Философия как особая наука
Стр 1 из 19Следующая ⇒ А.А. Сычев Основы ФИЛОСОФИИ Учебное пособие Издание 2-е ВОЗРАТИТЕ КНИГУ НЕ ПОЗЖЕ обозначенного здесь срока
____ 9ЕЗЬ4 «—■ Политехнический колледж НовГУ БИБЛИОТЕКА
Москва • Альфа-М • ИНФРА-М • 2009 УДК 1(07.5) ББК 87 С95 Репс м 1С и I ы: доктора философских паук, профессора Ф.А. Айзятов (Саранский кооперативный институт), Е.Н, Мочалов (Мордонский государеiпенный университет им. Н.П. Огарева) Сычев А.А. С95 Основы философии: учебное пособие / А.А. Сычев. — Изд. 2-е, испр. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 368 с. ISBN 978-5-98281-181-3 (Альфа-М) ISBN 978-5-16-003639-7 (ИНФРА-М) Пособие написано в соответствии с современными учебно-методическими требованиями и с учетом опыта преподавания философии как учебной дисциплины. Доступно и просто, но на высоком научном уровне излагаются как традиционные для отечественной практики преподавания проблемы и вопросы, так и новейшие тенденции в философии. Пособие содержит задания к каждой главе, словарь терминов, именной указатель и библиографический список. Для студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. УДК 1(075) ББК 87 Издательский дом «Альфа-М» Адрес: 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в Тел./факс: (495) 363-4270(573) E-mail: alfa-m@inbox.ru Издательский Дом«ИНФРА-М» Адрес: 127282, Москва, ул. Полярная, д. 31в
Формат 60x90/16. Бумага офсетнай: Печ. л. 23,0. Усл. печ. л. 23,0. Уч.-изд. л. 22,12. Тираж 1000 экз. Заказ № 1760. Отпечатано q готовы* диапазйгиВФ? в ОА© ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. ISBN 978-5-98281-181-3 (Альфа-М) © Сычев А.А., 2009 ISBN 978-5-16-003639-7 (ИНФРА-М) © «Альфа-М»: «ИНФРА-М», 2009 I РЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебное пособие написано с учетом многолетнего опыта преподавания философии как учебной дисциплины и апробировано в студенческих аудиториях. При написании пособия в качестве основных приоритетов выделялись: о простота и доступность изложения, о структурность и системность материала, о полнота отображения проблем, о отражение альтернативных точек зрения на рассматриваемые проблемы. Пособие включает четыре содержательных блока, позволяющих рассмотреть основные философские проблемы как в статике, так и в динамике: о общее введение в дисциплину, о краткий очерк развития философской мысли, о основные разделы философии, о отдельные проблемы современной философской мысли. В книге раскрываются традиционные для отечественной практики преподавания проблемы и новейшие тенденции в философии. Помимо общих философских вопросов (о бытии, познании, ценностях, человеке и обществе) рассматриваются наиболее актуальные проблемы в сферах философии науки, техники, культуры, морали, любви, экологии, войны и мира и т.д. Каждая конкретная проблема обсуждается в отдельном и относительно самостоятельном параграфе. Однако подобные обсуждения в большей или меньшей степени опираются на положения, высказанные в предыдущих параграфах. Поэтому до того, как приступить к изучению конкретного материала, желательно ознакомится с предшествующим текстом пособия, или, по крайней мере, с первой, вступительной главой, где вводятся основные философские понятия.
Каждый параграф пособия завершается выводом из нескольких пунктов, подчеркивающим основные моменты, которые необходимо знать учащемуся. Это сделано прежде всего б Предисловие
для того, чтобы систематизировать и облегчить усвоение материала. Однако читателям следует иметь в виду, что все выводы и решения, которые возникают в результате обсуждения той или иной проблемы, не следует воспринимать как бесповоротные и окончательные. Сама сущность философского знания подразумевает открытость большинства проблем и незавершенность итоговых выводов. В целях проверки уровня теоретических знаний в конце каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля (задания). Вопросы сформулированы таким образом, чтобы содействовать выработке умений самостоятельной работы с текстом. Некоторые проблемные вопросы также можно использовать для группового обсуждения соответствующих проблем на семинарских занятиях. Учебное пособие содержит обширный справочный аппарат, включающий словарь основных терминов, развернутый именной указатель и библиографический список рекомендуемой литературы. В списке представлены основные издания по предмету, доступные как на начальном уровне его изучения, так и при дальнейшем самостоятельном изучении философии. Автор надеется, что книга не только станет первым шагом читателя в мир философского знания, но и укрепит его желание продолжить изучение философии, поможет самостоятельно углублять свои знания по предмету.
< А МЕТАФИЛОСОФИЯ I (ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ) Философию можно рассматривать: 1) как форму теоретического мировоззрения и 2) как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Оба этих аспекта тесно связаны друг с другом, образуя в итоге целостное философское знание. Начиная разговор о философском знании, следует ответить на ряд взаимосвязанных вопросов: О Как можно определить философию? О Что такое мировоззрение и в чем специфика философского мировоззрения? О В чем проявляются особенности философии как науки? О Для чего нужна философия? О Каковы основные философские проблемы? Раздел философии, который призван дать ответы на эти вопросы, называется метафилософией или теорией философского знания. Метафилосо-фия, представляя базовые понятия, мнения и точки зрения, служит необходимым введением в теорию и историю философии.
§ 1.1. Определение философии Многообразие определений. Обобщение определений В истории представлены различные варианты понимания того, что есть философия. Приведем самые известные из них: о Любовь к мудрости. Пифагор (VI-V вв. до н.э.). о Стремление к совершенству. Платон (427—347 до н.э.). о Наука об отношении всякого знания к последним целям человеческого разума. Иммануил Кант (1724— 1804). о Эпоха, схваченная в мысли. Георг Гегель (1770-1831). о Наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Фридрих Энгельс (1820-1885). о Дисциплина, состоящая в творении концептов. Жиль Делёз (1925-1995). Философом впервые назвал себя древнегреческий математик и мыслитель Пифагор. Термин «философия» был составлен им из двух слов phileo - люблю + sophia - мудрость и дословно
8 Глава 1. Метафилософия (введение в философию) обозначал «любовь к мудрости». Своим определением Пифагор желал подчеркнуть, что философ не претендует на статус мудреца, знающего все о мире; только постоянное стремление к мудрости делает человека философом. Поэтому философом, в большей или меньшей мере, можно назвать всякого самостоятельно мыслящего человека. Крупнейший мыслитель античности Платон сказал, что философия есть не просто размышления о мире и человеке, а особый образ жизни, заключающийся в стремлении к совершенству. Философия — это сама жизнь, т.е. свободное формирование своей судьбы в сложном и неоднозначном мире. Платон в своем определении указывает на то назначение философии, которое состоит в постоянном возвышении человека, в его выходе за узкие пределы времени и досужих мнений к фундаментальному и всеобщему. Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант называет главными целями человеческого разума высшие вопросы о возможностях человека. Вопрос о человеке для философии — решающий. Все составляющие философии и все предварительные вопросы должны рассматриваться через призму человека: все, что не способствует достижению человеческих целей, есть спекулятивное знание, а не философия в собственном смысле.
Философия, согласно Канту, должна помочь найти решение трех кардинальных вопросов человеческого бытия: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Разрешение этих проблем должно в конечном итоге привести к всестороннему ответу на глобальный вопрос, который до сих пор является самым дискутируемым в науке: что такое человек? Немецкий мыслитель Георг Гегель полагал, что философия отражает не только личные идеи отдельного мыслителя: в нее впечатано само историческое время его жизни со всеми особенностями и противоречиями, ценностями и жизненными смыслами. Философия, размышляя о культуре в целом (религии, искусстве, науке, морали), выделяет все самое существенное и отображающее «живую душу человечества» в наиболее концентрированном виде. В этом отношении философия есть квинтэссенция культуры и всех достижений человечества, а §1.1. Определение философии изучение философии — самый короткий путь к пониманию культуры. Немецкий философ Фридрих Энгельс полагал, что философия есть наука о наиболее общих законах. Это значит, что она не интересуется ничем сиюминутным и преходящим и не разменивается на частности и случайности, ее предмет - фундаментальные основы знаний, действий и ценностей, их закономерные, повторяющиеся и устойчивые связи. Поэтому можно сказать, что философия лежит в основании всех других наук, рассматривая мир обобщенно, как единое целое, в то время как любая другая наука имеет дело лишь с тем или иным фрагментом окружающего мира.
Платон приводил известную историю о том, что Фалес, первый философ, наблюдая за звездами, не заметил яму и упал в нее. Кажется, эта ситуация достаточно характерна для философии: надеяться познать то, что в небесах, и не видеть того, что находится под ногами; знать общее и не знать конкретного. Для Энгельса философия есть не просто «любомудрие», а наука в полном смысле этого слова - строгая система знаний со своими методами и категориями. Всеобщие законы, которые открывает философия, могут быть применены как для научного обоснования настоящей и будущей деятельности человечества, так и для изменения самого мира и человека. Французский философ Жиль Делёз усматривает в философии творчество концептов, т.е. новых идей и смыслов. Сущность философии - в свободном создании идей, не заданных никакой традицией или авторитетом. Цель философии - создание оригинальной картины мира, поиск неожиданного и свежего ракурса рассмотрения действительности, вносящего необходимый импульс новизны в осознание основных глобальных проблем.
Обобщить все определения философии чрезвычайно сложно, но имеются попытки сделать это. Ниже приведены две обобщающие статьи - из российской Энциклопедии философии и Британской энциклопедии, которые пытаются привести в единое целое основные смыслы философии. ФИЛОСОФИЯ (греч., через лат. philosophia, «любовь к мудрости») - критическое исследование оснований наших 10 Глава I. Метафилософия (введение в философию) наиболее фундаментальных убеждений и анализ основных понятий, используемых для выражения этих убеждений. Философия может быть также определена как размышление о многообразии человеческого опыта или как рациональное, методологическое и систематическое рассмотрение вопросов, которые более всего волнуют человечество. Encyclopaedia Britannica. L., 2000. ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Всемирная энциклопедия философии, М., 2001. Таким образом, в различных исторических традициях философия понимается по-разному. Каждый мыслитель выделяет свой аспект ее рассмотрения. Это не случайно: определить — значит поставить предел, отграничить и отличить изучаемое понятие от других понятий. Из представленных трактовок понятно, что сама философия не поддается ограничениям и в лучших своих формах всегда проявляет себя как воплощение критики, свободомыслия и творчества. Ее стремлением всегда было выйти за пределы, уйти от определенности, выразить невыразимое. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Философия в своем основном значении есть любовь к мудрости. 2. Современные исследователи под философией понимают исследование оснований самых общих и фундаментальных вопросов о сущности природы, человека и общества. 3. Философия подразумевает самостоятельное, творческое, критическое мышление, когда человек в решении глобальных вопросов опирается не на традиции, авторитеты и досужие мнения, а на свой собственный разум. ЗАДАНИЯ 1. Перечислите известные вам определения философии. Какое из них 2. Какие основные характеристики философии можно извлечь из
§ 1.2. Функции философии Функции философии Кому не нужна философия? Кому нужна философия? Зачем нужна философия? Философские размышления зачастую туманны, сложны и малопонятны; они не предлагают готового и окончательного ответа на вопросы (как, например, математика или механика), не говоря уже о производстве чего-то вещественного. Кажется, что философ отгорожен от действительности, живет в «башне из слоновой кости», т.е. в ином, нереальном мире, не имеет ничего общего с каждодневными проблемами и практическими, актуальными вопросами. Польза от философии сомнительна, а вред весьма очевиден. П.А. UlupuHCKuu-Шихматов, министр народного просвещения Российской империи (1850) Но прежде чем представить философию на скамье подсудимых, следует по примеру римских правоведов спросить: кому это выгодно? Для кого философия бесполезна и, более того, вредна? Кому философия не нужна? История демонстрирует немало случаев борьбы с философами - от изгнания из родной страны до сжигания на кострах. В XX в. массовые истребления и изгнания практиковались в фашистской Германии. В молодой Советской России в 1922 г. целая плеяда известных философов была отправлена в пожизненную эмиграцию на «философском пароходе»; многих оставшихся ждали лагеря и смертные приговоры.
Общество, в котором правят тираны, не допускающие социальных и культурных изменений, в философах больше не нуждается. P. Popmu. Философия и будущее (1994) Это значит, что философия прежде всего признавалась опасной для всех форм догматизма, фанатизма, фюрерства, начинавших строительство «дивного нового мира» с истребления тех, кто был способен размышлять иначе, чем предписыва- Глава 1. Метафилософия (введение в философию) ла власть. Истребление одновременно было и косвенным способом признания действенности философии: в самостоятельном мышлении справедливо усматривали реальную опасность для тоталитарной власти. Некто, проходя мимо философа Диогена, который чистил овощи, сказал, насмехаясь: «Если бы ты умел обращаться с людьми, тебе не пришлось бы питаться одними овощами». — «Если бы ты мог кормиться овощами, — ответил на это Диоген, — тебе бы не пришлось прислуживать тиранам». Современное массовое общество — продукт политических и информационных технологий и рекламы, питающих людей истинами потребления и пропагандирующих упрощенный взгляд на вещи. Для таких масс философия тоже не нужна: она мешает им выполнять приказы, послушно стоять у конвейера, бездумно покупать рекламируемые товары и некритично верить всему тому, что показывают, говорят, печатают средства массовой информации. Соответственно чем прочнее человек вписывается в стандартизованную массу потребителей и систему моды, тем легче ему внушить мысль, что философия — бесполезное умничанье и пустая потеря времени. Кому нужна философия? Из сказанного понятно, что философия — это выбор интеллектуально независимого, внутренне свободного человека. Философия не обещает достижения истины, но обеспечивает тому, кто ее ищет, полную свободу поиска. Поэтому философия необходима обществу в целом: как яркое проявление свободомыслия, она постоянно ищет и предугадывает пути социальных изменений, формируя новые идеи или предупреждая о будущих сложностях. Философия — квинтэссенция изменений, без которых развитие невозможно. Зачем нужна философия? Традиционно роль философии для человека и общества раскрывается в ряде функций, тесно связанных между собой. Ниже даны краткие описания основных функций философии: о мировоззренческая — служит теоретическим основанием мировоззрения, т.е. предлагает человеку целостную и широкую картину мира; о гуманистическая — рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы; § 1.2. Функции философии, 13 о аксиологическая - дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей (истины, добра, красоты и т.д.); о общекультурная — знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры, является показателем уровня образованности и культуры человека; о методологическая - вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности; о прогностическая - прогнозирует тенденции развития научного знания и социальных изменений; о интегрирующая — систематизирует и обобщает данные всех наук, т.е. выступает как наиболее общая «наука наук»; о критическая — подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения; формирует свободное, недогматическое мышление. Основными из перечисленных функций являются мировоззренческая и методологическая: они характерны только для философии, формирующей как общую картину мира, так и методы для других наук. Остальные функции являются дополняющими: гуманистическая, аксиологическая и обще культурная конкретизируют мировоззрение (и человека, и общества), прогностическая, интегрирующая и критическая важны для научного освоения мира и встроены в методологию этого процесса. Таким образом, определение функций философии показывает, что она выступает в двух основных качествах: во-первых, как форма мировоззрения и, во-вторых, как особая наука. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Философия как источник инакомыслия противодействует любому догматизму, внешнему манипулированию и массовым стереотипам. 2. Философия необходима личности для формирования независимого мышления и обществу - для определения возможных путей своего развития. 3. Философия выполняет ряд важных функций, основными из которых являются мировоззренческая (построение картины мира) и мето-дологическая (освоение мира). ЗАДАНИЯ 1. Нужна ли философия человеку и обществу? Обоснуйте вашу точку зрения. 2. Перечислите функции философии. Прокомментируйте их. Глава 1. Метафилософия (введение в философию) Мировоззрение Понятие мировоззрения. Его компоненты и уровни. Мифология, религия, философия Мировоззрением называется целостная система взглядов человека на мир и на свое место в нем. Ключевое слово здесь — «целостность»: в мировоззрении спаяны воедино идеи и идеалы, чувства и ценности, понятия и мнения. Целостно относиться к миру — значит осознавать сложные связи между явлениями, уметь ориентироваться в них, а самое главное — ставить реальные цели и выбирать верные ориентиры, которые делают жизнь насыщенной, придают ей смысл и полноту. В мировоззрение как целостность конкретно входят знания, эмоции, ценности и поступки. Отношение человека к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания, основанные на здравом смысле, помогают человеку ориентироваться в обыденной жизни — находить выход в конфликтных ситуациях повседневности, общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории, касающиеся закономерностей развития мира природы и общества, сущности человека, устройства Вселенной в целом. Взаимодействие человека с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями. Человек способен не просто смотреть, например, на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею. Отношение человека к окружающим может варьироваться от восхищения до ненависти. Любовь способна окрасить весь мир в более яркие цвета, а предательство — привести к жизненному кризису. Ценности являются важными составляющими мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что он считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни, и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых. § 1.3. Мировозз рение __________________________________ _____________ 15 Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих реальных действиях.
Каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально-ответственный поступок, один из поступков, из которых слагается вся моя единственная жизнь как сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок: я поступаю всей своей жизнью, каждый отдельный акт и переживание есть момент моей жизни-поступления. М.М. Бахтин. К философии поступка (1921) Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой четыре компонента мировоззрения: о познавательный; о эмоциональный; о ценностный; о деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно — компоненты никогда не существуют в чистом виде: мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение - всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях. Иногда выделяют также уровни мировоззрения - теоретический, связанный с осмыслением мира, и практический, связанный с поступками, деятельностью в целом. Кроме того, выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Мифология (от греч. mythos - сказание, предание) - древнейшее мировоззрение, основанное на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. Уже из определения ясно, что в мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточного опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объясня-
Глава 1. Метафилософия (введение в философию) лись при помощи фантастических предположений, часто без учета причинно-следственных связей. Очеловечивание природы являлось основным способом такого объяснения. При этом неизвестное (и потому опасное) сводилось к близкому и понятному. Так, деревья и реки стали местом обитания дриад и русалок; гром и молния — действиями разгневанных божеств и т.д. При помощи соответствующих ритуалов и действий с духами и богами, так похожими на человека, можно было договариваться и предугадывать их желания: в сущности опасно лишь то, что полностью непредсказуемо. Если бы у быков, львов или лошадей были руки, они бы, несомненно, сотворили себе богов, похожих на них самих, изваяв изображения быков, львов и лошадей. Ксенофан, древнегреческий философ (ок. 570 — после 478 до н.э.) Слитность — еще одна важная характеристика мифа, когда человек и природа воспринимались как единое целое. Проявлялась она практически во всех сферах первобытной жизни: древнее сознание не отделяло душу от тела, мысль от чувства, человека от коллектива, а древнейшее искусство представляло собой сплав танца, игры на музыкальных инструментах, пения, драмы и т.д. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: он объяснял природные явления, вопросы происхождения мира и человека, удовлетворяя стремление человека к познанию. Он также представлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт из поколения в поколение и поддерживая стабильность в обществе. Религия (от лат. religio — благочестие, святость) — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное. Религия формировалась внутри мифологии, постепенно сменяя ее. Сверхъестественное — ключевое понятие религии. Для мифологии этого понятия не существовало — духи, дриады, нимфы, божества молнии или сна — все они были так же естественны и реальны, как деревья, реки или природные явления. Но к этапу религии у человечества уже было накоплено достаточно опыта, чтобы понимать, что есть норма (естественное), и соот- § 1.3. Мировоззрение 17 ветственно трактовать чудо (сверхъестественное) как нарушение этой нормы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойствен жесткий догматизм, который не приемлет критики. В каждой религии есть свои символы веры («Бог един в трех лицах» в христианстве, «Нет бога, кроме Аллаха» в исламе и т.д.), отрицание которых клеймится как ересь или инакомыслие. Для религии также характерна хорошо разработанная моральная система с четкими заповедями, предписаниями, запрещениями (десять заповедей в Ветхом Завете, «восьмеричный путь» в буддизме). Почти все развитые религии считают одной из важнейших задач формирование духовного мира человека как пути единения с богом. Отметим, что в мифе еще отсутствовало это отделение духовного мира от материального (например, греческие божества жили в том же мире, что и человек). <^ Религия выполняла (и во многом продолжает выполнять rt) сейчас) ряд важных функций в обществе. Она распространяет ^ и поддерживает образцы правильного, нравственного поведе-СГ) ния, способствует формированию развитого духовного мира. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она часто разделяет людей разных верований. Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно. Философия есть теоретическое ядро познания мира и чело Глава 1. Метафилософия (введение в философию) § 1.4. Философия как особая наука
Так как философия является самым поздним и наиболее развитым мировоззренческим типом, это позволяет назвать ее высшей формой мировоззрения. В обобщенном виде исторические типы мировоззрения и их основные черты представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Основные черты исторических типов мировоззрения
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Мировоззрение является необходимой основой для полноценной жизни человека и общества. 2. Мировоззрение состоит из четырех компонентов — познавательного, эмоционального, ценностного, деятельностного и подразделяется на теоретический и практический уровни. 3. Выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения — мифологическое, религиозное и философское. Философия является наиболее развитым, системно-теоретическим типом, что позволяет назвать ее высшей формой мировоззрения. ЗАДАНИЯ. 1. Перечислите категории и уровни мировоззрения. Какие из них, по вашему мнению, наиболее характерны для разных типов мировоззрения? 2. Назовите основные характерные черты и функции мифологического и религиозного типов мировоззрения. Определите различия исторических типов мировоззрения. Философия как особая наука Особые черты философии. Философия и наука. Структура философии Философия характеризуется системностью и упорядоченностью, имеет свою структуру, методы и категории, т.е. все те основные элементы, которые составляют научное знание. Однако нельзя не увидеть, что некоторые черты философии отличают ее от других наук, например физики, химии или биологии. Можно сказать, что философия является наукой, причем наукой особой, имеющей ряд специфических черт. Первая особая черта философии — высокая степень обобщения. Если другие науки изучают частные, отдельные фрагменты мира, то философия изучает мир в целом, самые общие законы существования и развития, почти не интересуясь конкре-
Мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Аристотель. Метафизика (IV в. до н.э.) Вторая черта философского знания — его двойственность. Философия включает не только строгое научное знание, но и художественные метафоры, символы, идеалы, ценности. Иначе говоря, наука мыслит четкими понятиями, искусство — образами, а философия — концептами, где понятие и образ, знание и ценность слиты воедино. Обобщенность и двойственность расширяют свободу философского поиска, позволяя рассматривать явления связно, а не в изоляции друг от друга, и не подгонять свои идеи под строгие формулы и схемы. Во многом благодаря этому философия способна активно взаимодействовать с другими науками, дополняя их и создавая целостную картину мира. Взаимодействие философии с другими науками происходит следующим образом. Философия разрабатывает методы для частных наук. Она занимается описанием и классификацией различных методов 2*
'"' 20 Глава 1. Метафилософия (введение в философию) (например, наблюдения, эксперимента, моделирования), определяет условия их применения, задает пошаговые алгоритмы действия, наконец, указывает общее направление поиска и примерный способ решения проблемы. Например, Чарльз Дарвин при создании теории эволюции во многом опирался на разработанный в философии диалектический метод Георга Гегеля. Благодаря свободе размышлений философия способна выдвигать самые смелые гипотезы, опережающие время, т.е. пре- дугйдыва/яь тенденции развития науки. Так, уже в Древней Греции Демокрит (V в. до н.э.) говорит об атомах, а Аристарх (ок. 320—250 до н.э.) — о том, что Земля вращается вокруг Солнца. То же можно сказать о социальном знании: к примеру, идеи современной демократии (разделение властей, народное представительство) возникли уже в философии XVIII в.
Наука — это то, что мы знаем, а философия — то, чего мы еще не знаем. Бертран Рассел. Что такое философия? 1959 Развитие частных наук ведет к узкой специализации и односторонности. Задача философии — выделить основные достижения разных наук и построить единую картину мира, связать воедино разрозненные данные и дополнить их ценностными аспектами (например, говоря об опасности разработок вооружений или клонирования человека). Философия во многом начинается с сомнения («ничего не принимать на веру»). Ее поиск ведется в тех сферах, где можно найти опровержение господствующих теорий. Эта критическая функция необходима: опровержение есть важнейший, если не единственный путь прогресса. Классическая наука в Европе начинается в XVII в. именно с философского опровержения старых авторитетов и заблуждений. Тесная связь философии и науки проявляется и в структурности философского знания. В отличие от искусства или мифологии философия имеет свои четкие разделы. Назовем основные из них: о метафилософия — теория философского знания; о история философии — учение о развитии философского знания;
§ 1.4. Философия как особая наука о онтология — учение о бытии; о гносеология — теория познания; о философская антропология — учение о человеке; о социальная философия — учение о законах развития общества; о аксиология — теория ценностей. Существуют три относительно самостоятельные философские науки: о этика — наука о морали; о эстетика — наука о красоте; о логика — наука о законах мышления. Наконец, философия как предельно обобщенная наука может рассматривать различные сферы жизни, явления, чувства и т.д., пытаясь показать их самые существенные черты. Здесь число философских дисциплин может быть бесконечным, например философия культуры, философия науки, философия техники, философия экономики, философия политики, философия любви. Таким образом, философия имеет черты как сближающие ее с другими науками (четкая структура, логичность, доказательность), так и отличающие ее от них (двойственность и обобщенность). Особое положение философии позволяет ей соединять различные элементы научной и художественной сфер и обеспечивать критический и непредвзятый подход к действител ьности. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. Философия — особая наука, особенностями которой являются высокая степень обобщения и двойственность оснований (знания + ценности). 2. Философия взаимодействует с другими науками, разрабатывая научные методы, прогнозируя тенденции развития, интегрируя науки и критикуя их основания. 3. Философское знание имеет разветвленную структуру, включающую разделы философии, философские науки и философские дисциплины. ЗАДАНИЯ 1. Назовите специфические черты философии как особой науки. В каких аспектах проявляется взаимодействие философии и других наук? 2. Выучите определения разделов философии и философских наук. 22 Глава 1. Метафилософия (введение в философию)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|