государства. Причем, особую надежду, министерство финансов возлагает именно на них, так как показатели именно этих налогов имеют стабильное увеличение каждый год.

Кроме того, ежегодно планируется увеличение ставок на косвенные налоги. И пусть система косвенного налогообложения имеет свои недостатки, достоинств она имеет все-таки гораздо больше, о чем говорят статистические показатели за прошедшие года.

Таким образом, в бюджет Российской Федерации в 2014 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 14 063,4 млрд. рублей, по сравнению с 12 865,9 млрд. рублей в 2013 г. В 2012 г. этот показатель составил 12 855,5 млрд. руб. Т.е. за период 2012-2014 гг. федеральный бюджет увеличился на 2,7 млрд. руб.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей бюджета в 2014г. составили таможенные пошлины 32,2%, НДС - 34,3%, НДПИ - 17,6%.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения. Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...