Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции, процедуры и операции при разработке управленческих решений




В процессе разработки и реализации УР выделяют три ключевых субъекта: заказчик, разработчик и исполнитель решения. Каждую фигуру могут представлять несколько человек, групп или организаций, в том числе посреднические организации (рис.1.7).

Заказчики решения могут быть и разработчиками, и исполнителями в одном лице. Разработчики решения могут быть и его исполнителями. В любом случае в процессе разработки и реализации УР им необходимо придерживаться определенного набора функций, процедур и операций.

Заказчик решения
Разработчик решения
Исполнитель решения

 


Реализация Разработка

 

 


Рис. 1.7 Типовая схема разработки и реализации решения

 

Конкретные функции
Общие функции
Процедуры
Операции
Согласно общей методологий управленческой деятельности в теории управления разработка и реализация УР включает иерар­хию функций, процедур и операций, показанную на рис. 1.8.

 

Рис. 1.8. Иерархия функций, процедур и операций при разработке УР

Каждая конкретная функция (КФ) РУР должна включать весь набор общих функций (ОФ), а каждая общая функция должна включать весь набор процедур (Пр), и, наконец, каждая процедура дол­жна включать необходимый набор операций (Оп).

В общем виде функция - это совокупность действий, относи­тельно однородных по некоторому признаку, направленных на до­стижение заданной цели и подчиненной общей цели управления.

К конкретным функциям РУР относятся разработка и реализа­ция УР в следующих областях:

· коммуникаций с внешней средой;

· стратегического планирования;

· управления персоналом;

· управленческого консультирования;

· управления производственной и обслуживающей деятельностью;

· управления управленческой деятельностью;

· формирования системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм).

В зависимости от трудоемкости и сложности конкретные функции РУР могут быть разделены на более мелкие. Каждая из них имеет свои особенности в разработке и реализации.

К общим функциям РУР относятся (рис. 1.9.)

· прогнозирование различных методов разработки, реализации и возможных последствий каждого УР;

· планирование состава и содержания выбранных методов разработки и реализации будущего УР;

· организация (техническая, финансовая и др.) разработку и выполнения УР;

· стимулирование объектов, выполняющих действия по раз- работке и выполнению УР;

· координация, т.е. изменение принятого ранее порядка выполнения действий в связи с возникшими и не предусмотренным ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими его выполнению;

· контроль выполнения действий;

· информирование инициатора разработки УР о ходе выполнения задания.

Прогнозирование
Планирование
Организация
Стимулирование
Координация
Контроль
Информирование
РЕШЕНИЕ

 

 


Рис. 1.9. Общие функции разработки управленческих решений

 

Каждая общая функция может включать два этапа и семь процедур. Этапы состоят из подготовки УР и их реализаций (табл. 1.4). Полный набор процедур включает: информационную подготовку, разработку вариантов УР, согласование вариантов с необходимыми специалистами, выбор одного УР, утверждение УР организацию выполнения, контроль.

В зависимости от преобладания составляющей, решения могут иметь следующие наименования: решение-прогноз, организационное решение, координационное решение и т.д.

 

 

Таблица 1.4

Подготовка и реализация управленческих решений

Подготовка управленческих решений Реализация управленческих решений
Информационная подготовка необходимых данных Информирование заинтересованных лиц о начале реализации УР
Разработка вариантов Согласование с исполнителями и заказчиком процесса реализации УР
   
  Окончание таблицы 1.4.
Согласование вариантов УР со всеми разработчиками и необходимыми специалистами Утверждение заказчиком порядка реализации УР
Выбор одного решения Организация выполнения УР
Утверждение выбранного управленческого решения с вышестоящим руководителем Контроль промежуточных и окончательных результатов реализации УР

 

Варианты схем взаимодействия функций, процедур и опе­раций при разработке или реализации крупных УР представлены на рис. 1.10.

 

КФ
Набор новых конкретных функций, составляющих КФ
ОФ
Оп
Пр
Оп
Пр
ОФ


А)

 

 

КФ
ОФ
Оп
Пр
Пр
Оп
Набор новых общих функций
Б)

 

КФ
Пр
ОФ
Оп
Оп
  Набор новых общих процедур
В)

 


Рис. 1.10 Схемы взаимодействия функций, процедур и операций при РУР:

А) при типовом и масштабном характере конкретной функции;

Б) при типовом и масштабном характере общих функций;

В) при типовом и масштабном характере процедур.

Вопросы для самопроверки

1. Современный этап развития теории принятия решений.

2. В чем сущность системного подхода к принятию управленческих решений.

3. Проблема горизонта планирования и контроллинг.

4. Функции, процедуры и операции при разработке управленческих решений.

5. Содержание конкретных и общих функций.

Значение человеческого фактора в процессе разработки и принятия управленческих решений.

Каждое решение отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей. Влияние человеческого фактора можно рассмотреть в двух аспектах: 1) влияние личностных характеристик на процесс разработки управленческих решений (РУР); 2) личностные оценки существующего управленческого решения (УР). К личностным характеристикам относятся воля, внушаемость, уровень эмоциональности, темперамент, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, реакции, характер влияния, рискованность, параметры мышления. Для каждого человека характерны следующие основные параметры мышления: глубина, широта, быстрота, гибкость.

Глубина - характеризует аналитический характер мышления человека, поиск им причинно-следственных связей внутри анализируемой ситуации. Человек в некотором случае может абстрагироваться от окружающих элементов. Для таких людей будет эффективным аналитический метод подготовки управленческого решения.

Широта - отражает синтетический характер мышления, при котором человек умеет оценить роль анализируемой ситуации в общей деятельности. Широта мышления способствует эффективному применению «дерева решений» и метода сценариев.

Быстрота - определяется временем выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной организации. Работник может быстрее, чем другие, разобраться в ситуации или разработать эффективное решение. Быстрота мышления позволяет перебирать множество вариантов, что необходимо при методах, с применением творческого подхода при подготовке и реализации управленческого решения.

Гибкость - характеризуется своевременным и обоснованным переходом на новые методы разработки и реализации управленческого решения. Важное значение при реализации и принятии управленческого решения придается харизме личности, т.е. ее способности на уровне здравого смысла привлекать и подчинять себе значительные массы людей. Это власть, основанная на исключительных качествах личности: мудрости, героизме, доступности для любого человека, внушительной внешности, уверенной манере держаться с людьми разного положения в обществе (пример, Петр I (1672 - 1725) осуществил ряд важнейших преобразований в России: организация мануфактур и горных заводов, создание Сената, регулярной армии, разделение страны на губернии и т.д. Суворов А.В. (1730 - 1800) - русский полководец, не проигравший ни одного сражения. Его появление среди народа вызывало прилив сил и уверенности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...