Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы философии




Вечные проблемы. Современные вопросы. Основной вопрос философии

Основными проблемами философии называют высшие, существенные, важнейшие вопросы человека о мире и о самом себе. В разное время сущность и способы постановки во­просов варьировались. В табл. 1.2 показаны основные про­блемные сферы, первоначально исследуемые в разные эпохи и разными философами.

Таблица 1.2. Основные проблемы философии

 

Вопрос Время постановки про­блемы Раздел философии
Что есть бытие? Античная философия (Парменид) Онтология
Что есть познание? XVII в. (Р. Декарт, Ф. Бэкон) Гносеология
Что есть человек? XVIII в. (И. Кант) Антропология
Что есть общество? XIX в. (К. Маркс, О. Конт) Социальная философия
Что есть ценность? XX в. (М. Шелер) Аксиология

Все эти вопросы — из разряда «вечных» и открытых. Каж­дый из них может быть уточнен в ряде более развернутых, но не менее существенных вопросов, например, таких:

о Что есть бытие? -» Из чего все произошло?

о Что есть познание? -» Каковы пределы знания человека?

о Что есть человек? -» В чем смысл жизни?

о Что есть общество? -> Как сделать общество справедливым?

о Что есть ценность? -4 Что имеет значение в жизни?

Конечно, философия не ограничивается «вечными пробле­мами». Уже говорилось, что в философии отражается время со всеми его особенностями и противоречиями. Поэтому фило­софия «обречена» заниматься и современностью. Приведем примерный список наиболее актуальных вопросов, рассматри-


 

 

§ 1.5. Основные проблемы философии

вавшихся на международных философских конгрессах и кон­ференциях последних лет:

О философия политики и права — международное право, демо­кратия, права человека, международный порядок, война и справедливость, терроризм, неравенство, бедность, глобали­зация;

о философия языка и литературы — язык науки, смысл, понима­ние текста, выражение истины, искусственные языки;

о прикладные этико-философские вопросы — проблемы аборта, эв­таназии, клонирования человека, генной инженерии; смерт­ной казни; прав животных, ценности природы; ответствен­ность ученого;

о философия виртуальности — интернет, виртуальные миры, компьютеризация, искусственный интеллект;

О философия феминизма - права женщин, эмоции и чувства, кри­тика логики;

о история философии — применение традиционных теорий к со­временности.

Одним из важных для понимания развития философского знания является вопрос, традиционно называемый «основным вопросом» философии. Звучит он так: «Что первично — материя или сознание?» Мир имеет как материальные проявления (ощущаемые физические объекты), так и идеальные (знания, идеи, мысли, эмоции). Что является определяющим? В зависи­мости от ответа на этот вопрос философы делятся на материа­листов и идеалистов.

Материалисты полагают, что реально существует лишь ма­терия. Она полностью независима от нашего сознания. Более того, сознание зависимо, вторично и является свойством са­мой материи. Так, сознание человека не может существовать без мозга как сложного материального органа. Вера в сущест­вование особых и независимых от материи сущностей — души, духа — ненаучный предрассудок.

Идеалисты1, напротив, считают, что единственной досто­верной реальностью можно считать лишь наше сознание, а то, что называют материальными вещами, есть лишь его проявле-

1 Не стоит путать философский идеализм с идеализмом в поведении (мечтате­льность и наивное прекраснодушие).


 

Глава 1. Метафилософия (введение в философию)

ния. Кто способен достоверно доказать, что видимые нами ве­щи являются реальностью, а не простой видимостью? Так, че­ловек считает все, что он видит во сне, реальным, однако мир сна иллюзорен и создан сознанием. Может быть, вся жизнь есть сон, иллюзия, мираж и мы просто не способны «проснуть­ся» и пробиться к настоящей реальности (как считают объек­тивные идеалисты) или же реальности и вовсе нет, а все суще­ствует только в нашем сознании (как считают субъективные идеалисты)!

Тем, кто видел фильм «Матрица» (1999, режиссеры братья Вачовски), достаточно легко понять концепцию объективного идеализма. Для пони­мания идей субъективных идеалистов рекомендуем обратить внимание на классическую пьесу П. Кальдерона с символическим названием «Жизнь есть сон» (1636).

Дуалисты придерживаются третьей точки зрения, согласно которой материя и сознание рассматриваются как две незави­симые стороны реальности. Для дуализма, собственно, не воз­никает проблем по поводу ответа на «основной вопрос филосо­фии», поскольку становится невозможен сам вопрос: в мире нет ничего вторичного. И материя и сознание — равноправные и взаимосвязанные начала. Дуализм в философии не очень по­пулярен — он уходит от борьбы, которая является движущей силой философской мысли. В этом отношении и материализм, и идеализм имеют право на существование: в их вечном споре оттачиваются аргументы, рождаются новые идеи и в конечном итоге развивается философия.

В качестве «философских» часто приводят два следующих вопроса: «Что было раньше — курица или яйцо» и «Слышен ли звук падающего в лесу де­рева, если поблизости никого нет?» Хотя оба вопроса, строго говоря, не являются философскими, для первого можно предположить, что, соглас­но теории эволюции, вначале все-таки было яйцо. Во втором вопросе не­обходимо отметить многозначность слова «звук». Это и волновые колеба­ния, и слуховые ощущения человека. Тогда звук будет существовать в пер­вом смысле и не будет — во втором. Что касается философских вопросов, то философ-идеалист, возможно, спросил бы по этому поводу: «Есть ли вообще лес, если в нем никого нет?»


§ 1.5. Основные проблемы философии 25

По мнению многих современных философов, основным явля­ется вопрос о справедливом обществе, о ценностях человека или его предназначении. Так, французский философ Альбер Камю писал:

Решать, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит от­ветить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — име­ет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или две­надцатью категориями — второстепенно'.

Для вопроса Камю тоже есть свои основания, хотя ответ ин­туитивно очевиден: «стоит» (к этому заключению приходит и сам философ). Но как прожить эту жизнь?

Таким образом, философские проблемы многообраз­ны — единственной общей их особенностью является то, что развернутые ответы на них не способна дать ни одна из наук, кроме самой философии. Выбор основной проблемы — личное дело каждого мыслящего человека. Философия предполагает, что в поисках сути каждый должен руководствоваться собст­венным умом, а книги и высказывания известных филосо­фов — лишь средства формирования собственного мнения, а не набор истин на все случаи жизни.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Философские проблемы суть важнейшие и наиболее общие вопросы человека о мире и о самом себе.

2. В зависимости от ответа на вопрос: «Что первично — материя или сознание?» в философии выделяются две основные традиции - мате­риализм и идеализм.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные проблемы философии. Какую из них вы считаете наиболее важной? Почему?

2. В чем основные отличия материализма от идеализма?


 


Название «основной вопрос философии» (данное немец­ким философом Фридрихом Энгельсом) достаточно условно.


Камю А. Миф о Сизифе//Сумерки богов. М., 1989. С. 223.


< ^ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА I ^.(РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ)

В начале нашего учебного пособия приведено определение, данное немец­ким философом Георгом Гегелем: «Философия есть эпоха, схваченная в мысли». Понять философию в этом аспекте невозможно без подробного об­ращения к ее истории. История философии, во-первых, является своеоб­разной школой мышления: рассматривая различные мнения, она учит срав­нивать и сопоставлять, усваивать и критиковать идеи различных мыслите­лей. Во-вторых, будучи отображением общих тенденций развития культуры, она создает фундаментальную базу для качественного образова­ния. В-третьих, она предлагает различные варианты ответов на важней­шие вопросы, о которых задумывается каждый мыслящий человек: о судьбе, смысле жизни, пределах познания мира, бытии и стратегии поведения. Задача трех последующих глав — показать, что при всем многообразии и практической необозримости философское наследие, взятое в целом, со- ' ставляет единство, обобщающее коллективный опыт человечества и идеи выдающихся его представителей.

Философия Древнего Китая

Основные понятия. Конфуцианство. Даосизм

Поворотной эпохой в развитии Древнего Китая стало первое тысячелетие до новой эры. На фоне накопленно­го к этому времени обществом опыта мифология, ранее пре­тендовавшая на объяснение законов мироздания, обнаружила свою ограниченность. Выход из сложившегося тупика призва­на была найти формирующаяся философия.

Переход от мифологического мировоззрения к философ­скому не был резким: китайская мысль прямо не выступала против мифа, она переписывала его в более рациональном ключе, переосмысливая его символы и превращая их в фило­софские категории. Вот некоторые из них:

о ли — ритуал, порядок, вежливость;

о жень — человечность;

о инь—ян — противоположные начала, находящиеся в единстве;

о дао — путь, судьба.


§2.1. Философия Древнего Китая 27

Значения этих категорий можно раскрыть на примере идей философских учений, наиболее важными из которых считают­ся конфуцианство и даосизм.

Основатель конфуцианства Кун Фу-цзы (в европейской тра­диции — Конфуций) считается одним из величайших мудрецов древности и, несомненно, самым известным и влиятельным китайским философом.

Кун Фу-цзы (551 -479 до н.э.) родился в знатной, но обедневшей семье, ко­гда его отцу было почти 70 лет. Через два года отец умер, оставив семью без средств к существованию. В детстве Кун Фу-цзы был вынужден зарабаты­вать на жизнь трудом сторожа и пастуха. В 15 лет живой ум и потребность в учебе подтолкнули его к самообразованию. Благодаря своим знаниям он

I

получил место чиновника в царстве Лу. Позже Кун Фу-цзы отправился в странствия по государствам Китая, тщательно изучая их законы, обычаи, ритуалы и историю. К 30 годам он стал широко известен как непревзой­денный знаток наук и ритуалов; у молодого ученого появились ученики и почитатели. Через 20 лет он был приглашен как советник к правителю царстваЛу, однако интриги вынудили его покинуть службу. Многие годы Кун Фу-цзы провел в странствиях, пока не вернулся на родину, где умер в окружении верных учеников.

Ученики Кун Фу-цзы, записав мысли, изречения и воспо­минания философа, составили книгу «Лунь-юй» («Беседы и су­ждения»), ставшую основным философским сочинением Ки­тая; в школах эту книгу заучивали наизусть, а цитаты из нее воспринимались как неопровержимые аргументы при любом споре. В этой работе изложены следующие основные идеи:

о человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточает­ся. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспи­тание;

о древность воспринимается философом как идеальная эпоха благородных людей, а настоящее кажется ему упадком. Поэто­му правильным будет воспитание в духе древних традиций;

о традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если че­ловек будет строго соблюдать все предписания, то в его поведе­нии не окажется места для конфликтов и зла. Поэтому важней­ший принцип поведения —ли;

о обращенность к прошлому связана с тем, что человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следо­вательно, благовоспитанность связана с почитанием предков;


28 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

о живым воплощением традиций являются родители и старшие люди. Послушание и уважительное отношение к их точке зре­ния опираются на принцип сыновней почтительности;

о согласно Кун Фу-цзы, важно «не делать другим, чего не жела­ешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим — жень;

о исполнение всех требований, изложенных выше, ведет челове­ка по пути совершенствования. Цель этого пути - превраще­ние человека в средоточие всех добродетелей — благородного мужа.

Кун Фу-цзы, как мы видим, не интересуется ни природой, ни сложными категориями бытия или познания. Главное для него - совершенствование человека, его стремление к нравст­венному идеалу.

Основателем даосизма («школы пути») считается Лао-цзы, старший современник Кун Фу-цзы. Ему традиционно припи­сывают авторство книги «Дао дэ цзин» («Книга о пути и силе»).

Лао-цзы, по преданию, родился в 604 г. до н.э. Данных о его жизни чрезвы­чайно мало, и они по большей части легендарны. Само имя Лао-цзы озна­чает «древний учитель». Известно, что Лао-цзы был хранителем государ­ственного архива при династии Чжоу и чрезвычайно образованным чело­веком. В знак протеста против интриг, смут и войн в государстве он покинул страну. На пограничной заставе его попросили оставить что-ли­бо стране и он передал начальнику стражи рукопись «Дао дэ цзин». Лао-цзы выбрал уединенную и спокойную жизнь на лоне природы, вдали от тревог и забот. Время его смерти неизвестно, но считается, что он про­жил намного больше ста лет.

Центральное понятие даосизма - дао, которое понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически - не как жесткая предопре­деленность, а как вечное движение и изменение.

Для даосизма судьба — переход всего в свою противополож­ность, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Графи­ческий символ инь-ян — круг, разделенный на две равные час­ти, взаимопроникающие друг в друга. Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство. Без тьмы нет света, без света нет тьмы; человек — это и мужчина, и женщина. Взаимодейст­вие двух начал рождает движение, развитие.


 

 
 
 
 
 

§2.1. Философия Древнего Китая 29

 

О
инь ян
женское мужское
отрицательное положительное
луна солнце
тьма свет
влажность сухость
левое правое
тепло огонь
и т.д. и т.д.

Судьбу человека как чередование инь и ян можно упрощен­но представить таким образом: если сегодня плохо, необходи­мо просто ждать — завтра будет хорошо. Если сегодня хорошо — завтра будет плохо. При этом, если человек попал в черную по­лосу жизни, можно утешиться тем, что во всем плохом можно найти что-то хорошее (белая точка в черной части круга), так же как, впрочем, в хорошем — плохое (черная — в белом).

«

Даосская притча гласит: мудрый не воюет ни с кем. Если у него есть враг, он не ищет его, чтобы убить. Он просто сядет на берегу реки и будет ждать, пока труп врага сам не проплывет мимо него.

Рассмотрим основные положения даосизма: все в мире развивается согласно Дао — естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян все находится в посто­янном изменении;

вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя манипулировать высшими законами при­роды (принцип у-вей);

 

Еще одна притча даосов гласит: мудрый терпеливо ждет, чтобы все шло своим путем. Некий глупец, пытаясь ускорить рост риса, стал тянуть его ростки за верхушку и вытянул их из грядки, оставшись в итоге без урожая.

цель человека — гармоничное слияние с природой, согласие с ок­ружающим миром, приносящее удовлетворение и покой; развитие общества и цивилизации ведет человека к замене ес­тественного искусственным, к дисгармонии с миром. След-стие разрыва связей с природой — хаос, бунты и войны. Необ­ходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе.


30 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

Таким образом, китайская философия всецело подчи­нена духовно-нравственной проблематике, интересуясь в пер­вую очередь поведением человека и его внутренним миром. Идеи человечности (конфуцианство) и естественности (дао­сизм), подробно разработанные в китайской философии, ста­ли весомым и важным вкладом в мировую философскую мысль. Например, конфуцианство востребовано в философии воспитания, а идеи даосизма популярны в экологической фи­лософии последних десятилетий.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Цель философии конфуцианства - формирование «благородного мужа» - образованного, воспитанного, вежливого и знающего тради­ции.

2. Цель даосизма - гармоничное слияние человека с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой.

ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные идеи Кун Фу-цзы. Выделите наиболее важные.

2. Каковы основные положения даосизма? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ваше мнение.

Философия Древней Индии

Общие понятия. Основные школы. Буддизм

В древнеиндийской цивилизации сформирова­лось несколько оригинальных и тщательно разработанных фи­лософских систем. Их фундаментом во многом являются «Ве­ды» (в переводе с санскрита - «знания») - сборники древних религиозных текстов, складывавшихся начиная с III тысячеле­тия до н.э. Философская часть «Вед» называется «Упанишады» (санскр. - «сидеть у ног учителя»). Многие понятия, важные для понимания индийской философии, формировались под влиянием «Упанишад». Приведем некоторые из них:

о сансара — учение о переселении души из тела в тело, колесо ре­инкарнаций;

о карма — закон воздаяния;

о ахимса — непричинение вреда живому.


§ 2.2. Философия Древней Индии 31

Рассмотрим эти понятия подробнее.

Во многих учениях Древней И ндии считалось, что душа чело­века является вечной и после смерти тела, согласно закону санса-ры, она переселяется в другое тело (человека, животного, бога).

Конкретное телесное воплощение регулировалось законом кармы — все поступки, хорошие или плохие, отражаются на со­стоянии кармы человека и будущее воплощение зависит от ее качества.

Тех, чье поведение праведно, дорога приведет в благословенное тело бога, жреца, воина или ремесленника. Но тех, чье поведение мерзко, ждет до­рога в смердящее тело собаки, свиньи или неприкасаемого.

Упанишады

Поскольку все живые существа имеют равноценную душу, следует соблюдать закон ахимсы — по возможности воздержи­ваться от всякого причинения вреда живым существам.

Общим для большинства древнеиндийских философских школ было также представление о том, что земная жизнь на­полнена страданием. Поскольку существует сансара, страда­ния будут продолжаться вечно, если не будет найден путь из­бавления от них. Соответственно поиск такого пути был ко­нечной целью каждой философской теории.

Древнеиндийские философские школы обычно подразде­ляют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам». Школы веданта, йога, вайшешика, признающие авторитет «Вед», называют ортодоксальными. Оригинальные учения ло-каята, джайнизм, буддизм, отступающие от традиций «Вед», считаются соответственно неортодоксальными.

Каждая школа предлагает свой путь избавления от страда­ний.

Ортодоксальные школы опираются на традиции «Вед»: о веданта предлагает тщательно изучать их тексты, поскольку в «Ведах» уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непони­мания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать темные места; о йога добавляет к этому систему физических и духовных упраж­нений, целью которых является освобождение от мира, отре­шение от боли и страданий;


32 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

о вайшешика считает: для того чтобы избежать страданий, следу­ет принять действительность такой, какая она есть. Эта школа наиболее интеллектуальна - в ней разработаны общие катего­рии познания и бытия, правила логики, учение об атомах.

Неортодоксальные школы предлагают более нетрадицион­ные способы освобождения от страдания:

о локаята отрицает законы кармы, сансары, существование жизни после смерти. Со страданием может справиться только удовольствие. Смерть бесповоротна, а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться;

о джайнизм, напротив, говорит, что тело - темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело - к греху. Путь из­бавления от тирании тела — аскетизм и ахимса;

о буддизм - наиболее развитое в философском отношении уче­ние Древней Индии - видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны (нирвана (в переводе с санскрита «угасание») - блаженное небытие, идеальное состоя­ние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страда­ний).

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, на­званный Буддой (т.е. достигшим просветления).

Сиддхартха Гаутама (ок. 623-544 до н.э.), согласно легенде, был сыном правителя небольшой области в северо-восточной Индии. Он воспиты­вался в роскоши, ничего не зная о страданиях. Но однажды, выйдя за пре­делы дворца, он поочередно увидел старика, больного и похоронную про­цессию. Осознав всю глубину страданий человека, Гаутама решил посвя­тить жизнь поиску истины. Он покинул дворец и 6 лет жил отшельником, пока не достиг просветления (стал Буддой). Всю оставшуюся жизнь он провел, проповедуя свое учение, которое с каждым годом становилось все более популярным.

Будда полагал, что к избавлению от страданий - нирване -ведет «восьмеричный путь». У этого пути несколько этапов:

о праведное знание есть знание «четырех истин»: 1) жизнь-стра­дание; 2) причина страданий - наши желания; 3) прекращение страданий есть подавление желаний; 4) страдания уменьшают­ся, если следовать «восьмеричному пути»;

о праведное отношение есть понимание того, что нужно отре­шиться от мира и следовать путем Будды;


§ 2.2. Философия Древней Индии 33

о праведная речь есть отрешение отложных мнений и неточных слов;

о праведное поведение есть подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкого­ля и наркотиков»;

о праведное занятие — это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;

о праведное усилие есть борьба с соблазнами;

О праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;

о праведное сосредоточение есть духовное самопогружение.

Считалось, что человек, точно исполняющий все предпи­сания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для жизни и сопутству­ющих ей страданий.

Из знакомства с «восьмеричным путем», который пред­ставляет собой серию конкретных шагов к спасению, ясно, что буддизм есть прежде всего практическая философия, отда­ющая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждени­ям и теориям. Главное — указать путь для спасения человека и избавления его от нескончаемых страданий, а размышления о причинах и основаниях бытия второстепенны.

Будда рассказывал притчу: представьте, что ваш друг ранен отравленной стрелой, а лекарь заявляет вам: «Я не начну лечить больного, пока не уз­наю, кто выпустил стрелу: крестьянин или горожанин, высокий человек или малорослый». Будда заключает, что больной при таком подходе умрет раньше, чем лекарь узнает точные ответы.

Таким образом, в древнеиндийской философии пред­ставлено поразительное многообразие различных систем и оригинальных идей, обращение к которым привело к значи­тельному обогащению мировой философской мысли. Евро­пейская философия в последние столетия все чаще обращается к идеям вселенского страдания и ненасилия, духовного само­погружения и самосовершенствования, каждый раз раскрывая новые грани их рассмотрения.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Основой древнеиндийской философии являются древние священ­ные тексты-«Веды». В трактовке «Вед» жизнь есть череда реинкарна-


3 - 1 760


34 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)

ций, наполненных страданием. Цель большинства философских школ — поиск пути избавления от страданий.

2. Ведущей школой индийской философии является буддизм, предла­гающий практические предписания для достижения нирваны — бла­женного состояния отрешенности от жизненных страданий.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные философские школы Древней Индии. Дай­те краткую характеристику каждой из них.

2. Укажите основные положения философии буддизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...