Организация процесса кредитования
Одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков является процесс кредитования. Хотя в переводе с латинского "кредитовать" означает "доверять", тем не менее, процесс кредитования в современных российских условиях является одной из рисковых активных операций, способных при неразумном подходе привести к потере ликвидности и банкротству. Через процесс краткосрочного и долгосрочного кредитования происходит функция перераспределения денежных средств в финансовой системе страны. Спрос хозяйствующих субъектов рынка на оборотные средства удовлетворяется предложением от коммерческих банков свободных финансовых ресурсов, привлеченных в свою очередь с рынка депозитов и частных вкладов. Процесс кредитования является сложной процедурой, состоящей из нескольких взаимодополняемых стадий, пренебрежение каждой из которых чревато серьезными ошибками и просчетами. Первая стадия кредитного процесса - программирование, заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона, работы потенциальных заемщиков, в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка - кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, принятия ряда внутрибанковских нормативных документов. Руководство банка принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются: основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков;
соотношение кредитов и депозитов; соотношение собственного капитала и активов; лимиты сегментов портфеля активов банка в целом; клиентские лимиты: для акционеров (пайщиков); для старых, с определенной историей взаимоотношений клиентов; для новых клиентов; для не клиентов банка. требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, маржа в оценке); требования по документальному оформлению и сопровождению кредита; планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решений его изменения. Следующим внутрибанковским нормативным документом является положение "О порядке выдачи кредитов", где отражается: организация кредитного процесса; перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров; правила проведения оценки обеспечения. Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс можно говорить о внутренней готовности банка к работе ко второй основной стадии кредитования. Вторая стадия - предоставление банковской ссуды. В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора сотрудники кредитного подразделения осуществляют прием заявок на получение ссуды. В зависимости от видов кредитования (инвестиционное, краткосрочное, кредитование юридических лиц, кредитование физических лиц, как потребительское, так и бизнес - кредитование частных предпринимателей) к заявке на кредит идет получение и подбор необходимой документации. Здесь сотрудник кредитного подразделения должен проводить экономический анализ предоставленной документации, сделать выводы о рыночной возможности и привлекательности проведения кредитуемой операции. При проведении такой работы от сотрудника кредитного подразделения требуются навыки и умения экономиста, специалиста по маркетингу, знания макроэкономики, отраслевых и региональных тенденций развития народного хозяйства.
На основе проведенного анализа требуется выбрать наиболее оптимальный метод кредитования, вид ссудного счета, срок кредитования, провести переговоры о величине и виде ссудной ставки, о способе погашения ссуды. Важнейшей завершающей процедурой стадии предоставления кредита является подготовка и заключение кредитного договора. Третья стадия кредитного процесса - контроль за использованием кредита. Использование ссуды означает направление выделенных банком средств на завершение платежей по обязательствам хозяйственно - финансовой деятельности. Важнейшее условие использования ссуд - эффективность кредитного мероприятия, позволяющая обеспечить поступление денежной выручки и прибыли для погашения долга банку и уплаты процентных денег. Главная цель этой стадии кредитного процесса - обеспечение регулярной выплаты процентов по долгу и погашения ссуды. Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов. Имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается, и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок. Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем: анализа финансовых отчетов; личных контактов с должником; сообщений третьих лиц; сведений из других отделов банка. Банк должен обратить внимание на: снижение коэффициента ликвидности; непропорциональный рост краткосрочной задолженности; рост просроченных долгов; снижение объема продаж; замедление оборачиваемости запасов. Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентами, посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, позволяет выявить наличие неустановленного оборудования. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:
резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать; потеря важных клиентов; плохое составление финансовых отчетов; принятие необоснованного риска; замена ключевых сотрудников; запросы о компании со стороны новых ее кредиторов; слабый операционный контроль. Банк должен действовать без промедлений, так как если заемщик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещение долга. Первый при выявлении проблемной ссуды шаг - объективная проверка сложившейся ситуации. Необходимо уяснить позицию заемщика (хочет ли он исправить положение, можно ли доверять, способно ли руководство компании восстановить прибыльность). Кроме того, необходимо учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если, много то не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга. Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с представителем компании и обсудить сложившееся положение. При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, независимо от того решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду. Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, следует наметить план действий, который может включать: продажу активов; сокращение накладных расходов; изменение маркетинговой стратегии; смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты. Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого следует, прежде всего, проверить документы и установить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом. Затем необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога: обычно это дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант - сотрудничество с заемщиком в продаже залога.
Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды. Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей сумы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса. Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в данном банке. Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и его использования. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение сумы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации. Вот здесь и происходит проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы принятия обеспечения в банк. В банке всегда существует конкретный источник погашения имеющегося долга, этот источник представляет собой форму обеспечения возвратности кредита.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|