Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Запомните основные функции культуры.




функции характеристика
социализирующая функция Социализация – это процесс формирования личности как общественно развитого индивида. Культура является объективной средой формирования личности. Только в пределах культуры человеку дано научиться стать человеком.
информационно-познавательная функция Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. В рамках культуры вырабатываются как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
аксиологическая функция В культуре вырабатываются и передаются из поколения в поколение так называемые общечеловеческие ценности. Во все времена то, что было наиболее значимым в обществе, то, что способствовало стабильности и прогрессивному развитию культуры в целом, относилось к категории общечеловеческих ценностей.
коммуникационная функция. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
нормативно-регулятивная функция Культура является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Конец формы

УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ:

Задание 1. Аргументируйте мысль, заключенную в тексту с опорой на знание основных подходов к исследованию культуры. «Культура принадлежит к классу общественных явлений, сущность которых менее всего выражается в каких-то опредмеченно-застывших, жестко квантируемых, чувственно воспринимаемых формах. Она не есть некое предметное «это», которое можно выделить, проводя жесткие границы между нею и всем окружающим в обществе, которое не суть культура».

Задание 2. Определите на основании фрагмента, в чем заключается специфика культуры. «Ни одной культуре пока еще не удавалось создать порядок, при котором человек формировался бы в нужном направлении, при чем с самого детства».

Задание 3. Охарактеризуйте позицию автора применительно к проблеме соотношения понятий «культура» и «цивилизация». «Культура жива до тех пор, пока она сохраняет интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живет не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, которое несет собой цивилизация, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остается душевных сил».

Задание 4. Аргументировано займите позицию «за» или «против». «Культура – всегда неудача, ибо не может ответить на онтологический вызов человека, не может ввести его в мир абсолютного бытия. Без осознания неизбежности своей неудачи культура превращается в пустую игру смыслов».

САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

1. Определите, в чем заключается специфика философского изучения культуры.

а) Культура изучаетсякак в статике, так и в динамике.

б) Предметом философской рефлексии является все многообразие форм проявления культуры.

в) В ее рамках осуществляется рационально-теоретическая рефлексия над предельными основаниями культуры.

г) Поскольку культура осмысливается не в частных своих проявлениях, а как тотальность, философия культуры представлена в виде системы утверждений, прямо не опирающихся на эмпирические факты.

2. Установите соответствие между основными подходами к исследованию культуры и определениями культуры.

1) аксиологический подход а) Культура – это организация различных феноменов,

2) символический подход заключающаяся в употреблении символов и зависящая от этого.

3) диалоговый подход б) Культура – это совокупность средств и механизмов для

4) технологический подход решения проблем, с которыми сталкивается ее носитель.

в) Культура – это многоуровневая динамично развивающаяся система материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе исторического развития.

г) Культура есть образование, в котором осуществляется

постоянный полилог традиций и содержаний не только в

пространстве, но и в исторической ретроспективе.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

ОТВЕТЫ: 1) в,г; 2) 1-в, 2-а, 3-г, 4-б; 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10).

УЭ-5. Философия техники.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Инженерная и гуманитарная философия техники.

Социальные последствия научно-технического прогресса.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ:

аграрное общество –

глобальные проблемы современности –

гуманитарная философия техники –

индустриальное общество –

инженерная философия техники –

наука –

научно-технический прогресс –

отчуждение человека от техники –

отчуждение техники от человека -

постиндустриальное общество –

техника –

технократия –

технология –

техносфера –

техногенная цивилизация –

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:

УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:

УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ:

САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

УЭ-6. Философские аспекты проблемы будущего.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:

Проблема достоверности социального предвидения и его научные критерии.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ:

будущее –

глобализация –

глобальные проблемы современности –

информационное общество –

научное предвидение –

непосредственное будущее –

обозримое будущее –

отдаленное будущее –

постиндустриальное общество –

Римский клуб -

социальное прогнозирование –

футурология –

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:

УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ:

УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ:

САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

Итоговый контроль (экзамен).

 

ЛИТЕРАТУРА

Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Григорьян Б.Т. Философская антропология: критический очерк. М., 1982.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М., 1986.

Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.

Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн.,1987.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Кузнецов В.Н. Французский материализм ХУШ в. М., 1981.

Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.1995.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1995.

Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989.

Мохнач Н.Н. Общественно-политическая и этическая мысль Беларуси начала Х1Х в. Мн., 1985.

Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

Никифоров А.В. Познание мира. М., 1989.

Новейший философский словарь. Мн., 1999.

Ортега-и-Гассет Х. Размышления о технике./Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.

Падокшын С. Філасофская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі.Мн., 1990.

Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Современная западная философия:словарь. М., 1990.

Современная западная философия: словарь. М., 1998.

Философия. Мн., 1999.

Философский энциклопедический словарь. М., 1994.

Философия эпохи постмодернизма. Мн., 1996.

Философия техники: история и современность. М., 1997.

Философия о будущем человечества. М., 1990.

Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Чуешов В.И. Введение в современную философию. Мн., 1998.

Швырёв В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М.,1988.

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...