В проведение занятий по Технологии ТРИЗ имеется немало специфических моментов, отличающихся от проведения обычных учебных занятий. Здесь недостаточно овладеть теорией, необходимы ещё и длительные целеустремлённые упражнения, чтобы постепенно сформировать, воспитать стиль творческого мышления, выработать «Поисковое мышление». Опыт проведения занятий по ТРИЗ показывает, что успех занятия определяется не только их содержанием, но и формой. Для воспитания у детей уверенности в своих творческих возможностях, нужно продумывать стиль проведения занятий, взаимодействие с детьми, с группой.
1. Стиль проведения занятий по РТВ – свободная беседа с детьми, вовлечение всех, даже самых пассивных в рассуждения, в работу.
2. Обеспечение на занятии непринуждённости, возможности спокойно высказаться, шутить, смеяться.
3. Задания, проблемные ситуации и формы их подачи должны быть интересными, требующими мыслительной, поисковой, творческой работы.
4. Использовать больше комплексных занятий, в которых воспитательные и обучающие задачи реализуются средствами разных видов деятельности.
5. Со стороны воспитателя необходимо: безоговорочное уважение к любому ответу ребёнка; внимательное отношение к детским вопросам; быть равноправным партнёром «первооткрывателем» выступать как в роли ведущего, так и ведомого.
6. На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть:
• интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно; лично полезно сейчас и потом; весело, эмоционально; должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности ребенка и к его самостоятельности.
• Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости. Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.
• “Мы все здесь умные!” Это подхлестывает познавательный интерес.
Старшая группа
кварт.
месяц
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Элементы и методы ТРИЗ
Продуктивная деятельность
сентябрь
«Полиномы фантазии»
Математика «Путешествие на паровозике»
П.с.: развивать умение считать в пределах десяти. Учить ориентироваться в пространстве. Развивать нестандартное мышление, изобретательность.
Решение изобретательских задач
Изготовление атрибутов для математических игр
октябрь
«Да - нет»,
«Что в круге»
Ознакомление с окружающим «Из чего состоит человек»
П.с.: сформировать у детей представление о человеке. Учить производить мысленные действия аналитико – синтетического характера. Развивать фантазию изменяя надсистему. Воспитывать стремление заботится о своем здоровье.
РТВ, решение изобретательских задач
Зарисовка детьми знаков напоминающих правила сохранения здоровья человека.
ноябрь
«Оживление предметов», «Угадай по запаху»,
«Чем пахнет красный цвет»
Ознакомление с окружающим «Путешествие в город Запахов».
П.с.: уточнить первоначальное представление детей об органе обоняния, о видах и назначении запахов. Подвести детей к умению решать изобретательские задачи. Учить рассказывать о воображаемых запахах.
СО,
типовые приемы фантазирования, противоречия.
«Рисуем любимые запахи» - рисование различными средствами ИЗО
декабрь
«Что в круге»,
«Угадай кто я?»
Развитие речи «У пингвиненка Пинги день рождения»
П.с.: учить детей выделять основные свойства соли и сахара, развивать связную речь, различные мыслительные операции через умения решать творческие задачи.
СО,
Решение творческих задач
Коллективное сочинение стихотворения – поздравления для пингвиненка.
январь
«Перевертыши», «Пинг-понг»
Ознакомление с окружающим «К смешарикам на воздушном шарике»
П.с.: обобщить и систематизировать знание детей о транспорте. Дать понятие о видах транспорта. Развивать нестандартное мышление, фантазию, творческое воображение. Учить находить выход из проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации, противоречие, РТВ
Аппликация из бумаги «Смешарики»
февраль
«Салат из сказок»,
«Хорошо - плохо»
Ознакомление с окружающим «Сезонность одежды, одежда будущего»
П.с.: познакомить детей с разными тканями, их свойствами. Развивать фантазию, изменяя под систему. Учить самостоятельно создавать новую одежду – одежду будущего.
Моделирование одежды для кукол, «Праздничные платья».
март
«День - ночь»,
«Наоборот»
Экология «Почему день сменяет ночь»
П.с.: дать детям понятие о том, что, Земля имеет форму шара. Показать роль Солнца в суточном режиме. Учить устанавливать временные связи. Развивать желание отстаивать свою точку зрения.
Сравнения, МШ, решение изобретательских задач.
Коллаж «Планеты солнечной системы», используя разную технику рисования и аппликацию.
апрель
«Перевертыши», «Хорошо - плохо»
Ознакомление с окружающим «Путешествие в подводное царство»
П.с.: расширить знания детей об экосистеме «Моря». Учить видеть противоречивость окружающего мира. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать желание сохранять чистоту окружающей среды.
Решение противоречий, ММЧ, экспериментирование
Изготовление панно «Морское дно» из разного материала и ИЗО средств.
май
«Конструирование загадки»
Развитие речи «Распустился ландыш в мае»
П.с.:
Уточнить представление детей о строении растений. Закрепить знания названия цветов и их значение. Активизировать словарь детей при решении творческих задач. Развивать способность приспосабливать признаки одного объекта к другому. Воспитывать желание беречь красоту, созданную природой и человеком.
Эмпатия, МФО, проблемные ситуации
Изготовление цветов из пряжи и ткани «Придумай новый цветок»
Подготовительная группа
кварт.
месяц
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Элементы и методы ТРИЗ
Продуктивная деятельность
сентябрь
«Наоборот»,
«Маятник»
Обучение грамоте «Волшебный лес»
П.с.: закрепить и обобщить знания детей о том, что наша речь состоит из предложений. Учить составлять предложения и схематично зарисовывать их. Закрепить знания о гласных и согласных звуках. Развивать творческое воображение.
Метод проб и ошибок, сочинение сказок
Создание сказочного волшебного леса различными средствами ИЗО деятельности.
октябрь
«Сказка на изнанку»
Математика «Путешествие в королевство Математики»
П.с.: закрепить представление детей о геометрических фигурах, днях недели. Упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать аналитические способности при решении арифметических задач. Воспитывать любознательность, творческое воображение
РТВ, противоречие, метод фантазирования.
Изготовление из бумаги и картона пособий для занятий
ноябрь
«Хорошо - плохо», «Машина времени»
Ознакомление с окружающим «Полет на ковре самолете»
П.с.: упражнять детей в умении выделять существенные признаки видовых понятий (транспорт). Побуждать к выдвижению гипотез. Формировать системное мышление и фантазирование.
МК, проблемные ситуации, Эмпатия
Рисование необычного сказочного транспорта
декабрь
«Треугольники»
Развитие речи «Поле чудес»
П.с.: на основе полученных данных учить детей находить ответ на поставленный вопрос. Развивать логическое мышление, смекалку, творческое воображение. Воспитывать выдержку.
Метод фантазирования, придумывание рифмы.
Изготовление атрибутов и пособий для сюжетно-ролевых игр
январь
«Что было потом»
Ознакомление с окружающим + аппликация «В гости к снежной королеве»
П.с.: расширять и обобщать знания детей о зиме, зимних месяцах. Учить, используя МФО анализировать два предмета, создавать новый. Развивать воображение, творчество.
МФО, ММЧ
Изготовление из снега различных построек на участке детского сада.
февраль
«Маятник»
Развитие речи «Наши младшие друзья»
П.с.: уточнить представление детей о классификации животных. Развивать связную речь. Приобщать дошкольников к умению мыслить системно, творчески. Развивать воображение.
РТВ, СО, МШ
Выставка поделок из природного материала «Наши любимые животные»
март
«Творческая ошибка», «Наоборот»
Ознакомление с окружающим и развитие речи «Путешествие по телевизионным передачам»
П.с.: закрепить и обобщить знания детей о телевидение. Развивать детское воображение, творческое мышление через использование элементов ТРИЗ. Продолжать развивать умение логически выражать свои мысли. Воспитывать взаимопомощь.
МФО, Эмпатия, метод проб и ошибок
Создание газеты «Юные журналисты». Презентация телепередачи «Счастливая семья»
апрель
«Маленькие человечки» «Пинг-понг»
Ознакомление с окружающим «Космическое путешествие»
П.с.: закрепить знание детей о космосе, космическом пространстве. Развивать эвристические рассуждения, умение аргументировать свои ответы. Воспитывать познавательный интерес, уважение к трудной и опасной профессии.
Сочинение загадок, МШ
Рисование «Лунный пейзаж»
май
«Фантастические гипотезы», «Сказка в заданном ключе»
Развитие речи + аппликация «Цветочный город»
П.с.: вызвать у детей желание сочинять сказку. Закрепить названия весенних цветов. Уточнить представление об особенностях строения здания. Развивать умение рассуждать, представлять себя на месте другого предмета.
Метод Эмпатия, метод взаимного общения двух классов, СО