Модуль-3. Философская антропология
Ключевая идея модуля. Человек - существо биосоциальное, он есть субъект и продукт общественных отношений. Основными социокультурными факторами, обусловившими выход человека из дикой природы, являются труд, общение и речь. Практическое применение. Сознательное и целенаправленное акцентирование внимания на критическом самоанализе, определении собственных жизненных установок, места и роли в мире. Реализация родовой сущности человека через познание мира и его преобразование. УЭ-1. Философия сознания ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Генезис сознания. Сознание и язык. Структура сознания. Функции сознания. Проблема искусственного интеллекта. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере, в данный момент контролю; внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект; воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления; восприятие – процесс непосредственного отражения действительности в форме чувственного образа объекта; гоминидная триада – совокупность видовых изменений (прямохождение, формирование руки как органа труда, увеличение объема мозга), полагаемых в качестве факторов возникновения сознания человека; интеллект – способность любого организма или устройства достигать некоторой измеримой степени успеха при поиске одной из многих возможных целей в обширном многообразии сред;
информационное отражение – способность материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности мозг – тончайший нервный аппарат, деятельность которого является главным источником сознания; мозг – орудие сознания, сознание – функция – мозга; мозговой рубикон – объем мозга, равный 850 см3, полагаемый в качестве границы, по которой семейство гоминид выделяется из всего отряда приматов как положившее начало развитию сознания человека; мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий; отражение – это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки; ощущение – непосредственное отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств; память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения; представление – образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания; речь – общение, опосредованное языком; самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении; сознание – высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека;
труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей; э моциональная сфера - выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе; она включает: а) собственно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, антипатия); б) аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); в) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (веселое, подавленное); г) элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость); язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения; с помощью языка сознание человека не только выявляется, но и формируется. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ: УРОВЕНЬ 1 - УСВОЕНИЕ: 1. Определите сущность проблемы сознания и основные подходы к ее решению в философии. 1.1. Прежде всего, определите статус проблемы сознания в философии. Проблема сознания на протяжении всей истории философии всегда играла ключевую роль, а характер ее решения определял исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Ранее уже отмечалось, что основной философский вопрос об отношении сознания как бытия идеального к бытию материальному условно разделил философов на идеалистов и материалистов. Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы идеального принадлежит Платону. Он первым определил идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей, и тем самым положил начало объективному идеализму. 1.2.Примите к сведению классификацию, имевших место в истории философии, подходов к пониманию сущности сознания.
2. Определите сущность генезиса сознания, предпосылок его возникновения.
2.1. Особое внимание обратите на такое универсальное свойство материи как отражение. Отражение, являясь всеобщим свойством материи, есть ключ к решениюпроблемы происхождения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций. Отражение – это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки. Отражение после завершения взаимодействия объектов продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации. Информационное отражение, связанноесо способностью материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности, явилось определяющим этапом эволюции материального мира, обусловившим в условиях необходимости приспособления живых организмов к постоянно изменяющейся внешней среде формирование тончайшего нервного аппарата - мозга. Мозг – это орган сознания, а сознание – функция мозга. 2.2. Охарактеризуйте сущность трудовой теории происхождения сознания. 2.2.1. Проанализируйте факторы, обусловившие возникновение и развитие сознания.
Появлению сознания человека уже предшествовала: 1) сложная рассудочная деятельность животных, связанная с функционированием ЦНС и головным мозгом; 2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков; 3) стадная форма обитания животных;
4) звуковая сигнализация для передачи информации. 2.2.2. Определите характер зависимости между уровнем развития орудийной деятельности человека и его объемом мозга.
2.2.3. Обратите внимание на роль коллективного труда в становлении и развитии человеческого сознания. Во-первых, коллективный труд предполагал сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию. Во-вторых, коллективный труд требовал и определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля. В-третьих, возникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка. 3. Обратите внимание на специфические особенности сознания человека. 3.1. Примите к сведению основные различия между сознанием человека и животных.
3.2. Обратите внимание на характер связи сознания и языка. Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. Развитие сознания, обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой стороны, развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает ей некоторую принудительность. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание. 4. Сравните структуру сознания, носителями которого является индивид и общество.
5. Проанализируйте следующие функции сознания: Функция познания — верного, адекватного отражения действительности. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить нужную информацию о них. Функция оценки получаемой информации. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов. Функциянакопления знаний. В сознании индивида накапливаются знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, для осуществления практических действий. Функцияцелеполагания. Опережая ход событий, человек строит модель «желаемого будущего» и определяет пути его достижения, то есть ставит цель и планирует свои действия. К онструктивно-творческая функция заключается в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Функция управления. На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, а затем и действия человеческих коллективов. Так как деятельность индивида как общественного существа требует общения личности с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, то сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи (коммуникативная функция). 6. Определите сущность проблемы моделирования искусственного интеллекта. В XX столетии на волне достижений научно-технического прогресса были созданы ЭВМ, выполняющие ряд сложных умственных функций человека. Стал дискутироваться вопрос о том, возможен ли так называемый "искусственный интеллект". Сможет ли машина мыслить? Конечно, ЭВМ в состоянии выполнять, причем несравненно быстрее человека, многие операции. Но, как многие считают, машина никогда не сможет заменить человека, во-первых, потому что она всегда работает по программе, заложенной в нее человеком. Машина есть некая "схема-шаблон", и ей не свойственно творчество, т. е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, потому что машине, в отличие от человека, не присуще чувстенно-эмоциональное отношение к миру. Машина, пусть даже и очень совершенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Существует мнение, согласно которому, о реализации искусственного интеллекта можно будет говорить лишь тогда, когда автомат начнет решать задачи, непосильны для человека, причем сделает это не в результате высокого быстродействия, а в результате применения нового найденного метода. Однако, несмотря на то, что предполагаемый искусственный интеллект будет всего лишь орудием человека, очередной машиной, усиленные попытки его создания предпринимаются и по сей день. Принято различать три основных пути моделирования искусственного интеллекта.
УРОВЕНЬ 2 - ПРИМЕНЕНИЕ: Задание 1. С опорой на теоретические знания по проблеме сознания прокомментируйте фрагмент. «Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание и на основе анализа которой только и можно понять его возникновение, выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействие с миром». Задание 2. Какие аргументы можно использовать в защиту данного положения? «Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками». Задание 3. Попытайтесь развить идею, заключенную в тексте. «Теоретически в области сознания не может быть никаких границ, так как оно способно к неопределенному расширению. Эмпирически, однако, сознание всегда находит свои границы, когда оно сталкивается с «незнаемым». Последнее состоит из всего, что мы не знаем, и, следовательно, никак не связано с ЭГО, как центром поля сознания». Задание 4. Обоснуйте мысль, заключенную в тексте. «При решении вопроса о принципиальных и реальных вопросах машинного моделирования процессов мышления следует, прежде всего, учитывать социальную обусловленность мышления, сознания, психической жизни человека». САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: 1. В рамках какого историко-философского подхода предметом рефлексии является надындивидуальное, т.е. трансцендентное сознание: а) субстанциональный; б) функциональный; в) феноменологический; г) экзистенциональный 2. В чем заключается методологическая роль в философии категории сознания: а) благодаря сознанию человек разрабатывает различные методы познания; б) категория сознания включена в основной вопрос философии, от решения которого зависит направленность самой философии; в) решение проблемы сознания способствовало многовариативности философии; г) сознание – одна из центральных проблем философии. 3. Выделите сущность исторического аспекта диалектико-материалистического понимания природы сознания: а) исторически формированию сознания должно предшествовать формирование и развитие мозга; б) сознание есть продукт общественно-исторического развития; в) различают исторические типы сознания; г) формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику. 4. Исключите лишнее: социокультурными предпосылками возникновения и развития сознания являются… а) гоминидная триада; б) труд; в) общение; г) речь 5. Какой из элементов структуры сознания является формой активного опосредованного отражения объективной действительности: а) ощущение; б) восприятие; в) представление; г) мышление 6. Гоминидная триада в рамках ряда теорий генезиса сознания свидетельствует о… а) мутациях у ряда видов гоминид, вызванных изменением климата, рельефа и естественного радиационного фона Земли; б) истории возникновения и развития сознания у одного из видов гоминид; в) человек произошел от обезьяны; г) факторах, обусловивших возникновение и развитие сознания человека. 7. Какие функции присущи только сознанию человека: а) целенаправленное и обобщенное отражение объективной реальности; б) адаптация к естественным условиям обитания; в) условно-рефлекторное поведение; г) мысленное построение будущих действий. 8. Согласно трудовой теории генезиса сознания, коллективный труд способствовал… а) преобразованию естественных условий обитания человека, в результате которого сознание и развивалось; б) формированию общества, как среды, в рамках которой развивается сознание человека; в) необходимости осмысления связи действий одного индивида с действиями других индивидов, т.е. возникновению целеполагания; г) потребности в передаче информации, в результате которой возникает язык. 9. Выделите суждение, наиболее полно выражающее сущность связи языка и сознания человека: а) сознание и язык человекаразвиваются независимо друг от друга; б) деятельность сознания получает адекватное выражение в языке; в) язык – более позднее изобретение сознания человека; г) сознание и язык находятся в неразрывном единстве. 10. Выделите признаки искусственного интеллекта, относящиеся к разряду основных: а) превосходство интеллектуальных возможностей человека; б) способность самообучения; в) отражение действительности под руководством человека; г) самостоятельное принятие решений. ОТВЕТЫ: 1) а; 2) б; 3) б; 4) а; 5) г; 6) а; 7) а,г; 8) в,г; 9) б; 10) б,г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|