Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Проблемы и перспективы увеличения налоговых доходов федерального бюджета





Несовершенство налоговой системы является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.

Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес.

Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а, следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлении.

До сих пор законодательная база несовершенна; механизм сбора налогов не эффективен; соответствующие кадры не имеют должной подготовки; теневая экономика процветает; коррупция.

Вроде бы, в стране принимаются законы, постановления, издаются указы по налогам и сборам, т.е. принимаются соответствующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и органом местного самоуправления, а проблема не решается.

Действующий ныне Налоговый кодекс не совершенен, требует внесения изменений и дополнений, что уже неоднократно и происходило.

Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного период времени.



Свое влияние оказывают и экономические санкции Запада. Продуктовое эмбарго российского правительства на ввоз продовольственных товаров из ЕС способствует снижению объемов косвенных налогов, поступающих в Федеральный бюджет России.

Очень сложной является проблема неплатежей налогов, то есть недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятиям, имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования, поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.

Другие причины неплатежей - отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления правительства, а также нормативных актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий.

Трудно объяснимы такие факты, например, когда на глазах у всех предприятия по документам почти убыточные, а их руководители приобретают дорогостоящую недвижимость. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и "сокрытий", требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально-опасных делений в налоговой сфере. Наша схема

представляет собой трапецию: от формы, где различия между ТО и ТП наиболее велики, к содержанию, где общность (эквивалентность) гораздо выше. Эту схему можно завершить, превратив трапецию в треугольник, если на вершине поставить функциональный рисунок, общий как для отрывка. мы сможем обстоятельно ответить на вопрос, с которого начиналась статья: «Что передаётся в переводе?» Функциональный рисунок передаётся полностью. Возможность такой передачи – залог того, что перевод действительно осуществим. Информативный рисунок передаётся по возможности точно. Его полная передача – идеал, к которому следует стремиться. При вынужденных отступлениях от исходного рисунка переводчик обычно жертвует полнотой ситуативной информации ради сохранения актуализированной в экспрессивно-оценочной, ассоциативно-об- разной или стилевой информации. Форма в переводе последовательно передаваться не может в принципе (т.к. копирование формальных элементов оригинала на всех уровнях приведёт к переводу, лишённому смысла, а в конечном итоге – к простому переписыванию ТО). Полные или частичные совпадения отдельных формальных элементов в ТО и ТП оправданны только в том случае, если это способствует (или, по крайней мере, не препятствует) сохранению информативного инварианта. На формальном уровне продуктивнее сопоставлять языковых средств, использованных в ТО и ТП. Заметим на всякий случай, что такой, функционально-коммуникативный, подход к переводу вполне допускает и множественность адекватных переводов одного и того же текста или его фрагмента, и возможность по-разному оценивать факторы, определяющие функциональный инвариант. Это не схоластическая догма – а живая, здравая концепция перевода, имеющая солидное научное обоснование и дающая убедительные результаты на практике.

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо проведение инвентаризации всех долгов по налогам и сборам с целью выявления реальной к взысканию задолженности в бюджет. Наша схема

представляет собой трапецию: от формы, где различия между ТО и ТП наиболее велики, к содержанию, где общность (эквивалентность) гораздо выше. Эту схему можно завершить, превратив трапецию в треугольник, если на вершине поставить функциональный рисунок, общий как для отрывка. мы сможем обстоятельно ответить на вопрос, с которого начиналась статья: «Что передаётся в переводе?» Функциональный рисунок передаётся полностью. Возможность такой передачи – залог того, что перевод действительно осуществим. Информативный рисунок передаётся по возможности точно. Его полная передача – идеал, к которому следует стремиться. При вынужденных отступлениях от исходного рисунка переводчик обычно жертвует полнотой ситуативной информации ради сохранения актуализированной в экспрессивно-оценочной, ассоциативно-об- разной или стилевой информации. Форма в переводе последовательно передаваться не может в принципе (т.к. копирование формальных элементов оригинала на всех уровнях приведёт к переводу, лишённому смысла, а в конечном итоге – к простому переписыванию ТО). Полные или частичные совпадения отдельных формальных элементов в ТО и ТП оправданны только в том случае, если это способствует (или, по крайней мере, не препятствует) сохранению информативного инварианта. На формальном уровне продуктивнее сопоставлять языковых средств, использованных в ТО и ТП. Заметим на всякий случай, что такой, функционально-коммуникативный, подход к переводу вполне допускает и множественность адекватных переводов одного и того же текста или его фрагмента, и возможность по-разному оценивать факторы, определяющие функциональный инвариант. Это не схоластическая догма – а живая, здравая концепция перевода, имеющая солидное научное обоснование и дающая убедительные результаты на практике.

Проведение такой инвентаризации представляется возможным, потому что: во-первых, позволит выявить причины образования задолженности (неуплата из-за физического отсутствия денег у налогоплательщика или уклонение от уплаты налога). Во-вторых, позволит выявить реальный налоговый потенциал субъекта РФ при прогнозировании бюджета территории.

Чтобы увеличить налоговые доходы в федеральный бюджет можно определить следующие рекомендации:

· упростить порядок начисления НДС, акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и единого социального налога;

· ввести рентные налоги на сверхдоход при добыче полезных ископаемых и при заготовке леса;

· установить оптимальные для современной России ставки основных налогов: НДС, налога на прибыль, налога на имущество и т.п.;

· ввести полную государственную монополию на экспорт углеводородного сырья с целью полного изъятия в бюджет ценовой ренты, усиление борьбы с фиктивными экспортерами и существенного пополнения за счет этого государственной казны;

· снять ограничения с налоговых льгот инвестиционного характера, включая инвестиционный налоговый кредит, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники; установить налоговые льготы по лизингу в производственной и научно-технической сфере;

· создать условия, ограничивающие бартерные сделки, например, установление по таким операциям повышенных в 2 – 2,5 раза ставок НДС;

· создать стимулы к повышению собираемости налогов

· развивать инфраструктуру процесса сбора налогов путем полной автоматизации налогового процесса, внедрять современные технологии для контроля за собираемостью налогов.

Таким образом, в настоящее время в стране необходимо создать стабильную и ясную налоговую систему, сформировать стимулы к повышению собираемости налогов, создать благоприятные условия для повышения эффективности производства, укрепить доходную часть бюджета, для этого необходимо «оптимизировать» налоговые ставки, так как повышение ставки налога не всегда ведет к росту налоговых доходов государства.

 

 

Выводы и предложения

Бюджетная система – это регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое: натуральная форма оплаты; денежная форма оплаты налогов.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида: федеральные, региональные местные.

Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения. Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

Также косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства и являются менее болезненными для налогоплательщика и как бы незаметны для него.

Прямые налоги занимают достаточно прочное место в бюджетной системе РФ и является средством регулирования доходов бюджета РФ и достаточно стабильным источником пополнения государственной казны.

Также имеет место тенденция роста налоговых поступлений, что оказывает положительное влияние на формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства в целом.

В настоящее время необходимо создать стабильную и ясную налоговую систему, сформировать стимулы к повышению собираемости налогов, создать благоприятные условия для повышения эффективности производства, укрепить доходную часть бюджета, для этого необходимо «оптимизировать» налоговые ставки, так как повышение ставки налога не всегда ведет к росту налоговых доходов государства.

Таким образом, поставленные цели и задачи в курсовой работе, были достигнуты.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 06 апреля 2015 г.)

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 8 марта 2015 г.)

II. Специальная литература:

3. Бабич А. М. Павлова Л. Н. Финансы: Учебник – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010. – 760 с.

4. Джумов А.М. Налоговые доходы бюджета как главный системный интегратор финансовых ресурсов страны // Налоги, 2009. №7

5. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 264 с.

6. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 560 с.

7. Государственные и муниципальные финансы: учебник. под ред. С. И. Лушина В. Я. Слепова. – М.: Экономистъ, 2006. – 763 с.

8. Жарковская Е.П. Финансы. - М.: Омега-Л, 2011. – 400 с.

9. Заяц Н.Е. Теория налогов; Мн: БГЭУ, 2013. - 220 c.

10. Игонина Л. Л. Муниципальные финансы: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2011. – 330 с.

11. Иванов А. П. Федеральный бюджет РФ. // Финансовый менеджмент. – 2009. - № 5

12. Коростелкина И.А. Исследование механизмов реализации налогового администрирования в современной системе налогообложения // Финансы и кредит, 2014. №38(614)

13. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации; М.: Юнити, 2012. - 255 c.

14. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 264 с.

15. Мельникова Е.В., Каратаева Т.К. Налогообложение реализации услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014. №11(347)

16. Парыгина В.А.; Тедеев, А.А. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах с комментариями; М.: Эксмо, 2012. - 288 c.

17. Петров М.А. Налоговая система и налогообложение в России. – М.: Феникс, 2010. – 403 с.

18. Петрова Г.В. Налоговое право; М.: Норма, 2012. - 271 c.

19. Предварительное исполнение поступления доходов федерального бюджета за январь-апрель 2015 года // Российская газета. – 2015. - №6677

20. Разживина Д.О. Некоторые вопросы совершенствования бюджетного процесса /Д.О. Разживина, А.А. Бовин// Сибирская финансовая школа. – 2011. – № 2.

21. Солодов, В.В. Бюджетная система России. // Управление корпоративными финансами. – 2009. - №4

22. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Магистр, 2012. - 383 с.

23. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2011. – 432 с.

24. Хузина Г.Г. Анализ прогнозирования налогов, формирующих доходы федерального бюджета // Финансы и кредит, 2014. № 9(585)

25. Цыганков Э.М. Вопросы налогообложения в соотношении с конституционным гражданским и административным законодательством; Тверь: GM, 2010. - 192 c.

26. Черник Д.Г., Дадашев, А.З. и др. Налоговая система России. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2011. - 296 c.

27. Шарова С.В. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи; М.: ЭКОНОМИКА и ФИНАНСЫ, 2013. - 528 c.

Приложение 1.

Табл. 1. Структура доходов федерального бюджета 2012-2014 гг.

Показатели
  млрд руб. % к ВВП млрд руб. % к ВВП млрд руб. % к ВВП
Доходы, всего 12 855,5   12 865,9 19,3 14 063,4 19,0
в том числе:            
нефтегазовые доходы 5 885,0 8,9 5 925,5 8,9 6 279,3 8,5
- доля в общем объеме доходов, % 46,8   46,1   44,6  
НДПИ на углеводородное сырье 2 238,1 3,6 2 339,9 3,5 2 549,3 3,4
Вывозные таможенные пошлины на нефть, газ, продукты нефтепереработки 3 572 5,8 3 585,6 5,4 3 730,0 5,0
Не нефтегазовые доходы 7 057,4 9,8 6 940,4 10,4 7 784,1 10,5
- доля в общем объеме доходов, % 54,2   53,9   55,4  
НДС 3 659,7 6,9 4 098,8 6,2 4 692,4 6,3
налог на прибыль организаций 375,8 2,9 445,4 0,7 493,3 0,7
Акцизы 341,9 2,7 573,8 0,9 743,0 1,0
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 17,9 0,0 18,4 0,0 19,3 0,0
таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) 782,6 1,3 813,3 1,2 824,0 1,1
               

 

 

  Виды доходов млрд. руб.
  Всего доходов 14 063б
Доходы от внешнеэкономической деятельности 5 020 35,7%
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2 848 20,2%
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 2 697 19,2%
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 1 672 11,9%
Платежи при пользовании природными ресурсами 535 3,8%
Прочее 1 291 9,2%

Табл. 2. Структура доходов федерального бюджета. По видам доходных источников, млрд. руб.

 

 

Рис. 1 По видам доходных источников, %


[1] Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 560 с.

[2]Игонина Л. Л. Муниципальные финансы: Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2011. – 330 с.

[3] Бабич А. М.. Павлова Л. Н. Финансы: Учебник – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010. – 760 с.

[4] Шуляк П. Н., Белотелова Н. П. Финансы: Учебное пособие – 4-е изд, исп. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 606 с.

[5] Владимирова М. П. Финансы: учебное пособие. под ред. М. П. Владимировой. – М.: КНОРУС, 2006. – 280 с.

[6] Государственные и муниципальные финансы: учебник. под ред. проф. С. И. Лушина, проф. В. Я. Слепова. – М.: Экономистъ, 2006. – 763 с.

[7] Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2011. – 432 с.

[8] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ(с изм. и доп. от 06 апреля 2015 г.)

[9] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ(с изм. и доп. от 06 апреля 2015 г.)





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.