Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суд не на основании ниспосланного Аллахом




Разъяснение вопроса

 

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Тема суда не на основании ниспосланного Аллахом – болезненный вопрос во все времена и, особенно в наше время, поскольку данный вопрос стал источником больших разногласий и смут в исламском мире.

Нет сомнения в том, что суд не на основании ниспосланного Аллахом является великим грехом и скверным деянием, которое является неверием, и что является одной из причин распространения зла в исламской общине, как предвещал об этом пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Если их правители не станут судить согласно тому, что ниспослал Аллах, то Аллах посеет среди них их зло!» Ибн Маджах 4019, Абу Ну’айм 3/320. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Всевышний Аллах строго пригрозил тем, кто судит не на основании ниспосланного Им, сказав: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» (аль-Маида 5: 44).

Всевышний Аллах также сказал: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» (ан-Ниса 4: 65).

Всевышний Аллах также сказал: «Неужели они желают суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (аль-Маида 5: 50).

Однако имамы нашей общины разъясняли и продолжают разъяснять этот непростой вопрос. И делают они это не из-за того, что тем самым оправдывали и оправдывают правителей-тиранов, а из-за того, что они объясняют истинное положение вещей в религии, и предостерегают людей от опасных последствий, которые ведут к смуте и пролитию крови мусульман, из-за неправильного понимания данного вопроса. Ведь именно относительно этого вопроса впав в заблуждение, хариджиты выступили против ‘Али ибн Абу Талиба, объявив его неверным.

Обвинение в неверии на основании того, что правитель или кто-либо из мусульман не судит по законам Аллаха, и послужило причиной появления хариджитов-мухаккимитов.

Можно часто услышать, как в наши дни говорят о новом виде единобожия, под названием «таухид аль-хакимия», тогда как от проведных предшественников (саляф) передается три вида таухида, в который и входит данный вид. К узаконенным в шариате видам таухида относится:

1. «Таухид ар-рубубия» (единобожие в господстве Аллаха);

2. «Таухид аль-улюхия» или «аль-‘ибада» (единобожие в поклонении Одному лишь Аллаху);

3. «Таухид асма уа-ссыфат» (единобожие в именах и качествах Аллаха).

Хариджиты же наших дней ограничили эти виды единобожия и сделали мерилом веры и неверия, а также правильного вероубеждения только судейский таухид (таухид аль-хакимия), тогда как самым важным видом единобожия, с которым приходили все пророки, был «таухид аль-улюхия» (единобожие в поклонении Одному Аллаху). Ведь сколько есть мусульман, которые, говоря о том, что суд принадлежит только Аллаху, в тот же момент поклоняются могилам и взывают к умершим! Разве они следуют тому таухиду, с которым приходили посланники, даже если применяют наказания за преступление и тому подобное в соответствии с шариатом?!

Если, как они говорят «таухид аль-хакимия» является мерилом веры и неверия, то, судя по их словам, правитель Эфиопии Наджаша так и не принял Ислам, так как он не судил по закону Аллаха, будучи правителем, у себя в стране. Однако нет никаких сомнений в том, что Наджаша умер мусульманином, и пророк (мир ему и благословение Аллаха), после его смерти совершил над ним молитву джаназа. аль-Бухари 1245, Муслим 2/62.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Наджаша не совершал многие обряды Ислама, и даже большинство из них, по причине своей слабости. Он не совершил хиджру, не совершал джихад и хадж. Более того, сообщается, что он даже не совершал пятикратную молитву, не постился в Рамадан и не выплачивал закят. Его народ заметил бы эти явные проявления Ислама и стал бы его порицать, а он не смог бы противостоять ему. И нам однозначно известно, что он не был способен судить среди своего народа согласно Книге Аллаха. См. “Минхаджу-Ссунна” 5/112-113.

Нет сомнений в том, что для того, чтобы правильно понимать смысл аятов относительно суда не на основании ниспосланного Аллахом, а также и других не ясных по смыслу (муташабих) аятов, следует обратиться к тому, как понимали их праведные предшественники (саляф).

Однажды один человек из числа хариджитов зашел к халифу Ма‘муну, и Ма‘мун спросил его: “Что привело тебя в наше правление?” Он сказал: “Аят из Книги Всевышнего Аллаха!” “Какой?”, спросил халиф. Он сказал: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными». Ма‘мун спросил: “У тебя есть знание о том, что этот аят ниспослан?” Он ответил: “Конечно!” Ма‘мун спросил: “Каково твое доказательство?” Он сказал: “Единогласное мнение общины мусульман!” Тогда Ма‘мун сказал ему: Так же, как ты доволен единогласным мнением общины в том, что этот аят ниспослан, будь доволен и их толкованием этого аята!” Тот сказал: “Ты прав. Мир тебе, о повелитель правоверных”. аль-Хатыб в “Тарих аль-Багдад” 10/186.

Вот понимание саляфов этих аятов. Ибн ‘Аббас о трех аятах:

«А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» (аль-Маида 5: 44),

«А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются несправедливыми» (аль-Маида 5: 45).

«А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (аль-Маида 5: 47), сказал: “Это неверие, которое меньше неверия, несправедливость меньше несправедливости и нечестие меньше нечестия”. аль-Хаким 2/313. Достоверность подтвердили имамы аль-Хаким, аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

Тауус рассказывал: “Я спросил Ибн ‘Аббаса: “Кто судит не на основании ниспосланного Аллахом, тот неверный?” Он сказал: “Это неверие не подобно неверию в Аллаха, в Его ангелов, Писания, пророков и в Судный день”. ат-Табари 10/355, Ибн Батта 2/735. Иснад достоверный.

Что же касается тех, кто желает представить суд не на основании ниспосланного Аллахом в своей основе большим неверием, то они отрицают достоверность толкования этих аятов Ибн ‘Аббасом. Однако имамы ахлю-Сунна не отрицали достоверность слов Ибн ‘Аббаса в толковании этих аятов, а стали это делать лишь некоторые современники. И даже если одна из версий сообщения слабая, то она усиливается множеством подобных сообщений от Ибн ‘Аббаса. И достаточно в достоверности этого сообщения того, что на эти слова Ибн ‘Аббаса опирался имам ахлю-Сунна уаль-джама’а Ахмад ибн Ханбаль. Когда его спросили: “О каком неверии говорится в аяте?”, он сказал: “О неверии, которое не выводит из религии, как это пришло от Ибн ‘Аббаса”. См. “Суалят Ибн Хани” 2/192, “Масаиль Абу Дауд” 114 и “ас-Саля уа хукму тарикиха” 49.

Также на эти слова Ибн ‘Аббаса опирались такие великие имамы нашей уммы, как:

Имам толкователей Корана Ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире «Джами‘уль-баян» 6/166;

Имамы аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 2/313;

Имам аз-Захаби в «»

Имам Абу ‘Убайд в «аль-Иман» 45;

Имам Ибн Наср в «Та‘зыму къадри-ссаля» 2/520;

Имам Ибн Хайян в «Бахруль-мухит» 3/492;

Имам Абу аль-Музаффар ас-Сам’ани в своем тафсире 2/42;

Имам аль-Багъауи в своем тафсире «Ма’алиму-ттанзиль» 3/61;

Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби в своем тафсире «Ахкамуль-Къуран» 2/624;

Имам аль-Къуртуби в своем тафсире «аль-Джми’ ли ахкамиль-Къуран» 6/190;

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» 5/74;

Хафиз Ибн Касир в своем тафсире «Тафсируль-Къураниль-‘Азым» 2/64;

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «Маджму’уль-фатауа» 7/312;

Шейх Ибн аль-Къайим «Мадариджу-ссаликин» 1/335;

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан в «Найлюль-марам» 2/472;

Шейх Джамалюддин аль-Къасими в «Махасин ат-тауиль» 6/199;

Шейх Мухаммад Амин аш-Шанкъити в своем тафсире «Адауауль-баян» 2/101;

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в своем тафсире «Тайсируль-Карими-Ррахман» 296;

Шейх Ахмад Шакир в «Та’ликъ ‘аля Тафсир ат-Табари».

Шейх Ибн Баз в своих фатауах “Маджму‘уль-фатауа” 3/990;

Шейх аль-Альбани в “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/109, и многие другие.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Когда те, кто обвиняет в неверии, не имея на то права, были недовольны этим сообщением Ибн ‘Аббаса, они сказали: «Это предание неприемлемо, и оно недостоверно от Ибн ‘Аббаса». Мы спросим их: как же оно недостоверно, если его принимали и опирались на это сообщение те, кто выше вас, достойней вас и знающей вас в хадисах?! Нам достаточно того, что такие великие ученые как шейхуль-Ислам Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим и другие опирались на него и принимали его. И это сообщение достоверное!” См. “Фитнату-ттакфир” 68.

 

Уяснив для себя неизбежнгость признания достоверным толкование аята Ибн Аббаса, некотореы люди, да наставит их Аллах на прямой путь, перешли к другому методу. Они попытались выставить толвование Ибн Аббаса этого аята, что он имел ввиду большое неверие. В доказательство этому они приводят его высказывание от Ибн Насра.

Также они говорят, что речь идет о том, что хариджиты обвиняли в неверии каждого, кто по их мнению не судил по законам Аллаха, поэтому Ибн Аббас им и сказал: «В этом аяте не такое неверие к которому вы склоняйтесь!»

 

Более того, такое толкование аята: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», что в нем речь идет о малом неверии, достоверно передается и от известных последователей (таби’ун) - учеников Ибн ‘Аббаса, таких как ‘Ата, Тауус, ‘Икрима. См. “Та’зыму къадри-ссаля” 2/522, “аль-Иман” 36, “Тафсир ат-Табари” 10/355, “Ахбаруль-къуда” 1/43.

Нет никаких преданий о том, чтобы кто-либо из саляфов противоречил толкованию Ибн ‘Аббаса относительно этого аята. Сподвижники от себя Коран не толковали. И в случае, когда кто-либо из сподвижников сказал что-либо о религии, и неизвестно, чтобы кто-то другой из сподвижников ему в этом возразил, то сказанное им является доводом. Тем более когда речь идет о толковании Корана Ибн ‘Аббасом, за которого к Аллаху обратился с мольбой сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «О Аллах, наставь его в религии и научи его толкованию!» аль-Бухари 3/215.

Ибн Мас’уд говорил: “Самый лучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад достоверный. И это не смотря на то, что Ибн Мас’уд был старше Ибн ‘Аббаса и сам был великим ученым.

Что же касается тех, кто не доволен толкованием саляфов, то прекрасно о них сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Тот, кто поменял мазхаб сподвижников и таби’унов, а также их толкование (тафсир) на то, что противоречит им, тот ошибается, более того, является приверженцем нововведений!” См. “Маджму’уль-фатауа” 13/361.

Далее, обратившись к пониманию саляфами этих аятов, а также уточнив достоверность толкования Ибн ‘Аббаса, следует отметить, что эти аяты ниспосланы относительно иудеев, которые подменили закон Аллаха, и которые вместо побивания камнями за прелюбодеяние – измазывали лицо совершивших это грязью и возили их на людях, позоря их таким образом. На то, что данные аяты ниспосланы относительно иудеев есть множество указаний в Сунне. Так, например сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) относительно трех вышеприведенных аятов сказал: «Все они ниспосланы в отношении неверных!» Ахмад 4/286. Шейх Ахмад Шакир назвал иснад хадиса достоверным, а шейх аль-Альбани и Шу‘айб аль-Арнаут сказали, что достоверность данного хадиса соответствует условиям достоверности, выдвигаемыми имамами аль-Бухари и Муслимом.

Также и Ибн ‘Аббас сказал: “Клянусь Аллахом, эти аяты ниспосланы относительно иудеев!” Ахмад 1/246, ат-Табарани 3/95. Иснад хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2552.

Но нет сомнений в том, что любой аят, который был ниспослан относительно определенных людей или человека, или был связан с каким-либо временем, то все равно его смысл является всеобщим и распространяется на все подобные положения и ситуации. См. «Маджму’уль-фатауа» 13/341-342.

Однако, когда то, что именуется неверием и что ниспослано в отношении неверных совершает кто-либо из мусульман, то это является для него малым неверием. Саляфы строго порицали применение аятов, ниспосланных относительно неверных по отношению к мусульманам, и именно так поступали хариджиты. Однажды один человек из числа хариджитов пришел к ‘Али ибн Абу Талибу и прочитав ему аят: «Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет. Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу других» (аль-Ан‘ам 6: 1), спросил: “Разве это не так?!” ‘Али ответил: «Да». Когда тот уходил, ‘Али сказал ему: «Вернись, вернись и скажи, что этот аят ниспослан относительно людей Писания, и это они приравняли других к своему Господу!» Ибн Абу Хатим 7086, Абу аш-Шейх 1/352. Иснад хороший.

Нафи’ рассказывал: “Ибн Умар считал хариджитов худшими творениями Аллаха, и он говорил: «Хариджиты берут аяты, ниспосланные относительно неверных и применяют их к верующим»”. Ибн Уахб. См. “аль-Изтискар” 8/90. Это сообщение также приводит имам аль-Бухари в одной из глав своего «Сахиха», и хафиз Ибн Хаджар назвал иснад данного сообщения достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 12/286.

Ад-Даххак говорил: “Жители Нахрауана (хариджиты) истолковали аяты, ниспосланные в отношении людей Писания и по причине своего невежества в отношении этого применили эти аяты к мусульманам. После этого они стали проливать кровь, захватывать имущество и обвинять нас в заблуждении!” См. “Тафсир аль-Багъауи” 1/256.

Имам Ибн ‘Атыйя говорил: “Великие ученые сказали, что эти аяты касаются каждого, кто судит не на основании ниспосланного Аллахом, однако в отношении правителей этой общины (мусульман) это является малым неверием, не выводящим из религии!” См. “аль-Мухарар аль-уаджиз” 4/456.

Имам аш-Шатыби сказал: “Этот аят: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» и два аята после него ниспосланы относительно неверных из числа иудеев, которые подменяли закон Аллаха. И они не касаются мусульман, ибо, когда мусульманин совершает большой грех, он не называется неверным!” См. “аль-Мууафикъат” 4/39.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Даже если причиной ниспослания этих аятов являются люди Писания, он все равно распространяется на всех, кто поступает подобным образом. Однако, мусульманин, упорствующий в грехе, не называется неверным!” См. “Фатхуль-Бари” 4/39.

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Этот аят: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» и два аята после него ниспосланы относительно неверных и тех, кто подменил закон Аллаха из числа иудеев. Однако это не касается мусульман, поскольку если мусульманин совершает большой грех, он не именуется неверным!” См. «‘Умдатуль-Къари» 20/129.

Именно так и истолковывали эти аяты имамы нашей общины, что в отношении мусульман – это является малым неверием (куфр аль-асгъар), неверием, проявляющимся в делах (куфр аль-‘амали).

Более того, никто из предшествующих имамов не считал, что суд не на основании ниспосланного Аллахом в своей основе является большим неверием, как например взывание не к Аллаху или жертвоприношение не ради Аллаха. Раннее приводились слова Толкователя Корана Ибн ‘Аббаса о том, что неверие упомянутое в аяте: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», является малым неверием.

За Ибн ‘Аббасом в этом вопросе последовал и имам ахлю-Сунна Ахмад ибн Ханбяль, который также считал, что суд не на основании ниспосланного Аллахом в своей основе является малым неверием. Исма‘иль ибн Са‘д рассказывал: “Я спросил имама Ахмада об аяте: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», о каком неверии здесь идет речь?” Он ответил: “О неверии, не выводящем из религии!” См. “Суалят Ибн Хани” 2/192 и “Масаиль Абу Дауд” 114.

Имам Абу ‘Убайд говорил: “Что касается слов Аллаха: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», то Ибн ‘Аббас сказал: «Это неверие не выводит из религии». Так же сказал и ‘Ата ибн Абу Раббах: «Это неверие, которое меньше неверия!» Таким образом, для нас стало ясным, что подобный поступок не выводит человека из Ислама, даже если к его религии примешались грехи. В этих аятах речь идет о том, что суд не на основании ниспосланного Аллахом является обычаем неверных, поскольку именно неверные судят не по закону Аллаха. Разве ты не слышал слов Аллаха: «Неужели они желают суда времен невежества?» Толкователи Корана говорили об этом аяте: «Тот, кто судит не по закону Аллаха, тогда как сам является мусульманином, подобен тем, кто поступал таким образом во времена невежества (джахилии), поскольку именно так судили люди времен невежества!» См. “Китабуль-иман” 47-49.

Также и имам Ибн Батта, приведя эти аяты и их толкование от саляфов, сказал: “Суд не на основании ниспосланного Аллахом является малым неверием”. См. “аль-Ибана” 2/733-737.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: “Единогласны ученые в том, что преступление относительно суда не на основании ниспосланного Аллахом является большим грехом, если человек совершает это, признавая истинность закона Аллаха”. См. «ат-Тамхид» 5/74.

Имам аль-Алуси в толковании аята: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», сказал: “Когда слово «неверие» (куфр) применяется в отношении мусульман, то речь идет об устрашении!” См. “Рух аль-ма‘ани” 3/146.

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: “Суд не на основании ниспосланного Аллахом является деянием неверных. Он может быть неверием, выводящим из религии, это когда считают его дозволенным, а может быть и большим грехом, это когда поступают так, не считая это дозволенным”. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 296.

Что касается тех, кто не делает никаких разграничений в этом вопросе, и обвиняет в неверии каждого, кто по любым причинам судил не на основании ниспосланного Аллахом, как например вынесение неправильного постановления судьей за взятку, то это мазхаб хариджитов.

Имам аль-Аджурри сказал: “Хариджиты последовали за неясными (муташабих) словами Аллаха, как: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» ”. См. “аш-Шари‘а” 27.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Впали в заблуждение приверженцы нововведений, как хариджиты и му’тазилиты, когда стали опираться на внешний смысл слов Корана, как аят: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» ”. См. «ат-Тамхид» 16/17.

Имам аль-Джасас сказал: “Исказили хариджиты смысл этих аятов и стали обвинять в неверии каждого, кто оставлял суд Аллаха даже без убеждения!” См. “Ахкамуль-Къуран” 2/534.

Шейх Мухаммад Рашид Рида говорил: “Ни один известный имам не говорил о том, что этот аят следует понимать буквально, более того, не говорил подобного никто из имамов!” См. «Тафсир аль-манар» 6/406.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...