Тема 2. Становление и развитие этнопедагогики и этнопсихологии
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (приложение к рабочей программе дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» для направления 540600 – педагогика, степень (квалификация) – бакалавр педагогики)
Курск 2011
ВВЕДЕНИЕ Программа курса «Этнопедагогика и этнопсихология», ее содержание и структура ориентированы на знакомство студентов с основами народного воспитания, на изучение опыта этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этических и эстетических воззрений разных народов, на ценности семьи, общности, этнической группы. В связи с этим основополагающей целью изучения учебной дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» являются изучение социальных и педагогических процессов, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа; развитие межкультурной компетентности; повышение культуры профессиональной деятельности студентов. В данной программе предусматривается изучение структуры и функций народного воспитания, анализ взаимосвязи народного воспитания в разных культурах; особенностей воспитания в культуре разных народов. Кроме того, в программе уделяется внимание анализу педагогических идей, а также традиционных народных воспитательных средств на различных этапах развития общества. Данный курс соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки студентов, предъявляемых Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика». По окончанию изучения курса " Этнопедагогика и этнопсихология " студенты должны: знать особенности предмета и задачи этнопедагогики и этнопсихологии; методологические проблемы исследования социальных и педагогических процессов, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики и культурных традиций народов; сущность, структуру, функции народного воспитания, этнопедагогические и этнопсихологические методы формы и средства воспитания; уметь работать с теоретическим содержанием курса; изучать и анализировать этнопедагогическую и этнопсихологическую литературу по дисциплине, обобщать и делать соответствующие выводы; подбирать и применять психодиагностический инструментарий (методы и методики) для изучения и анализа этнопедагогических и этнопсихологических феноменов.
Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия. Лекции раскрывают методологические и теоретические основы этнопедагогики и этнопсихологии. В процессе семинарских занятий студенты закрепляют и расширяют полученные знания на лекции. Согласно учебному плану, данный курс студенты изучают в 4-м семестре. В конце семестра изучение курса «Этнопедагогика и этнопсихология» заканчивается зачетом. Основанием для зачета является работа студентов в ходе изучения дисциплины на семинарских занятиях, их участия в подготовке и проведении проблемных лекций, дискуссий и т.д., а также результаты тестирований по разделам курса, промежуточного и итогового контроля уровня подготовки по дисциплине. Кроме того, основанием для аттестации студента может служить его текущая успеваемость, определяемая преподавателем по результатам семинарских занятий, по качеству промежуточных, контрольных, итоговых работ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Раздел 1. Теоретические и исторические основы этнопедагогики и этнопсихологии Тема 1. Этнопедагогика и этнопсихология как отрасль теории и практики Этнопедагогика и этнопсихология как отрасль теории и практики. Объект, предмет, задачи и функции этнопедагогики и этнопсихологии. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности. Методологические принципы этнопедагогики и этнопсихологии. Философские основания этнопедагогики и этнопсихологии. Методы исследования в этнопедагогике и этнопсихологии. Методологические принципы изучения этнопсихологических явлений. Связь этнопедагогики и этнопсихологии с другими науками. Взаимосвязь этнопедагогики и этнопсихологии с семейной педагогикой и психологией, с педагогикой среды, с экологическим воспитанием и образованием. Понятие о народной педагогике. Соотношение понятий «этнопедагогика» и «народная педагогика». Этнос как психологическая общность. Функции этноса как психологической общности. Культура как психологическое понятие. Тема 2. Становление и развитие этнопедагогики и этнопсихологии Исторические предпосылки становления и развития этнопедагогики и этнопсихологии.
Исследование опыта народного воспитания в XIX - XX веках. Первое употребление термина «народная педагогика» К.Д. Ушинского в «Руководстве к преподаванию родного языка». «Народная педагогика» Г.С. Виноградова. Собрание и изучение фольклора и быта. Деятельность И.П. Сахарова, А.В. Терещенко, Е.А. Авдеевой. Практический опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией (опыт Яснополянской школы Л.Н. Толстого и симбирской И.Я. Яковлева). Взаимодействие народной педагогики и народного воспитания в творческом наследии педагогов. Проблемы народного воспитания в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, Г.М. Науменко и др. Гуманистическая направленность воспитательной системы В.А. Сухомлинского. Объективные предпосылки для развития и становления этнопсихологии. Зарождение этнопсихологических представлений в истории и философии (Геродот, Тацит, Гиппократ, Демокрит; К. Гельвеций, Ш. Монтескье, Г. Гегель). Зарубежная этнопсихология в XIX - ХХ веках. Изучение психологии народов в Германии (М. Лацарус, Г. Штентайль, В. Вундт, Г. Лебон). Концептуальные основы психологии народов В.Вундта. Теория «Культура и личность» (Ф. Боас, Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Мид). М. Мид о специфике социализации детей у разных народов мира. Истоки проявления интереса к этнической психологии и особенности ее зарождения в России. Попытки создания модели российской этнопсихологической науки в рамках деятельности Русского географического общества (Н.Д. Надеждин, К.Д. Кавелин, В.К. Бэр). Проблема «русской души» в работах русских философов и историков конца XIX – начала XX веков (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, И.А. Ильин, В.О. Ключевский, А.А. Потебня). Развитие этнической психологии в России в ХХ веке. Роль культурно-исторической теории Л.С. Выготского в становлении этнопсихологии. Основные направления современных этнопсихологических исследований в России и за рубежом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|