Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия как особая наука




А.А. Сычев


Основы

ФИЛОСОФИИ

Учебное пособие

Издание 2-е


ВОЗРАТИТЕ КНИГУ НЕ ПОЗЖЕ

обозначенного здесь срока


 



 



 

 

альфа-м А.А. Сычев
  ОСНОВЫ
  ФИЛОСОФИИ
  Допущено Минобрнауки
  Российской Федерации
  в качестве учебного пособия
  для студентов образовательных
  учреждений среднего
  профессионального образования
  Издание 2-е, исправленное

____ 9ЕЗЬ4

«—■■■■■ ЧН................................. ■ I ■ III.. ————^—Ц—

Политехнический колледж НовГУ

БИБЛИОТЕКА


 


Москва • Альфа-М • ИНФРА-М • 2009


УДК 1(07.5) ББК 87 С95

Репс м 1С и I ы: доктора философских паук, профессора Ф.А. Айзятов (Саранский кооперативный институт), Е.Н, Мочалов (Мордонский государеiпенный университет им. Н.П. Огарева)

Сычев А.А.

С95 Основы философии: учебное пособие / А.А. Сычев. —

Изд. 2-е, испр. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 368 с.

ISBN 978-5-98281-181-3 (Альфа-М) ISBN 978-5-16-003639-7 (ИНФРА-М)

Пособие написано в соответствии с современными учебно-методиче­скими требованиями и с учетом опыта преподавания философии как учеб­ной дисциплины. Доступно и просто, но на высоком научном уровне изла­гаются как традиционные для отечественной практики преподавания про­блемы и вопросы, так и новейшие тенденции в философии. Пособие содержит задания к каждой главе, словарь терминов, именной указатель и библиографический список.

Для студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

УДК 1(075) ББК 87

Издательский дом «Альфа-М»

Адрес: 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в

Тел./факс: (495) 363-4270(573)

E-mail: [email protected]

Издательский Дом«ИНФРА-М» Адрес: 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в

Формат 60x90/16. Бумага офсетнай:

Печ. л. 23,0. Усл. печ. л. 23,0.

Уч.-изд. л. 22,12. Тираж 1000 экз. Заказ № 1760.

Отпечатано q готовы* диапазйгиВФ? в ОА© ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

ISBN 978-5-98281-181-3 (Альфа-М) © Сычев А.А., 2009

ISBN 978-5-16-003639-7 (ИНФРА-М) © «Альфа-М»: «ИНФРА-М», 2009


I РЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие написано с учетом многолетнего опыта преподавания философии как учебной дис­циплины и апробировано в студенческих аудиториях. При напи­сании пособия в качестве основных приоритетов выделялись:

о простота и доступность изложения,

о структурность и системность материала,

о полнота отображения проблем,

о отражение альтернативных точек зрения на рассматриваемые

проблемы.

Пособие включает четыре содержательных блока, позво­ляющих рассмотреть основные философские проблемы как в статике, так и в динамике:

о общее введение в дисциплину,

о краткий очерк развития философской мысли,

о основные разделы философии,

о отдельные проблемы современной философской мысли.

В книге раскрываются традиционные для отечественной практики преподавания проблемы и новейшие тенденции в фи­лософии. Помимо общих философских вопросов (о бытии, по­знании, ценностях, человеке и обществе) рассматриваются наи­более актуальные проблемы в сферах философии науки, техни­ки, культуры, морали, любви, экологии, войны и мира и т.д.

Каждая конкретная проблема обсуждается в отдельном и относительно самостоятельном параграфе. Однако подобные обсуждения в большей или меньшей степени опираются на по­ложения, высказанные в предыдущих параграфах. Поэтому до того, как приступить к изучению конкретного материала, же­лательно ознакомится с предшествующим текстом пособия, или, по крайней мере, с первой, вступительной главой, где вво­дятся основные философские понятия.

Каждый параграф пособия завершается выводом из не­скольких пунктов, подчеркивающим основные моменты, ко­торые необходимо знать учащемуся. Это сделано прежде всего


б


Предисловие


 


для того, чтобы систематизировать и облегчить усвоение мате­риала. Однако читателям следует иметь в виду, что все выводы и решения, которые возникают в результате обсуждения той или иной проблемы, не следует воспринимать как бесповорот­ные и окончательные. Сама сущность философского знания подразумевает открытость большинства проблем и незавер­шенность итоговых выводов.

В целях проверки уровня теоретических знаний в конце каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля (задания). Вопросы сформулированы таким образом, чтобы содейст­вовать выработке умений самостоятельной работы с текстом. Некоторые проблемные вопросы также можно использовать для группового обсуждения соответствующих проблем на се­минарских занятиях.

Учебное пособие содержит обширный справочный аппа­рат, включающий словарь основных терминов, развернутый именной указатель и библиографический список рекомендуе­мой литературы. В списке представлены основные издания по предмету, доступные как на начальном уровне его изучения, так и при дальнейшем самостоятельном изучении философии.

 

Автор надеется, что книга не только станет первым шагом читателя в мир философского знания, но и укрепит его жела­ние продолжить изучение философии, поможет самостоятель­но углублять свои знания по предмету.

 

 


< А МЕТАФИЛОСОФИЯ

I (ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ)

Философию можно рассматривать: 1) как форму теоретического мировоз­зрения и 2) как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Оба этих аспекта тесно связаны друг с другом, образуя в итоге целостное философское знание. Начиная разговор о философском зна­нии, следует ответить на ряд взаимосвязанных вопросов: О Как можно определить философию?

О Что такое мировоззрение и в чем специфика философского мировоззре­ния? О В чем проявляются особенности философии как науки? О Для чего нужна философия? О Каковы основные философские проблемы?

Раздел философии, который призван дать ответы на эти вопросы, называ­ется метафилософией или теорией философского знания. Метафилосо-фия, представляя базовые понятия, мнения и точки зрения, служит необ­ходимым введением в теорию и историю философии.

§ 1.1. Определение философии

Многообразие определений. Обобщение определений

В истории представлены различные варианты понимания того, что есть философия. Приведем самые извест­ные из них:

о Любовь к мудрости. Пифагор (VI-V вв. до н.э.).

о Стремление к совершенству. Платон (427—347 до н.э.).

о Наука об отношении всякого знания к последним целям чело­веческого разума. Иммануил Кант (1724— 1804).

о Эпоха, схваченная в мысли. Георг Гегель (1770-1831).

о Наука о наиболее общих законах природы, общества и мышле­ния. Фридрих Энгельс (1820-1885).

о Дисциплина, состоящая в творении концептов. Жиль Делёз (1925-1995).

Философом впервые назвал себя древнегреческий матема­тик и мыслитель Пифагор. Термин «философия» был составлен им из двух слов phileo - люблю + sophia - мудрость и дословно


 


 
 

 

8 Глава 1. Метафилософия (введение в философию)

обозначал «любовь к мудрости». Своим определением Пифа­гор желал подчеркнуть, что философ не претендует на статус мудреца, знающего все о мире; только постоянное стремление к мудрости делает человека философом. Поэтому философом, в большей или меньшей мере, можно назвать всякого само­стоятельно мыслящего человека.

Крупнейший мыслитель античности Платон сказал, что философия есть не просто размышления о мире и человеке, а особый образ жизни, заключающийся в стремлении к совер­шенству. Философия — это сама жизнь, т.е. свободное форми­рование своей судьбы в сложном и неоднозначном мире. Пла­тон в своем определении указывает на то назначение филосо­фии, которое состоит в постоянном возвышении человека, в его выходе за узкие пределы времени и досужих мнений к фун­даментальному и всеобщему.

Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант называет главными целями человеческого разума выс­шие вопросы о возможностях человека. Вопрос о человеке для философии — решающий. Все составляющие философии и все предварительные вопросы должны рассматриваться через призму человека: все, что не способствует достижению челове­ческих целей, есть спекулятивное знание, а не философия в собственном смысле.

I

Философия, согласно Канту, должна помочь найти решение трех карди­нальных вопросов человеческого бытия: что я могу знать? Что я должен де­лать? На что я могу надеяться? Разрешение этих проблем должно в конеч­ном итоге привести к всестороннему ответу на глобальный вопрос, кото­рый до сих пор является самым дискутируемым в науке: что такое человек?

Немецкий мыслитель Георг Гегель полагал, что философия отражает не только личные идеи отдельного мыслителя: в нее впе­чатано само историческое время его жизни со всеми особеннос­тями и противоречиями, ценностями и жизненными смыслами.

Философия, размышляя о культуре в целом (религии, ис­кусстве, науке, морали), выделяет все самое существенное и отображающее «живую душу человечества» в наиболее кон­центрированном виде. В этом отношении философия есть квинтэссенция культуры и всех достижений человечества, а


§1.1. Определение философии

изучение философии — самый короткий путь к пониманию культуры.

Немецкий философ Фридрих Энгельс полагал, что филосо­фия есть наука о наиболее общих законах. Это значит, что она не интересуется ничем сиюминутным и преходящим и не раз­менивается на частности и случайности, ее предмет - фунда­ментальные основы знаний, действий и ценностей, их законо­мерные, повторяющиеся и устойчивые связи. Поэтому можно сказать, что философия лежит в основании всех других наук, рассматривая мир обобщенно, как единое целое, в то время как любая другая наука имеет дело лишь с тем или иным фрагмен­том окружающего мира.

I

Платон приводил известную историю о том, что Фалес, первый философ, наблюдая за звездами, не заметил яму и упал в нее. Кажется, эта ситуация достаточно характерна для философии: надеяться познать то, что в небе­сах, и не видеть того, что находится под ногами; знать общее и не знать конкретного.

Для Энгельса философия есть не просто «любомудрие», а наука в полном смысле этого слова - строгая система знаний со своими методами и категориями. Всеобщие законы, кото­рые открывает философия, могут быть применены как для на­учного обоснования настоящей и будущей деятельности чело­вечества, так и для изменения самого мира и человека.

Французский философ Жиль Делёз усматривает в филосо­фии творчество концептов, т.е. новых идей и смыслов. Сущ­ность философии - в свободном создании идей, не заданных никакой традицией или авторитетом. Цель философии - соз­дание оригинальной картины мира, поиск неожиданного и свежего ракурса рассмотрения действительности, вносящего необходимый импульс новизны в осознание основных гло­бальных проблем.

Обобщить все определения философии чрезвычайно слож­но, но имеются попытки сделать это. Ниже приведены две обобщающие статьи - из российской Энциклопедии филосо­фии и Британской энциклопедии, которые пытаются привести в единое целое основные смыслы философии.

ФИЛОСОФИЯ (греч., через лат. philosophia, «любовь к мудрости») - критическое исследование оснований наших


10 Глава I. Метафилософия (введение в философию)

наиболее фундаментальных убеждений и анализ основных по­нятий, используемых для выражения этих убеждений. Фило­софия может быть также определена как размышление о мно­гообразии человеческого опыта или как рациональное, мето­дологическое и систематическое рассмотрение вопросов, которые более всего волнуют человечество.

Encyclopaedia Britannica. L., 2000.

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабаты­вающая систему знаний о фундаментальных принципах и ос­новах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных ха­рактеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Всемирная энциклопедия философии, М., 2001.

Таким образом, в различных исторических традициях философия понимается по-разному. Каждый мыслитель выде­ляет свой аспект ее рассмотрения. Это не случайно: определить — значит поставить предел, отграничить и отличить изучаемое по­нятие от других понятий. Из представленных трактовок понятно, что сама философия не поддается ограничениям и в лучших сво­их формах всегда проявляет себя как воплощение критики, сво­бодомыслия и творчества. Ее стремлением всегда было выйти за пределы, уйти от определенности, выразить невыразимое.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Философия в своем основном значении есть любовь к мудрости.

2. Современные исследователи под философией понимают исследова­ние оснований самых общих и фундаментальных вопросов о сущности природы, человека и общества.

3. Философия подразумевает самостоятельное, творческое, критиче­ское мышление, когда человек в решении глобальных вопросов опи­рается не на традиции, авторитеты и досужие мнения, а на свой собст­венный разум.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите известные вам определения философии. Какое из них
вы считаете наиболее удачным? Объясните свой выбор.

2. Какие основные характеристики философии можно извлечь из
предложенных определений?


 

 

§ 1.2. Функции философии

Функции философии

Кому не нужна философия? Кому нужна философия? Зачем нужна философия?

Философские размышления зачастую туман­ны, сложны и малопонятны; они не предлагают готового и окончательного ответа на вопросы (как, например, математика или механика), не говоря уже о производстве чего-то вещест­венного. Кажется, что философ отгорожен от действительно­сти, живет в «башне из слоновой кости», т.е. в ином, нереаль­ном мире, не имеет ничего общего с каждодневными пробле­мами и практическими, актуальными вопросами.

Польза от философии сомнительна, а вред весьма очевиден.

П.А. UlupuHCKuu-Шихматов,

министр народного просвещения

Российской империи (1850)

Но прежде чем представить философию на скамье подсуди­мых, следует по примеру римских правоведов спросить: кому это выгодно? Для кого философия бесполезна и, более того, вредна?

Кому философия не нужна? История демонстрирует немало случаев борьбы с философами - от изгнания из родной страны до сжигания на кострах. В XX в. массовые истребления и изгнания практиковались в фашистской Германии. В молодой Советской России в 1922 г. целая плеяда известных философов была отправ­лена в пожизненную эмиграцию на «философском пароходе»; многих оставшихся ждали лагеря и смертные приговоры.

«

Общество, в котором правят тираны, не допускающие социальных и куль­турных изменений, в философах больше не нуждается. P. Popmu. Философия и будущее (1994)

Это значит, что философия прежде всего признавалась опасной для всех форм догматизма, фанатизма, фюрерства, начинавших строительство «дивного нового мира» с истребле­ния тех, кто был способен размышлять иначе, чем предписыва-


 

Глава 1. Метафилософия (введение в философию)

ла власть. Истребление одновременно было и косвенным спо­собом признания действенности философии: в самостоятель­ном мышлении справедливо усматривали реальную опасность для тоталитарной власти.

Некто, проходя мимо философа Диогена, который чистил овощи, сказал, насмехаясь: «Если бы ты умел обращаться с людьми, тебе не пришлось бы питаться одними овощами». — «Если бы ты мог кормиться овощами, — ответил на это Диоген, — тебе бы не пришлось прислуживать тиранам».

Современное массовое общество — продукт политических и информационных технологий и рекламы, питающих людей истинами потребления и пропагандирующих упрощенный взгляд на вещи. Для таких масс философия тоже не нужна: она мешает им выполнять приказы, послушно стоять у конвейера, бездумно покупать рекламируемые товары и некритично ве­рить всему тому, что показывают, говорят, печатают средства массовой информации. Соответственно чем прочнее человек вписывается в стандартизованную массу потребителей и сис­тему моды, тем легче ему внушить мысль, что философия — бесполезное умничанье и пустая потеря времени.

Кому нужна философия? Из сказанного понятно, что фило­софия — это выбор интеллектуально независимого, внутренне свободного человека. Философия не обещает достижения ис­тины, но обеспечивает тому, кто ее ищет, полную свободу по­иска. Поэтому философия необходима обществу в целом: как яркое проявление свободомыслия, она постоянно ищет и пре­дугадывает пути социальных изменений, формируя новые идеи или предупреждая о будущих сложностях. Философия — квинтэссенция изменений, без которых развитие невозможно.

Зачем нужна философия? Традиционно роль философии для человека и общества раскрывается в ряде функций, тесно свя­занных между собой. Ниже даны краткие описания основных функций философии:

о мировоззренческая — служит теоретическим основанием миро­воззрения, т.е. предлагает человеку целостную и широкую кар­тину мира;

о гуманистическая — рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы;


§ 1.2. Функции философии, 13

о аксиологическая - дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей (истины, добра, красоты и т.д.);

о общекультурная — знакомит человека с высшими достижения­ми мировой интеллектуальной культуры, является показате­лем уровня образованности и культуры человека;

о методологическая - вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности;

о прогностическая - прогнозирует тенденции развития научного знания и социальных изменений;

о интегрирующая — систематизирует и обобщает данные всех на­ук, т.е. выступает как наиболее общая «наука наук»;

о критическая — подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения; формирует свободное, недогматическое мышление.

Основными из перечисленных функций являются мировоз­зренческая и методологическая: они характерны только для фи­лософии, формирующей как общую картину мира, так и методы для других наук. Остальные функции являются дополняющими: гуманистическая, аксиологическая и обще культурная конкре­тизируют мировоззрение (и человека, и общества), прогности­ческая, интегрирующая и критическая важны для научного ос­воения мира и встроены в методологию этого процесса.

Таким образом, определение функций философии по­казывает, что она выступает в двух основных качествах: во-первых, как форма мировоззрения и, во-вторых, как особая наука.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Философия как источник инакомыслия противодействует любому догматизму, внешнему манипулированию и массовым стереотипам.

2. Философия необходима личности для формирования независимо­го мышления и обществу - для определения возможных путей своего развития.

3. Философия выполняет ряд важных функций, основными из кото­рых являются мировоззренческая (построение картины мира) и мето-дологическая (освоение мира).

ЗАДАНИЯ

1. Нужна ли философия человеку и обществу? Обоснуйте вашу точку зрения.

2. Перечислите функции философии. Прокомментируйте их.


 
 

 

Глава 1. Метафилософия (введение в философию)

Мировоззрение

Понятие мировоззрения. Его компоненты и уровни. Мифология, религия, философия

Мировоззрением называется целостная система взглядов человека на мир и на свое место в нем. Ключевое слово здесь — «целостность»: в мировоззрении спаяны воедино идеи и идеалы, чувства и ценности, понятия и мнения. Целостно от­носиться к миру — значит осознавать сложные связи между яв­лениями, уметь ориентироваться в них, а самое главное — ста­вить реальные цели и выбирать верные ориентиры, которые делают жизнь насыщенной, придают ей смысл и полноту.

В мировоззрение как целостность конкретно входят зна­ния, эмоции, ценности и поступки.

Отношение человека к миру и к себе включает разнообраз­ные знания. Например, житейские знания, основанные на здравом смысле, помогают человеку ориентироваться в обы­денной жизни — находить выход в конфликтных ситуациях по­вседневности, общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на бо­лее высоком уровне и строить теории, касающиеся закономер­ностей развития мира природы и общества, сущности челове­ка, устройства Вселенной в целом.

Взаимодействие человека с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Человек способен не просто смотреть, например, на природу, бесстра­стно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любо­ваться ею. Отношение человека к окружающим может варьи­роваться от восхищения до ненависти. Любовь способна окра­сить весь мир в более яркие цвета, а предательство — привести к жизненному кризису.

Ценности являются важными составляющими мировоз­зрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что он считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни, и часто их влияние на поступки бывает намного силь­нее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.


§ 1.3. Мировозз рение __________________________________ _____________ 15

Поступки человека также входят в структуру мировоззре­ния, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих реаль­ных действиях.

I

Каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально-ответствен­ный поступок, один из поступков, из которых слагается вся моя единст­венная жизнь как сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок: я поступаю всей своей жизнью, каждый отдельный акт и переживание есть момент моей жизни-поступления. М.М. Бахтин. К философии поступка (1921)

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой четыре компонента мировоззре­ния: о познавательный; о эмоциональный; о ценностный; о деятельностный.

Конечно, такое деление весьма условно — компоненты ни­когда не существуют в чистом виде: мысли всегда эмоциональ­но окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение - всегда целостность, а разделе­ние его на компоненты применимо только в исследователь­ских целях.

Иногда выделяют также уровни мировоззрения - теорети­ческий, связанный с осмыслением мира, и практический, свя­занный с поступками, деятельностью в целом.

Кроме того, выделяют три ведущих исторических типа ми­ровоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифология (от греч. mythos - сказание, предание) - древ­нейшее мировоззрение, основанное на эмоционально-образ­ном и фантастическом отношении к миру. Уже из определения ясно, что в мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вы­растает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. По­скольку у человечества еще не было достаточного опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объясня-


 


 
 

 

Глава 1. Метафилософия (введение в философию)

лись при помощи фантастических предположений, часто без учета причинно-следственных связей.

Очеловечивание природы являлось основным способом та­кого объяснения. При этом неизвестное (и потому опасное) сводилось к близкому и понятному. Так, деревья и реки стали местом обитания дриад и русалок; гром и молния — действия­ми разгневанных божеств и т.д. При помощи соответствующих ритуалов и действий с духами и богами, так похожими на чело­века, можно было договариваться и предугадывать их желания: в сущности опасно лишь то, что полностью непредсказуемо.

Если бы у быков, львов или лошадей были руки, они бы, несомненно, со­творили себе богов, похожих на них самих, изваяв изображения быков, львов и лошадей.

Ксенофан, древнегреческий философ (ок. 570 — после 478 до н.э.)

Слитность — еще одна важная характеристика мифа, когда человек и природа воспринимались как единое целое. Прояв­лялась она практически во всех сферах первобытной жизни: древнее сознание не отделяло душу от тела, мысль от чувства, человека от коллектива, а древнейшее искусство представляло собой сплав танца, игры на музыкальных инструментах, пе­ния, драмы и т.д.

При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: он объяснял природные явления, вопросы происхож­дения мира и человека, удовлетворяя стремление человека к по­знанию. Он также представлял определенные модели для дея­тельности, определяя правила поведения, передавая опыт из по­коления в поколение и поддерживая стабильность в обществе.

Религия (от лат. religio — благочестие, святость) — форма ми­ровоззрения, основанная на вере в сверхъестественное. Рели­гия формировалась внутри мифологии, постепенно сменяя ее.

Сверхъестественное — ключевое понятие религии. Для ми­фологии этого понятия не существовало — духи, дриады, ним­фы, божества молнии или сна — все они были так же естествен­ны и реальны, как деревья, реки или природные явления. Но к этапу религии у человечества уже было накоплено достаточно опыта, чтобы понимать, что есть норма (естественное), и соот-


§ 1.3. Мировоззрение 17

ветственно трактовать чудо (сверхъестественное) как наруше­ние этой нормы.

Религии в отличие от более гибкого мифа свойствен жест­кий догматизм, который не приемлет критики. В каждой рели­гии есть свои символы веры («Бог един в трех лицах» в христи­анстве, «Нет бога, кроме Аллаха» в исламе и т.д.), отрицание которых клеймится как ересь или инакомыслие.

Для религии также характерна хорошо разработанная мо­ральная система с четкими заповедями, предписаниями, за­прещениями (десять заповедей в Ветхом Завете, «восьмерич­ный путь» в буддизме). Почти все развитые религии считают одной из важнейших задач формирование духовного мира че­ловека как пути единения с богом. Отметим, что в мифе еще от­сутствовало это отделение духовного мира от материального (например, греческие божества жили в том же мире, что и чело­век). <^ Религия выполняла (и во многом продолжает выполнять rt) сейчас) ряд важных функций в обществе. Она распространяет ^ и поддерживает образцы правильного, нравственного поведе-СГ) ния, способствует формированию развитого духовного мира. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она часто разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как системно-тео­ретическое. Характерными чертами философского мировоз­зрения являются логичность и последовательность, систем­ность, высокая степень обобщения.

Основным отличием философского мировоззрения от ми­фологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и до­казательность. От религии философия отличается допусти­мостью свободомыслия: можно остаться философом, крити­куя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это не­возможно.

Философия есть теоретическое ядро познания мира и чело­
века — в этом проявляется ее мировоззренческая роль, которая
конкретизируется в гуманистической, аксиологической и об­-
щекультурной функциях.



Глава 1. Метафилософия (введение в философию)


§ 1.4. Философия как особая наука



 


Так как философия является самым поздним и наиболее развитым мировоззренческим типом, это позволяет назвать ее высшей формой мировоззрения.

В обобщенном виде исторические типы мировоззрения и их основные черты представлены в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1. Основные черты исторических типов мировоззрения

 

Тип мировоз­зрения Основные черты Основные функции
Мифологиче­ское Эмоциональность Очеловечивание природы Слитность Объяснение явлений природы Регламентация поведения Передача опыта новым поколениям
Религиозное Вера в сверхъестественное Догматизм Моральная направленность Распространение моральных норм Формирование духовного мира Консолидация верующих
Философское Логичность Системность Обобщенность Гуманистическая Аксиологическая Общекультурная

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Мировоззрение является необходимой основой для полноценной жизни человека и общества.

2. Мировоззрение состоит из четырех компонентов — познавательно­го, эмоционального, ценностного, деятельностного и подразделяется на теоретический и практический уровни.

3. Выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения — мифо­логическое, религиозное и философское. Философия является наи­более развитым, системно-теоретическим типом, что позволяет на­звать ее высшей формой мировоззрения.

ЗАДАНИЯ.

1. Перечислите категории и уровни мировоззрения. Какие из них, по вашему мнению, наиболее характерны для разных типов мировоззре­ния?

2. Назовите основные характерные черты и функции мифологическо­го и религиозного типов мировоззрения. Определите различия исто­рических типов мировоззрения.


Философия как особая наука

Особые черты философии. Философия и наука. Структура философии

Философия характеризуется системностью и упорядоченностью, имеет свою структуру, методы и катего­рии, т.е. все те основные элементы, которые составляют науч­ное знание. Однако нельзя не увидеть, что некоторые черты философии отличают ее от других наук, например физики, хи­мии или биологии. Можно сказать, что философия является наукой, причем наукой особой, имеющей ряд специфических черт.

Первая особая черта философии — высокая степень обобще­ния. Если другие науки изучают частные, отдельные фрагмен­ты мира, то философия изучает мир в целом, самые общие за­коны существования и развития, почти не интересуясь конкре-

I

Мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Аристотель. Метафизика (IV в. до н.э.)

Вторая черта философского знания — его двойственность. Философия включает не только строгое научное знание, но и художественные метафоры, символы, идеалы, ценности. Ина­че говоря, наука мыслит четкими понятиями, искусство — об­разами, а философия — концептами, где понятие и образ, зна­ние и ценность слиты воедино.

Обобщенность и двойственность расширяют свободу фило­софского поиска, позволяя рассматривать явления связно, а не в изоляции друг от друга, и не подгонять свои идеи под строгие формулы и схемы. Во многом благодаря этому философия спо­собна активно взаимодействовать с другими науками, допол­няя их и создавая целостную картину мира.

Взаимодействие философии с другими науками происходит сле­дующим образом.

Философия разрабатывает методы для частных наук. Она занимается описанием и классификацией различных методов


2*


 


'"'


20 Глава 1. Метафилософия (введение в философию)

(например, наблюдения, эксперимента, моделирования), оп­ределяет условия их применения, задает пошаговые алгоритмы действия, наконец, указывает общее направление поиска и примерный способ решения проблемы. Например, Чарльз Дарвин при создании теории эволюции во многом опирался на разработанный в философии диалектический метод Георга Ге­геля.

Благодаря свободе размышлений философия способна вы­двигать самые смелые гипотезы, опережающие время, т.е. пре- дугйдыва/яь тенденции развития науки. Так, уже в Древней Гре­ции Демокрит (V в. до н.э.) говорит об атомах, а Аристарх (ок. 320—250 до н.э.) — о том, что Земля вращается вокруг Солнца. То же можно сказать о социальном знании: к примеру, идеи со­временной демократии (разделение властей, народное пред­ставительство) возникли уже в философии XVIII в.

I

Наука — это то, что мы знаем, а философия — то, чего мы еще не знаем. Бертран Рассел. Что такое философия? 1959

Развитие частных наук ведет к узкой специализации и од­носторонности. Задача философии — выделить основные дос­тижения разных наук и построить единую картину мира, свя­зать воедино разрозненные данные и дополнить их ценност­ными аспектами (например, говоря об опасности разработок вооружений или клонирования человека).

Философия во многом начинается с сомнения («ничего не принимать на веру»). Ее поиск ведется в тех сферах, где можно найти опровержение господствующих теорий. Эта критиче­ская функция необходима: опровержение есть важнейший, ес­ли не единственный путь прогресса. Классическая наука в Ев­ропе начинается в XVII в. именно с философского опроверже­ния старых авторитетов и заблуждений.

Тесная связь философии и науки проявляется и в струк­турности философского знания. В отличие от искусства или мифологии философия имеет свои четкие разделы. Назовем основные из них: о метафилософия — теория философского знания; о история философии — учение о развитии философского зна­ния;


 

 

§ 1.4. Философия как особая наука

о онтология — учение о бытии;

о гносеология — теория познания;

о философская антропология — учение о человеке;

о социальная философия — учение о законах развития общества;

о аксиология — теория ценностей.

Существуют три относительно самостоятельные философ­ские науки:

о этика — наука о морали;

о эстетика — наука о красоте;

о логика — наука о законах мышления.

Наконец, философия как предельно обобщенная наука мо­жет рассматривать различные сферы жизни, явления, чувства и т.д., пытаясь показать их самые существенные черты. Здесь число философских дисциплин может быть бесконечным, на­пример философия культуры, философия науки, философия техники, философия экономики, философия политики, фило­софия любви.

Таким образом, философия имеет черты как сближа­ющие ее с другими науками (четкая структура, логичность, до­казательность), так и отличающие ее от них (двойственность и обобщенность). Особое положение философии позволяет ей соединять различные элементы научной и художественной сфер и обеспечивать критический и непредвзятый подход к действител ьности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Философия — особая наука, особенностями которой являются вы­сокая степень обобщения и двойственность оснований (знания + ценно­сти).

2. Философия взаимодействует с другими науками, разрабатывая на­учные методы, прогнозируя тенденции развития, интегрируя науки и критикуя их основания.

3. Философское знание имеет разветвленную структуру, включающую разделы философии, философские науки и философские дисциплины.

ЗАДАНИЯ

1. Назовите специфические черты философии как особой науки. В каких аспектах проявляется взаимодействие философии и других наук?

2. Выучите определения разделов философии и философских наук.


22 Глава 1. Метафилософия (введение в философию)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...