В подобных случаях это является большим неверием, в чем единогласны все ученые ахлю-Сунна.
Однако некоторые говорят: «Но ведь частое вынесение решения не на основании законов Аллаха указывает на то, что человек считает это дозволенным!» Это не так, ибо привязанность к какому-либо греху или его частое совершение не указывает на то, что человек считает это дозволенным. Ведь сколько есть среди мусульман людей, пристрастившихся к алкоголю, и разве это указывает на то, что они считают его дозволенным? Если мусульманин пьет вино, выпускает его и продает, он все равно не становится неверным, и эти поступки сами по себе не указывают на то, что человек считает это дозволенным, в чем нет среди ученых разногласий. Мусульманин может совершать подобное из-за слабости своей веры (иман) и следования своим страстям. Что же касается хадиса, в котором сообщается: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел убить и забрать имущество того, кто женился на жене своего отца» Абу Дауд 4475, ат-Тирмизи 1362, то в данном случае пророку (мир ему и благословение Аллаха) было известно, что этот человек совершил подобное деяние, считая это дозволенным. Ведь Аллах говорит: «И не женитесь на тех, на ком были женаты ваши отцы!» (ан-Ниса 4: 22). Однако, несмотря на этот запрет, тот человек счел это дозволенным, как дозволяли этот поступок арабы во времена джахилии, за что и стал неверным. Но откуда пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал о том, что он счел данный поступок дозволенным? Из-за совершенного им деяния?! Нет, на основании откровения от Аллаха, ибо дозволение греха – это деятельность сердца, и если человек сам не говорит, что он считает подобное дозволенным, то никто не может сказать о том, что у него в сердце. Имам Ахмад сказал: “Мы считаем, что этот человек посчитал женитьбу на той, на ком был женат его отец, дозволенным деянием!” См. “Масаиль” 3/1085 ‘Абдуллах ибн Ахмада.
Имам ат-Тахауи сказал: “Этот человек, который женился, счел это дозволенным, как это делали люди во времена невежества (джахилии), и по этой причине он стал вероотступником (муртад)”. См. “Шарх ма’ани аль-асар” 3/149. Нет среди ученых разногласий в том, что женитьба на жене своего отца или даже прелюбодеяние, совершенное с ней, не делает человека неверным, даже если он совершил его сотню раз. Однако если он сочтет подобное дозволенным, то станет сразу же неверным, даже если и не совершит подобного ни разу. Что бы понять правильно все сказанное, необходимо знать, что неверие (куфр) в Исламе бывает малое и большое, в делах (‘амаль) и в убеждениях (и‘тикъад). Так, например, в достоверных хадисах сказано: «Не становитесь после меня неверными, которые будут рубить друг другу головы». аль-Бухари и Муслим. Если брать внешний смысл хадиса, то он указывает на то, что сражение мусульман друг с другом является неверием, выводящим из религии. На самом же деле это является малым неверием, если только человек не будет считать дозволенным сражение и убийство мусульман, в чем нет разногласий среди ученых. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нет веры (иман) у того, кто не обладает доверием (амана)!» Ахмад, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “аль-Мишкатуль-масабих” 35. Разве кто-либо скажет, опираясь на внешний смысл данного хадиса, что отсутствие доверия у мусульманина делает его неверным?! В этом хадисе речь идет об отсутствии полноты имана у подобного человека, а не полное отрицание наличия имана у того, кто не обладает доверием. См. “Файдуль-Къадир” 6/387. Также хадис: «Два деяния людей являются неверием: порочение происхождения и причитание над умершим!» Муслим 2/127. Также хадис: «Кто совокупился с женщиной во время месячных или в зад или пришел к предсказателю, тот проявил неверие по отношению к тому, с чем был послан Мухаммад!» Абу Дауд 3904, ат-Тирмизи 135. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5942.
Также хадис: «Рассказывать о милости Аллаха – это благодарность, а оставление этого – неверие!» Ахмад 4/278. Иснад хадиса хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2/276. И подобных хадисов великое множество. Таким образом, становится ясно, что многие грехи в шариате именуются неверием, однако другие тексты Корана и Сунны, а также понимание саляфов указывают на то, что неверие в том или ином шариатском тексте является малым! Также поступали и сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), применяя слово неверие (куфр) в отношении больших грехов, устрашая тем самым людей, дабы они отстранялись от их совершения. Так например, сообщается, что когда некий человек спросил Ибн ‘Аббаса о совокуплении с женой через анальное отверстие, Ибн ‘Аббас сказал: “Он спрашивает меня о неверии (аль-куфр)!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1428. Хафиз Ибн Хаджар и хафиз Ибн Касир подтвердили достоверность. На основании всего сказанного следует, что упомянутое выше в хадисах неверие, является малым неверием, неверием, проявляющимся в делах, а не в убеждении. И проблема многих мусульман состоит как раз в том, что они не знают о том, что неверие бывает большим и малым, в делах и в убеждениях. Однако среди деяний тела есть поступки, выводящие из религии в любом случае. Это ругань Аллаха и Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), издевательство над религией, поклон идолу и бросание Корана в грязное место. Все эти поступки ставят человека вне религии, независимо от того, что у человека на сердце. Это является неверием в делах (куфр аль-‘амали), выводящим из религии. Хафиз аль-Хакими относительно этих видов неверия в делах, которое выводит однозначно из религии, писал: “Знай, что четыре вышеупомянутых и подобные им действия являются неверием в делах (куфр аль-‘амали) в том смысле, что совершаются они с помощью различных частей тела, что могут видеть люди. Однако совершение их может иметь место только в том случае, когда полностью прекращается совершение дел сердца, имеющих отношение к намерениям, искренности, любви и повиновению. Таким образом, несмотря на то, что внешне все эти действия являются проявлениями неверия, находящего выражение в делах, они обязательно связаны с неверием, имеющим отношение к убеждениям, и могут совершаться либо отклонившимся от пути истинного лицемером, либо упорствующим ослушником”. См. «200 суаль уа джауаб фи аль-‘акыда аль-ислямия» 79.
Вернувшись к обсуждаемой теме, следует отметить, что как бы обвиняющим в неверии не хотелось, никто из саляфов не отнес суд не на основании ниспосланного от Аллаха к неверию в делах, которое выводит из религии, без разбирательств и обращения внимания на убеждение. Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Неверие (куфр) бывает двух видов: куфр в делах и куфр в убеждении, как непризнание и отрицание. Куфр непризнания и отрицания – это неверие по отношению к тому, с чем был послан посланник (мир ему и благословение Аллаха) от Аллаха, как имена и качества Всевышнего, Его дела и законоположения. Этот вид неверия противоречит вере (иман) со всех сторон. Что касается неверия, проявляющегося в делах (куфр аль-‘амали), то он подразделяется на противоречащий иману и нет. Такие виды куфра в делах, как поклонение идолам, издевательство над Кораном, убийство или ругань пророка, полностью противоречат иману. Однако что касается суда не на основании ниспосланного Аллахом и не совершение молитвы, то это является неверием (куфр) в делах!” См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” 45. Шейх Салим аль-Хиляли об этих словах Ибн аль-Къайима сказал: “Т.е. это является малым неверием. Обрати внимание, да смилуется над тобой Аллах, как Ибн аль-Къайим вывел суд не на основании ниспосланного Аллахом и оставление молитвы из неверия тела, которые выводят из Ислама! Однако некоторые такфиристы небыли довольны этими словами Ибн аль-Къайима и исказили их, переставив его слова, таким образом включая суд не на основании ниспосланного Аллахом в неверие в делах, противоречащее иману. Именно так поступил конченный хариджит Абу Басыр в своей еретической книге «ат-Тауагыт» 71”. См. “Тахкимуль-къауанин” 37.
Исходя из всего сказанного, становится ясно, что суд не на основании ниспосланного Аллахом является малым неверием, не выводящим из религии, кроме как при дозволении подобного. Однако это ничуть не умаляет величие этого греха. Тут ради справедливости следует отметить, что некоторые ученые посчитали большим неверием ташри‘у ‘амм, что означает замена суда Аллаха на конституцию правителем мусульман. Среди этих ученых шейх Ахмад Шакир, шейх Мухаммад ибн Ибрахим, Мухаммад Амин аш-Шанкъити, а также Ибн ‘Усаймин, однако шейх Ибн ‘Усаймин в последствии отказался от этого мнения. Также это мнение приписывают хафизу Ибн Касиру, однако в отношении понимания его слов в данном вопросе ученые разошлись. Здесь необходимо пояснить: Во-первых, эти ученые посчитали замену шариата на каноны (ташри‘у ‘амм) большим неверием не из-за самого поступка, что само уже это деяние является большим неверием, а из-за того, что считали, что данный поступок указывает на дозволение человеком суда не по закону Аллаха! Во-вторых, слова тех ученых, кто считал замену шариата на каноны большим неверием, не являются однозначными, поскольку от них также передаются слова, из которых можно понять, что все-таки они считали дозволение условием для того, чтобы человек впал в большое неверие. Так, например, шейх Мухаммад ибн Ибрахим говорил: “ Тот, кто судит по канонам, будучи убежденным в том, что это является правильным и дозволенным, тот является неверным, вышедшим из Ислама. Но если он сделает это, не считая подобное дозволенным, то впадает в неверие, проявляющееся в делах, которое не выводит из религии! ” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/80. Некоторые посчитали, что это было последним мнением шейха, поскольку оно было опубликовано в его фатауах в 1385 году по хиджре, на пять лет позже его известного послания «Тахкимуль-къауанин». Сторонники же обратного мнения сказали, что это ложь, возводимая на шейха, и что это фатуа не указывает на то, что шейх поменял свое мнение. Они истолковали это так, что шейх говорил о том, кто поступил подобным образом всего один раз. Как бы то ни было, никто не отрицает того, что эти слова принадлежат шейху Мухаммаду ибн Ибрахиму. Что касается шейха аш-Шанкъити, то он говорил: “Тот, кто судит не на основании того, что ниспослал Аллах, и знает, что совершает грех и скверное деяние, и к этому его побуждает страсть, тогда этот человек подобен остальным грешным мусульманам”. См. “Адауауль-баян” 2/103.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|