Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика и проблематика А.С. Пушкина




Повести Белкина

«Повести Белкина» были задуманы А. С. Пушкиным как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин использует расхожие сюжетные штампы и как бы «переворачивает» их. Так, например, в «Станционном смотрителе» сюжет нарочито банален — вся история согласно канонам романтической литературы должна окончиться трагически. Однако по воле автора в конце повествования мы видим главную героиню счастливой, у нее любящий муж и дети. Для «Барышни-крестьянки» взят другой иной расхожий сюжет — вражда двух семейств, и завершается рассказ также самым неромантическим образом.
«Повести Белкина» включают пять повестей — «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Подробнее мне хотелось бы остановиться на «Выстреле».
Нужно сказать, что повесть также не лишена налета романтизма. Герой «Выстрела», от лица которого и ведется повествование, — молодой армейский офицер, который еще ничего не видел в своей жизни, «кроме... мундиров». Ему и его сотоварищам, противостоит Сильвио, который своим крутым нравом, угрюмостью и налетом таинственности произвел «сильное влияние» на молодые умы. Сильвио казался фигурой загадочной, с неясной судьбой, потому его облик и был романтизирован сослуживцами. Рассказчик так и говорит: «Имея от природы романтическое воображение, я всех сильнее был привязан к человеку, коего жизнь была загадкою и который казался мне героем таинственной какой-то повести».
Вдруг совершенно неожиданно для всех Сильвио совершает поступок, который не подобает совершать герою. Если быть более точным, Сильвио не совершает того, что от него ожидали окружающие: он не вызывает на дуэль оскорбившего его офицера, а удовлетворяется «очень легким объяснением». Молодежь расценила его поступок как поступок человека недостаточно смелого, но понемногу все забылось, и Сильвио вновь занял прежнее положение. Однако сам повествователь так и не смог забыть о поступке Сильвио. Для него не существует полутонов: человек либо герой, либо трус. Прежние доверительные отношения не могли быть восстановлены до тех пор, пока в глазах рассказчика Сильвио был трусом. Но скоро все разрешилось — перед отъездом Сильвио объясняется с молодым человеком и тот узнает, что Сильвио не может рисковать своей жизнью до тех пор, пока не смыта кровью нанесенная ему шесть лет назад обида. После всего услышанного молодой человек не только восстановил прежнее отношение к Сильвио, но еще больше был поражен и восхищен его личностью.
Спустя некоторое время судьба сводит рассказчика с одним человеком, который, как выяснилось, и являлся тем самым оскорбителем Сильвио. Граф рассказал повествователю о том, как Сильвио посчитался с ним — кровавой драмы не произошло — Сильвио удовлетворился тем, что увидел страх и смятение своего врага. Он покинул графа со словами: «Будешь меня помнить».
А. С. Пушкин в повести «Выстрел» преследует общую для «Повестей Белкина» цель — перевернуть романтические воззрения на мир. Для этого автор явно романтический сюжет заканчивает прозаическим финалом — загадочная и якобы благородная личность (Сильвио) оказывается обычным человеком, к тому же и не самым порядочным. Сильвио упивается страхом и унижением своего противника и от этого чувствует себя вполне удовлетворенным.
В «Выстреле» Пушкин романтическому взгляду на действительность противопоставляет реальную жизнь и здравый смысл. Романтические воззрения героев (в данном случае воззрения рассказчика) автор высмеивает. В повести ситуация нагнетается до самого финала, в конце же повествования никаких ожидаемых кровавых драм не происходит. Прозаический финал просто поднимает на смех всю ситуацию.

Дубровский

Такого плана произведения, как повесть «Дубровский» А.С.Пушкина в рекламе не нуждаются. Большинство людей читают подобные рецензии с целью выхватить ключевые моменты сюжета при подготовке к экзаменам. Мнение обывателя здесь не интересно. Поэтому я постараюсь упустить свои впечатления и приложу максимум усилий, чтобы походить на сухую и скупую на эмоции энциклопедию.

Итак, произведение «Дубровский» с точки зрения объема является повестью. Однако многоплановость произведения вполне может позволить ему претендовать на звание романа. В произведении много сцен с описанием реалистичной картины жизнедеятельности различных слоев населения России 19 века. Сюжет занимателен, историчность и социальная проблематика присутствуют. Чем не роман?

 

Одной из тем в «Дубровском» является тема так называемого «барства дикого», ярким представителем которого является прежде всего помещик Кирила Петрович Троекуров. Самодурство, жестокость, отсутствие человеческих ценностей… Все это доказывают изображенные Пушкиным сцены в романе: контраст содержания собак и крестьян или дворовых, выталкивание в комнату с медведем Дефоржа ради забавы, судебные разбирательства с лучшим другом на основе незаконных и несправедливых показаний Спицына, безжалостное отношение к дочери, не желающей выходить замуж за старика. Всем этим Пушкин показывает быт и нравы провинциального дворянства. Образ и быт Троекурова типичен для представителей этого класса того времени. В аристократе-англомане Верейском Пушкин показывает своим читателям деспотизм и безжалостность дворян. Это доказывается отношением Верейского к Маше. В противовес представителям барства дикого, порочащим понятие дворянства, Пушкин изображает старинное дворянство в идеализированных образах Дубровских. Для них такие слова, как честь, достоинство, мораль, любовь и забота — не пустые звуки.

В «Дубровском» Пушкин поднимает еще одну актуальную и горячую тему — тему продажности чиновников. Для России вечная тема. Сюда можно отнести сцену несправедливого суда с ложными показаниями свидетеля под присягой Спицына и купленного заседателя Шабашкина. Не лишним будет добавить, что в основу описанного Пушкным сюжета с нечестным судом легли реальные события поручика Ивана Муратова. Паразитический образ чиновников можно дополнить описанной сценой их пьянства в доме Дубровских.

Тема народного восстания выдержана Пушкиным в романтических традициях. Ассоциации с Робином Гудом яркие. Из реалистических картин можно отметить образ кузнеца Архипа. В остальном сплошная романтика. Благородство Владимира Дубровского, влюбленного в дочь своего врага, мщение за поруганную честь отца, грабеж только нечистых на руку помещиков и чиновников (Сцена с помещицей Анной Савишной, у которой Дубровский денег не взял) — все это черты романтизма. Кроме того Пушкин не описывает ни быт, ни друзей Дубровского. Предводитель шайки разбойников честолюбив, беспечен, смел, защищает униженных и несправедливо обиженных. Крестьяне ему подчинялись из-за чувства преданности и уважения. Разумеется, что этот образ не типичен и не имеет ничего общего с реальной картиной действительности. Некий идеал.

В романе «Дубровский» А.С.Пушкин удивительным образом сумел воссоединить идейность, реализм и авантюру.

«Пиковая дама»

Пиковая дама" - философская повесть по своей проблематике.

Действие этой повести развертывается в современное Пушкину время и отражает широкий круг размышлений автора над русской жизнью начала 19 столетия.
В "Пиковой даме" Пушкин обратился к широкому кругу философских проблем:
человек, свобода, свобода нравственного выбора, судьба, случайное и закономерное,
игра, "злодейство" - лишь некоторые из философских вопросов, осмысляемых автором
в этой глубокой по содержанию повести.
Название позволяет уподобить художественный мир повести карточной игре, где карты- персонажи произведения и где есть игроки - силы, способные распоряжаться картами-персонажами по своей воле.
Герой вступает в поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели.
Пиковая дама становится не только картой в игре Германна с судьбой, но местью судьбы за попрание Человека, нравственного закона, т. е. герой сам оказывается
картой в более крупной игре, и его "карта бита".

Противопоставляя Лизавету Ивановну и Германна, их судьбы, Пушкин утверждает неразделимость нравственности и судьбы человеческой личности.

 

Капитанская дочка

Историческая повесть “Капитанская дочка” занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Она рассказывает о крестьянском восстании, предводителем которого был беглый казак Емельян Пугачев, выдававший себя за чудом спасшегося Петра Третьего. События, описанные в произведении, охватывают около двух лет: с начала зимы 1772-1773 годов по январь 1775 года. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости был свидетелем и непосредственным участником описываемых событий.
Основная проблема повести - проблема чести и долга, о чем говорит и эпиграф к произведению - русская народная пословица: “Береги честь смолоду”. Все герои по-разному проявляют эти качества. Так, Петр Гринев, несмотря ни на что, не нарушает присяги, данной императрице, защищает и покровительствует Марье Ивановне Мироновой, впоследствии ставшей его женой. Швабрин, наоборот, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, не разделяя взгляды предводителя восстания и не желая вникать в проблемы народа, в причины, побудившие его идти на крайние меры - восстание. Он ненавидит и презирает народ. Крепостной слуга Савельич полностью предан своему молодому барину и помнит наказ старика Гринева следить за сыном, не спуская глаз. Капитан Миронов, отец Марьи Ивановны, комендант Белогорской крепости, до последнего сражается с Пугачевым и честно выполняет свой долг.
Один из главных действующих лиц и автор “семейственных записок”, Петр Андреевич Гринев, не получает в детстве хорошего образования, живет “недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками”. Однако в повести он предстает перед нами как честный и благородный человек. К передовым и лучшим людям Гринев относится именно по своим моральным качествам, а не по образованности. Он, несмотря на все трудности и ошибки, выполняет завет своего отца: бережет честь смолоду. Хотя Петр Гринев не раз оказывается в руках Пугачева и принимает его милость, даже находит помощь и покровительство у беглого казака, он ни разу не нарушает военной присяги, даже в тех случаях, когда это может угрожать его жизни, герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят. Он остается на службе даже тогда, когда освобождает Марью Ивановну из плена и может ехать домой, чтобы увидеть родителей. И если Гринев-отец говорит о чести, в первую очередь, как о чести дворянина и офицера, то Гринев-сын умеет расширить понятие чести до его общечеловеческого и гражданского значения.
Полным противопоставлением Гриневу в произведении является Швабрин, молодой, светски блестящий, но поверхностно образованный офицер, сосланный в Белогорскую крепость за “смертоубийство”, где он не видит, кроме Гринева, ни одного “человеческого лица”. В крепости его никто не любит. Маша Миронова, за которую он сватается, отказывает ему. Он пытается отомстить ей, рассказывая Гриневу (который, как он считает, является единственным, кто способен ему поверить) небылицы про девушку. Как только в его судьбе появляется Пугачев, он, не теряя ни минуты, переходит на сторону бунтовщиков, хотя цели восстания ему чужды. Он глубоко презирает народ, боится и ненавидит Пугачева. Перейдя на сторону восставших, он пытается что-нибудь изменить в своей судьбе. Швабрин до последнего остается верен себе, заставляя Марью Ивановну выйти за него замуж. Когда же его разоблачают, он делает все, чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, а впоследствии, “раскаявшись” перед государством, предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.
Где бы ни появлялся Петр Гринев, за ним всегда следует его дядька Савельич, крепостной Гриневых, приставленный следить за “барским дитятей”. Для него ухаживать и везде следовать за молодым барином — долг и обязанность. Он, что бы ни случилось, везде сопровождает своего барина, оберегая его от всяких напастей. Узнав о том, что Гринев проиграл Зурину сто рублей, он искренне переживает и волнуется о том, что старик Гринев может осудить его за невнимательное отношение к сыну. Он считает своей обязанностью следить за барским добром. Савельич сердится на Петра Андреевича за то, что тот отдает заячий тулуп бродяге-вожатому, при этом даже не посчитавшись с мнением своего дядьки. Что бы он ни делал, постоянно чувствуется его искренняя преданность своему барину.
Капитан Иван Кузьмич Миронов, отец Марьи Ивановны, погибает от рук Пугачева, при этом также проявляет высокое понимание чести и долга. Он до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!” Так же поступает и Иван Игнатьич, повторяя слова коменданта крепости, чего не скажешь об уряднике Максимыче, который переходит на сторону Пугачева.
Итак, проблема чести и долга является центральной в исторической повести “Капитанская дочка”. Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...