Семинарское занятие № 1
«Этнопедагогика и этнопсихология как отрасль теории и практики» Цель: рассмотреть и проанализировать методологические основы этнопедагогики и этнопсихологии как отрасли педагогической теории и практики; углубить и закрепить знания студентов о содержании и структуре, функциях этнопедагогики и этнопсихологии. Исходный уровень знаний: студент должен знать основные категории, функции, задачи педагогики и этнопсихологии, понимать сущность педагогических явлений. План изучения темы: 1. Объект, предмет, задачи и функции этнопедагогики и этнопсихологии. 2. Методологические принципы этнопедагогики и этнопсихологии. 3. Философские основания этнопедагогики и этнопсихологии. 4. Методы исследования в этнопедагогике и этнопсихологии. 5. Взаимосвязь этнопедагогики и этнопсихологии с семейной педагогикой и психологией, с педагогикой среды, с экологическим воспитанием и образованием. 6. Соотношение понятий «этнопедагогика» и «народная педагогика». Задания для студентов: 1. Подготовиться к обсуждению следующих вопросов: 1) В чем заключаются психологические причины роста этнической идентичности в современном мире (источники: Андреева Г.М. Конструирование образа социального мира в условиях социальной нестабильности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 315 – 336; Шихирев П.Н. Контуры будущей парадигмы // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 53 – 67). 2. Как вы понимаете этнопедагогический подход к явлениям народной жизни? 3. Составьте словарь «Основные понятия этнопедагогики и этнопсихологии».
4. Изобразите соотношение основных категорий этнопедагогики и этнопсихологии схематически, например, с помощью кругов, которые могут включать друг друга, пересекаться, располагаться рядом друг с другом и т.д. Аргументируйте выполненную работу. 5. Используя информационный материал (см. литературу для подготовки к семинарскому занятию № 2), составьте таблицу «Соотношение признаков науки с признаками этнопедагогикии этнопсихологии» (см. табл. 1). Таблица 1 Соотношение признаков науки с признаками этнопедагогики
Литература для самоподготовки: Основная: 1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. И доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 18 – 96. 2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999. – С. 67-107. 3. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2000. – С. 23-67. Дополнительная: 1. Андреева Г.М. Конструирование образа социального мира в условиях социальной нестабильности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 315 - 336. 2. Шихирев П.Н. Контуры будущей парадигмы // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 53 – 67. 3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Проф А.А. Красновского. – М.: Гос. Уч.-пед. Изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1955. 4. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения: в 3-х томах. Т.1 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с. 5. Шанский Н. Нужна ли школе этнопедагогика? // Учительская газета. – 1992. - № 20. – С. 3. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем заключается сущность, структура и содержание этнопедагогики и этнопсихологии?
2. Сформулируйте предмет и задачи этнопедагогики и этнопсихологии? 3. Сформулируйте основные положения Г.Г. Шпета о предмете этнической психологии. 4. Сформулируйте основные положения Л.Н. Гумилева о понимании этнопсихологических явлений. Обоснуйте свой ответ. 5. В чем заключаются особенности этнопсихологического инструментария? 6. Назовите основные функции этнопедагогики. Обоснуйте их, приведя примеры из жизни. 7. Сформулируйте методологические принципы этнопедагогики и этнопсихологии. 8. Выделите философские основания этнопедагогики. 9. Перечислите методы исследования в этнопедагогике и этнопсихологии. 10. Используя примеры из жизни, покажите взаимосвязь этнопедагогики с семейной педагогикой, с педагогикой среды, с экологическим воспитанием и образованием. 11. Дайте определение понятиям «этнопедагогика» и «народная педагогика». Установите соответствие между ними.
Тема 2. Становление и развитие этнопедагогики и этнопсихологии Цель: рассмотреть исторические предпосылки становления и развития этнопедагогики и этнопсихологии как отраслей теории и практики; расширить представления студентов о взаимодействии народной педагогики и народного воспитания в творческом наследии педагогов. Исходный уровень знаний: студент должен знать объект, предмет, задачи этнопедагогики и этнопсихологии, основные функции этнопедагогики и этнопсихологии, формулировать методологические принципы этнопедагогики и этнопсихологии, иметь представление о философских основаниях этнопедагогики и этнопсихологии, уметь охарактеризовать методы исследования. План изучения темы: 1. Зарождение этнопсихологических представлений в истории и философии. 2. Зарубежная этнопсихология в XIX - ХХ в.в.. Изучение психологии народов в Германии. 3. Методологические и теоретические взгляды представителей различных научных школ на сущность и природу этнопсихологических явлений. 4. Роль Русского географического общества (Н.Д. Надеждин, К.Д. Кавелин, В.К. Бэр) в развитии этнопсихологической науки. 5. Проблема «русской души» в работах русских философов и историков конца XIX – начала XX веков 6. Исторические предпосылки становления и развития этнопедагогики как отрасли педагогической теории и практики.
7. Проблемы народного воспитания в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. 8. Взаимодействие народной педагогики и народного воспитания в творческом наследии педагогов. 9. Гуманистическая направленность воспитательной системы В.А. Сухомлинского. Задание для студентов: 1. Используя информационный материал (см. литературу для подготовки к семинарскому занятию № 2), составьте таблицу «Виднейшие деятели и их вклад в развитие этнопедагогики и этнопсихологии» (см. табл. 1). Таблица 1 Виднейшие деятели и их вклад в развитие этнопедагогики
2. По согласованию с преподавателем составить конспект по следующим темам (по выбору): - «Народное воспитание в первобытном обществе». - «Педагогические воззрения разных народов на воспитание и обучение»; - «Воспитание детей на Руси»; - «Педагогическая теория Я.А. Коменского»; - «Народная педагогика и идея всеединства философа В.С. Соловьева»; - «Свободное воспитание Л.Н. Толстого»; - «Великий русский педагог К.Д. Ушинский»; - «Гуманистическая направленность воспитательной системы В.А. Сухомлинского» и др. Литература: Основная: 1. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2000. – С. 56-111. Дополнительная: 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 304 с. 2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.: Наука, 1981. 3. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М.: Наука, 1973. - 272 с. 4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М., 2000. 5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Проф А.А. Красновского. – М.: Гос. Уч.-пед. Изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1955. 6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 602 с.
7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших учебных заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с. 8. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М: Наука, 1979. – С. 96-107. 9. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998. - 389 с. 10. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения: в 3-х томах. Т1/ Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с. 11. Шихирев П.Н. Контуры будущей парадигмы // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 53 – 67. 12. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. – М.: институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – С. 261-372. 13. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. – М.: институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - С. 234-267.
Вопросы для самоконтроля: 1. Как происходило зарождение этнопсихологических представлений в истории и философии? 2. Охарактеризуйте зарубежную этнопсихологию в XIX веке. 3. Как начиналось изучение психологии народов в Германии? 4. Охарактеризуйте зарубежную этнопсихология в ХХ веке. 5. Перечислите методологические и теоретические взгляды представителей различных научных школ на сущность и природу этнопсихологических явлений. 6. В чем заключается роль Русского географического общества в развитии этнопсихологической науки? 7. Сформулируйте исторические предпосылки становления и развития этнопедагогики как отрасли педагогической теории и практики. 8. Выделите проблемы народного воспитания в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. 9. Используя научную литературу и художественные произведения, покажите взаимодействие народной педагогики и народного воспитания в творческом наследии педагогов. 10. Что представляет собой гуманистическая направленность воспитательной системы В.А. Сухомлинского. Обоснуйте свой ответ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|