Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарское занятие № 1




«Этнопедагогика и этнопсихология как отрасль теории и практики»

Цель: рассмотреть и проанализировать методологические основы этнопедагогики и этнопсихологии как отрасли педагогической теории и практики; углубить и закрепить знания студентов о содержании и структуре, функциях этнопедагогики и этнопсихологии.

Исходный уровень знаний: студент должен знать основные категории, функции, задачи педагогики и этнопсихологии, понимать сущность педагогических явлений.

План изучения темы:

1. Объект, предмет, задачи и функции этнопедагогики и этнопсихологии.

2. Методологические принципы этнопедагогики и этнопсихологии.

3. Философские основания этнопедагогики и этнопсихологии.

4. Методы исследования в этнопедагогике и этнопсихологии.

5. Взаимосвязь этнопедагогики и этнопсихологии с семейной педагогикой и психологией, с педагогикой среды, с экологическим воспитанием и образованием.

6. Соотношение понятий «этнопедагогика» и «народная педагогика».

Задания для студентов:

1. Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:

1) В чем заключаются психологические причины роста этнической идентичности в современном мире (источники: Андреева Г.М. Конструирование образа социального мира в условиях социальной нестабильности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 315 – 336; Шихирев П.Н. Контуры будущей парадигмы // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 53 – 67).

2. Как вы понимаете этнопедагогический подход к явлениям народной жизни?

3. Составьте словарь «Основные понятия этнопедагогики и этнопсихологии».

4. Изобразите соотношение основных категорий этнопедагогики и этнопсихологии схематически, например, с помощью кругов, которые могут включать друг друга, пересекаться, располагаться рядом друг с другом и т.д. Аргументируйте выполненную работу.

5. Используя информационный материал (см. литературу для подготовки к семинарскому занятию № 2), составьте таблицу «Соотношение признаков науки с признаками этнопедагогикии этнопсихологии» (см. табл. 1).

Таблица 1

Соотношение признаков науки с признаками этнопедагогики

 

Признаки науки Признаки этнопедагогики Признаки этнопсихологии
     
     
     
     
 

Литература для самоподготовки:

Основная:

1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. И доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. – С. 18 – 96.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999. – С. 67-107.

3. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2000. – С. 23-67.

Дополнительная:

1. Андреева Г.М. Конструирование образа социального мира в условиях социальной нестабильности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 315 - 336.

2. Шихирев П.Н. Контуры будущей парадигмы // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 53 – 67.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Проф А.А. Красновского. – М.: Гос. Уч.-пед. Изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1955.

4. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения: в 3-х томах. Т.1 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.

5. Шанский Н. Нужна ли школе этнопедагогика? // Учительская газета. – 1992. - № 20. – С. 3.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность, структура и содержание этнопедагогики и этнопсихологии?

2. Сформулируйте предмет и задачи этнопедагогики и этнопсихологии?

3. Сформулируйте основные положения Г.Г. Шпета о предмете этнической психологии.

4. Сформулируйте основные положения Л.Н. Гумилева о понимании этнопсихологических явлений. Обоснуйте свой ответ.

5. В чем заключаются особенности этнопсихологического инструментария?

6. Назовите основные функции этнопедагогики. Обоснуйте их, приведя примеры из жизни.

7. Сформулируйте методологические принципы этнопедагогики и этнопсихологии.

8. Выделите философские основания этнопедагогики.

9. Перечислите методы исследования в этнопедагогике и этнопсихологии.

10. Используя примеры из жизни, покажите взаимосвязь этнопедагогики с семейной педагогикой, с педагогикой среды, с экологическим воспитанием и образованием.

11. Дайте определение понятиям «этнопедагогика» и «народная педагогика». Установите соответствие между ними.

 

Тема 2. Становление и развитие этнопедагогики и этнопсихологии

Цель: рассмотреть исторические предпосылки становления и развития этнопедагогики и этнопсихологии как отраслей теории и практики; расширить представления студентов о взаимодействии народной педагогики и народного воспитания в творческом наследии педагогов.

Исходный уровень знаний: студент должен знать объект, предмет, задачи этнопедагогики и этнопсихологии, основные функции этнопедагогики и этнопсихологии, формулировать методологические принципы этнопедагогики и этнопсихологии, иметь представление о философских основаниях этнопедагогики и этнопсихологии, уметь охарактеризовать методы исследования.

План изучения темы:

1. Зарождение этнопсихологических представлений в истории и философии.

2. Зарубежная этнопсихология в XIX - ХХ в.в.. Изучение психологии народов в Германии.

3. Методологические и теоретические взгляды представителей различных научных школ на сущность и природу этнопсихологических явлений.

4. Роль Русского географического общества (Н.Д. Надеждин, К.Д. Кавелин, В.К. Бэр) в развитии этнопсихологической науки.

5. Проблема «русской души» в работах русских философов и историков конца XIX – начала XX веков

6. Исторические предпосылки становления и развития этнопедагогики как отрасли педагогической теории и практики.

7. Проблемы народного воспитания в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

8. Взаимодействие народной педагогики и народного воспитания в творческом наследии педагогов.

9. Гуманистическая направленность воспитательной системы В.А. Сухомлинского.

Задание для студентов:

1. Используя информационный материал (см. литературу для подготовки к семинарскому занятию № 2), составьте таблицу «Виднейшие деятели и их вклад в развитие этнопедагогики и этнопсихологии» (см. табл. 1).

Таблица 1

Виднейшие деятели и их вклад в развитие этнопедагогики

Имя, годы жизни Вклад в развитие этнопедагогики и этнопсихологии (идеи, основные научные труды и т.д.)
   
   

 

2. По согласованию с преподавателем составить конспект по следующим темам (по выбору):

- «Народное воспитание в первобытном обществе».

- «Педагогические воззрения разных народов на воспитание и обучение»;

- «Воспитание детей на Руси»;

- «Педагогическая теория Я.А. Коменского»;

- «Народная педагогика и идея всеединства философа В.С. Соловьева»;

- «Свободное воспитание Л.Н. Толстого»;

- «Великий русский педагог К.Д. Ушинский»;

- «Гуманистическая направленность воспитательной системы В.А. Сухомлинского» и др.

Литература:

Основная:

1. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2000. – С. 56-111.

Дополнительная:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 304 с.

2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М.: Наука, 1981.

3. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М.: Наука, 1973. - 272 с.

4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М., 2000.

5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Проф А.А. Красновского. – М.: Гос. Уч.-пед. Изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1955.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 602 с.

7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших учебных заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.

8. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М: Наука, 1979. – С. 96-107.

9. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998. - 389 с.

10. Сухомлинский В.А. Избранные сочинения: в 3-х томах. Т1/ Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.

11. Шихирев П.Н. Контуры будущей парадигмы // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2000. – С. 53 – 67.

12. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. – М.: институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – С. 261-372.

13. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. – М.: институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - С. 234-267.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как происходило зарождение этнопсихологических представлений в истории и философии?

2. Охарактеризуйте зарубежную этнопсихологию в XIX веке.

3. Как начиналось изучение психологии народов в Германии?

4. Охарактеризуйте зарубежную этнопсихология в ХХ веке.

5. Перечислите методологические и теоретические взгляды представителей различных научных школ на сущность и природу этнопсихологических явлений.

6. В чем заключается роль Русского географического общества в развитии этнопсихологической науки?

7. Сформулируйте исторические предпосылки становления и развития этнопедагогики как отрасли педагогической теории и практики.

8. Выделите проблемы народного воспитания в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

9. Используя научную литературу и художественные произведения, покажите взаимодействие народной педагогики и народного воспитания в творческом наследии педагогов.

10. Что представляет собой гуманистическая направленность воспитательной системы В.А. Сухомлинского. Обоснуйте свой ответ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...