Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ педагогического исследования по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста




Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

В отечественной психологии авторы давали развернутые понятия способностей.

А.Г. Ковалев считает, что под способностью нужно понимать синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности, а потому обеспечивающих достижение высокого уровня.

В трудах С.Л. Рубинштейна мы находим следующие определения способностей: это свойства или качества человека, делающие его пригодным к усиленному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития. Б.М. Теплов в свою очередь дал такое определение способностям – индивидуально-психические особенности определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

В книге «Психология случайности» А.Г. Ковалева мы сталкиваемся с понятием «склонности». Склонность – это первый и наиболее ранний признак или симптом зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготения ребенка к определенной деятельности. Очевидно, что склонность сигнализирует о наличии определенных предпосылок к развитию способностей.

Природные предпосылки способностей состоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятие соответствующей деятельностью. А.Г. Ковалев выделяет истинную и ложную склонности. При наличии, в первой, наблюдается тяготение к определенной деятельности, достижение в этой деятельности высоких результатов.

Всю совокупность существующих способностей можно разделить на две группы: природные и специфические человеческие.

Природные способности являются общими у человека и животного (обезьянами). Это восприятие, память, мышление и способность к элементарным коммуникациям. Эти способности связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы поучения.

Специфические способности обеспечивают жизнь и развитие человека в социальном обществе. Общие и специфические основы на пользовании речью и логикой, теоретические, практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Среди специфических человеческих способностей различают общие и специальные способности.

К общим способностям относят высокий уровень сенсорной организации, умение видеть проблемы, строить гипотезы, решать задачи, критически оценивать результаты, упорство, эмоциональность, трудолюбие и другие. К специальным – те, которые необходимы для деятельности только в отдельных областях, например: художественный вкус и музыкальный слух и т.п. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект и креативность (общую способность к творчеству).

Креативность – это творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Очевидно, что рассматриваемое понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Одним словом, способности – используемые свойства личности, развивающиеся (и проявляющиеся в виде склонностей) в деятельности на основе анатомо-физиологических особенностей индивидуума (задатков).

В работе «Развитие и диагностика способностей» психологи, в частности В.Н. Дружинин, выделяет следующую структуру способностей:

1) общечеловеческие способности – в основном трудоспособности;

2) общие способности «родовые» разноуровневые возможности нормального человека;

3) специальные способности, - способности требуемые деятельностью.

Заключение

"Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" - утверждает ученый-дидакт А.Л. Несмеянов.

Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Технологию ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

Исходным положением концепции ТРИЗ является принцип природосообразности. Обучая ребёнка, педагог должен идти от природы.

Учиться должно, быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Анализ учебно-методической литературы позволил выделить несколько этапов работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. В работе раскрыты основные методы технологии ТРИЗ, рассмотрены возможности их применения в дошкольном возрасте: мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфологического анализа, метод Робинзона, системный оператор и др. Также разработана программа кружка «Познавайка».

В итоге были сделаны следующие выводы:

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,

ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

 

Список использованной литературы

1. Алабужева С.В. Работа над развитием творческих способностей детей дошкольного возраста // История, опыт, проблемы общего и педагогического образования. - Глазов: Изд-во ГПГИ, 2005. - 198 с.

2. Андриянова Т.Н., Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать: Сборник игровых заданий по формированию системы мышления дошкольников. - Ульяновск, 2001. - 52с.

3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1995. - 127с.

4. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. СПб.: Детство-Пресс, 2009

5. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003

6. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 106 с.

7. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание, 1994. - 192 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Владос, 2006. - 367 с.

9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003. - 136 с.

10. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 1981. - №9. - С.28-34.

11. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 112с.

12. Жмырева М.А., Сидорчук Т.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4-7 лет работе с противоречием. - Ульяновск: Симбирская книга, 2001. - 64 с.

13. Журавлева Н.М. Методика обучения разгадыванию и составлению загадок по сказкам. - Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2003. - 21 с.

14. Искорка творчества: Сборник методических материалов ДОУ №141 / [под ред. Т. А. Сидорчук]. - Ульяновск, 2001. - 80 с.

15. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1992. - 211 с.

16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

17. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.- М.: Просвещение, 2004. - 398с.

18. Корзун А.В., Тятюшкина Н.Н. Развивающие игры на основе линейной задачи «ДА - НЕТ». - Ульяновск: Волга - ТРИЗ, 2002. - 38с.

19. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010

20. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003

21. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008

22. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). - СПб.: ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1995. - 39 с.

23. Носенко Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 96 с.

24. Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду.- М.: Школьная пресса, 2003. - 128с.

25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1989. - 468с.

26. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. - Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000. - 44 с.

27. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи до-школьников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Ульяновск: Волга-ТРИЗ, 2004. - 52с.

28. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006

29. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007

30. Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.

31. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - М.: ВЛАДОС, 2006. - 366 с.

32. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.

33. Фролов И.Т Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

34. Ширяева В.А. Свернуть разворачивая. - Минск: Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий, 2003. - 56 с.

 

 

Приложение 1

Программа кружка

по развитию у детей творческих

способностей через технологию ТРИЗ

 

ПОЗНАВАЙКА

 

 

Пояснительная записка

 

Что более всего препятствует нестандартному мышлению, принятию нешаблонных решений? Психологическая инерция, которая присутствует почти у всех и которую взрослые с «успехом» прививают детям уже с малых лет. Она является барьером создания чего-либо нового, будь то решение простой для взрослого (но трудной для ребёнка) жизненной задачи. Существуют разные психологические барьеры: боязнь показаться глупым - бояться критики; страх перед авторитетом; неумение воспринимать объект в непривычной функции иначе творческая слепота. Чтобы устранить эти барьеры нужно стимулировать творческую активность ребёнка. От чего она зависит? В большей мере это зависит от методов обучения, которые направляют умственное развитие ребёнка. Таким методом является проблемный метод. Суть его в том, что ребёнок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного открытия новых для него явлений и закономерностей. В таком случае ребёнок становится, в какой - то мере творцом и своего знания и умственного открытия. Предлагаемый в программе комплект приемов, направлен на развитие творческого воображения дошкольников через технологию ТРИЗ, он поможет стимулировать познавательные интересы детей. Все задания на развитие воображения допускают самые различные варианты решений. Поэтому при проведении таких упражнений, игр важно положительно оценивать все ответы, которые хоть в какой-нибудь степени соответствуют о самостоятельности ребёнка. Материал усложняется от возраста к возрасту и требования к качеству ответов следует повышать очень медленно, постепенно, чтобы не снижать активность и непосредственность в высказываниях детей. Предлагая детям задания, воспитатель должен, с одной стороны широко варьировать материал и приёмы его использования, а с другой стороны, оставаться в рамках доступности заданий для детей данного возраста.

Большое значение имеет систематичность проведения игр, упражнений и занятий – всё это способствует преодолению инерции мышления. Является гимнастикой для ума. Вопросы, задаваемые детям должны быть поисковые, побуждающие детей обосновывать свои ответы, суждения, активизировать мыслительную деятельность ребёнка.

Обязательное условие - активное участие родителей:

• в реализации творческих проектов;

• в проведение экскурсий, прогулок;

• в организации конкурсов, выставок, праздников, развлечений;

• в проведение туристических походов, кроссах, спортивных праздниках

• поддержание инициативы детей к творчеству в детском саду и дома.

Цель программы: Формирование у детей поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению

Задачи:

1. воспитывать интерес ребенка к собственным открытиям;

2. развивать творческое воображение, любознательность, фантазию дошкольников в процессе разнообразной деятельности;

3. Развивать у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

4.Вовлекать родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс по развитию творческого воображения.

Ожидаемые результаты:

1. Дети не будут бояться ошибиться при высказывании своих мыслей.

2. Научатся нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций.

3.Подымется на более высокий уровень фантазия, воображение, мышление.

4. Дети научатся выслушивать сверстников, принимать их мнение, анализировать и высказывать своё.

5. обогатится словарный запас, сформируется правильная речь.

6. Дошкольники смогут проявить свою индивидуальность.

7. Научатся радоваться успехам других.

 

Сокращения:

РТВ – развитие творческого воображения; МА – морфологический анализ;

МШ – мозговой штурм; МК – метод каталога;

СО – системный оператор; МФО – метод фокальных объектов;

ММЧ – метод маленьких человечков

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...