Рождение русской философии
Специфика русской философии. Предфилософия. Философия XVIII в. Специфика русской философии обусловлена особенностями исторического развития страны: о русские философы питали устойчивый интерес к практическим философским вопросам - проблемам морали, права, социального и государственного устройства; о философские идеи часто находили выражение в форме художественного творчества, литературной критики, публицистики. Многие из них излагались иносказательно, в аллегорической форме, что было связано с интеллектуальной несвободой и жесткой цензурой; о формирование русской философии проходило с заметным отставанием от мировых тенденций. Устойчивые интеллектуальные связи России с Западной Европой оформились достаточно поздно - в XVIII в. Однако и после этого философию жестко контролировали, усматривая во многих ее идеях реальную опасность для власти (как самодержавной, так и советской). На самом раннем этапе развития русской мысли еще нельзя говорить о философии как о теоретической системе. Тем не менее в известных текстах (преимущественно богословского характера) присутствуют самобытные идеи, которые являются в полной мере философскими. Соответственно период IX-XVII вв. можно назвать периодом русской предфилософии. Ее § 4.1. Рождение русской философии 73 особенностями являются: 1) тесная связь с христианским вероучением, воспринятым от Византии; 2) художественно-образный характер. Оригинальные идеи были выдвинуты в XI в. митрополитом Илларионом в работе «Слово о законе и благодати». Здесь Илларион писал о двух принципах общественного устройства: о строгом подчинении закону (в духе Ветхого Завета) и о благодати как о свободном выборе и любви к Богу (в духе Нового Завета). Даже самое строгое выполнение законов, ритуалов и церковных предписаний без любви в душе и внутреннего понимания есть рабство перед законом, и оно не ведет к спасению. Благодать выше закона — она, как солнце, светит всем, уравнивая людей и народы и указывая, что нет ни высших, ни низших, ни отвергнутых, ни избранных, а «земля русская» на равных включена в мировой исторический процесс.
Огромное значение для последующей философской и политической мысли имела разработанная в XVI в. Филофеем доктрина «Москва — третий Рим»: | Два Рима подоша, третий стоит, а четвертому не бывать1. Филофей пишет, что наследником Римской империи и западного христианства стал Константинополь — центр христианства восточного. Преемницей разоренного Константинополя, третьим и последним хранителем христианской духовности в ее изначальном, незамутненном виде должна стать Москва. В целом доктрина Филофея есть проявление рождающегося национального самосознания в русской теоретической мысли. В философии XVIII в. появились серьезные теоретические системы, сопоставимые с лучшими западными образцами. Реформы Петра I, «прорубившего окно в Европу», позволили России выйти из состояния культурной изоляции и приобщиться к общемировому цивилизационному процессу. Складывались тесные интеллектуальные связи с Западной Европой, прежде всего в сфере образования и науки. Известные европейские ученые преподавали в России, русские студенты получили возможность продолжить образование за рубежом. 1 Памятники древнерусской литературы. М., 1982. С. 16. 74 Глава 4. Развитие русской философ ии (основные этапы) Особенностями русской мысли XVIII в. можно назвать 1) отграничение предмета философии от богословских размышлений; 2) высокий интерес к естествознанию; 3) возрастающее внимание к проблемам познания в целом; 4) осмысление сущности человека. В целом философия XVIII в. развивается в общеевропейском русле, решая проблемы, поставленные Новым временем.
В наиболее полном виде основные проблемы эпохи были рассмотрены в учении М.В. Ломоносова. Михаил ВасильевичЛомоносов(\7\\-\765)рояипся на севере России, вАр-хангельской губернии, в семье богатого помора. Чувствуя с детства тягу к знаниям, он отправился с обозом из Холмогор в Москву, где был принят в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших студентов был направлен для продолжения образования в Академию наук в Петербурге, а затем в университеты немецких городов Марбурга и Фрейбурга. По возвращении в Петербург Ломоносов продолжает занятия в Академии и вскоре становится первым русским академиком. В числе образовательных проектов ученого - создание Московского университета (ныне МГУ им. М.В. Ломоносова). Работы Ломоносова, заложившего фундамент русской науки, широко переводились и пользовались признанием в Европе. Отграничивая научное знание от богословия, Ломоносов писал: Создатель дал роду человеческому две книги. Первая - видимый сей мир, им созданный. Вторая книга - Священное Писание. Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтырю можно научиться физике или химии1. Такой подход освобождал науку от опеки религии. Этому же способствовала философская позиция деизма, которую Ломоносов разделял со многими деятелями европейского Просвещения. В центре научно-философских взглядов Ломоносова - корпускулярная (атомно-молекулярная) теория строения материи. Помимо этого, он утверждал, что природа и материя находятся в состоянии постоянного движения и развития, а все вещи - в состоянии взаимосвязи. Последняя идея подводит Ломоносова к формулировке закона сохранения материи и движения: 1 Ломоносов М.В. Поли. собр. соч.: В 11 т. 1952. Т. 6. С. 235. §4.1. Рождение русской философии 75 Если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения1.
В отличие от многих ученых Ломоносов не ограничивал себя только опытом и экспериментом — его привлекали глубинные, философские основания познания. В гносеологии он был сторонником гармонии опыта и разума. На развитие отечественной философской и общественной мысли также оказали значительное воздействие произведения А.Н. Радищева. Александр Николаевич Радищев (1749-1802) родился в дворянской помещичьей семье, учился в Москве и Петербурге. В 1766 г. он был направлен на учебу в Германию, где познакомился с трудами немецких и французских просветителей. По возвращении в Россию Радищев разрабатывает широкий спектр философских, этических, политических проблем; итогом этой работы стало произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), где автор изображает рабское положение миллионов российских крестьян. После публикации книги Радищев «за злоумышление на государство» был приговорен к смертной казни, позже замененной ссылкой в Сибирь. После амнистии 1797 г. он попытался вернуться к общественно-политической деятельности, но, потерпев неудачу и преследуемый злословием, покончил с жизнью, оставив записку: «Потомки отомстят за меня...» Центральным философским произведением Радищева является трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» — своеобразное обобщение знаний и гипотез о сущности человека, известных в Европе к концу XVI11 в. Эта работа закладывает основы русской философской антропологии. В «Путешествии из Петербурга в Москву» философ говорит о свободе и равенстве как о неотъемлемой и неотчуждаемой сущности человека, продолжая на русской почве социальные традиции европейского Просвещения. Идеи М. Ломоносова и А. Радищева о познании, науке, человеке оказали значительное влияние на русскую философию последующих столетий. 1 Ломоносов М.В. ПисьмоЛ. Эйлеру от 2 июля 1748 г.//Антология мировой философской мысли: В 4 т. М., 1970. Т. 2. 76 Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы) ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 1. На раннем этапе (TX-XV1I вв.) русская философия развивается в русле христианского богословия. 2. К XVIII в. русская философия становится частью мировой мысли и разделяет основные идеи европейской мысли Нового времени. ЗАДАНИЯ 1. Перечислите основные специфические черты русской философии. Прокомментируйте их. 2. Назовите особенности предфилософии IX-XVII вв. и философии XVIII в. Сравните их и объясните причины различий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|