Тема 3. Этнопедагогическое наследие в современном образовании и воспитании
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Цель: изучить религиозные аспекты народных воспитательных традиций; развитие навыков профессиональной компетентности студентов в области этнопедагогики. Исходный уровень знаний: студент должен знать исторические предпосылки становления и развития этнопедагогики как отрасли педагогической теории и практики, иметь представление о проблемах народного воспитания в трудах отечественных исследователей, ориентироваться в основных понятиях, категориях этнопедагогики. План изучения темы: 1. Педагогические возможности народного художественного творчества в контексте современной антропологии и концепции Л.С. Выготского. 2. Основы педагогического проектирования художественного творчества, его образов и сюжетов в современных концепциях Т.Я. Шпикаловой, И.Ф. Гончарова, Т.И. Гончаровой, М.Ю. Новицкой. 3. Этнопедагогика и этнопедагогизация. Опыт и исследования Г.Н. Волкова. 4. Этнопедагогика как составная часть современного культурологического образования Г.А. Романова. 5. Учебные заведения культуры и образования за возрождение национального самосознания. 6. «Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовка кадров» (Т.И. Бакланова). 7. Этнопедагогический опыт Башкирии (Р.К. Габитова). 8. Задачи и направления этнопедагогического образования на современном этапе развития наук. Задание для студентов: 1. Используя список литературы при подготовке к семинарскому занятию № 3, составьте реферат на тему «Сравнительный анализ подходов к традициям воспитания у различных народов: национальные особенности и общие идеалы». 2. Используя научные и литературные источники, докажите, что в традиционной этнокультуре этническая общность рассматривается как самобытная, уважающая культуры разных народов, ведущая диалог с представителями разных народов.
3. По согласованию с преподавателем составить конспект по следующим темам (по выбору): - Русские престольные праздники и их воспитательная роль. - Рождественская и крещенская обрядность. - Языческое и христианское в Масленице. - Нравственный аспект Великого Поста. - Особенности православной народной педагогики. - Этические основы христианства – источник нравственного воспитания. - Православный христианский этикет. - Традиционное и инновационное в духовной культуре казачества. - Воспитание детей и подростков народными традициями христиан и мусульман. - Особенности семейного воспитания в католической семье. Литература для самоподготовки: Основная: 1. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2000. – С. 23-76. Дополнительная: 1. Воспитать «человека культуры» (обсуждение статьи В.С.Библера «Школа «диалога культур»). Выступление Библера В.С. // Советская педагогика. - 1998. - №11. – С.57 - 69. 2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование. - 1999. – С. 11-76. 3. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения: в 3-х томах. Т1/ Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с. Вопросы для самоконтроля: 1. Сформулируйте педагогические возможности народного художественного творчества в контексте современной антропологии и концепции Л.С. Выготского. 2. Сформулируйте основные положения педагогического проектирования художественного творчества, его образов и сюжетов в современных концепциях Т.Я. Шпикаловой, И.Ф Гончарова, Т.И. Гончаровой, М.Ю. Новицкой. 3. Дайте определение понятиям «этнопедагогика» и «этнопедагогизация». Приведите примеры. 4. Приведите примеры, показывающие, что этнопедагогика рассматривается как составная часть современного культурологического образования.
5. Какие существуют программы и практики в учебных заведениях культуры и образования, цель которых - возрождение национального самосознания. Выделите их достоинства и недостатки. 6. Назовите задачи и направления этнопедагогического образования на современном этапе развития наук. Раздел 2. Этнопсихологические феномены функционирования этносов Тема 4. Этнос, этничность, толерантность Цель: углублений знаний студентов по проблемам развития и трансформации этнической идентичности; расширение представлений студентов о психологических детерминантах межэтнических отношений, стратегиях поддержания этнической идентичности; формирование профессиональной компетентности студентов в области этнопсихологии. Исходный уровень знаний: студент должен уметь охарактеризовать особенности поведения человека в разных культурах, иметь представление о моделях ухаживания, сватовства и брачного поведения в разных культурах, выделять и объяснять характеристики культуры. План изучения темы: 1. Психологические детерминанты межэтнических отношений. 2. Соотношения понятий «этническая идентичность», «этничность», «этническое самосознание». 3. Основные компоненты этнической идентичности (когнитивный, аффективный, поведенческий). 4. Развитие и трансформации этнической идентичности. 5. Этапы становления этнической идентичности. 6. Стратегии поддержания этнической идентичности. 7. Понятие «этнос». Задание для студентов: 1. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: - Влияние социального контекста на этническую идентичность. - Стратегия социального творчества А. Тэшфела и Дж. Тернера в поддержании этнической идентичности. - Идентификация со своей группой – поиск новых оснований для сравнения. Основная литература 1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. И доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 243-272. Дополнительная литература: 1. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. – С. 10-34.
2. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998. - 389 с. 3. Стефаненко Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. – С. 35-48. 4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – С. 308-333. Вопросы для самоконтроля: 1. Выделите психологические детерминанты межэтнических отношений. 2. Установите соотношения понятий «этническая идентичность», «этничность», «этническое самосознание». 3. Охарактеризуйте основные компоненты этнической идентичности. 4. Как происходит развитие и трансформации этнической идентичности? 5. Перечислите этапы становления этнической идентичности. Охарактеризуйте каждый из этапов. 6. Что представляет собой стратегии поддержания этнической идентичности? Приведите примеры. 7. Какие существуют модели измерения этнической идентичности?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|