Предмет философии. Функция, структура и методы философского знания.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Мировоззрение и его исторические типы. Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы(истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в ивде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень- интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология- самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия- это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган. Философия(с греческ. “любовь к мудрости”)- это учение овысших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Осн.фил-ие проблемы: 1.онтология(теория познания). 2. гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология(соц.проблемы). 5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология(учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика(уч.о смысле жизни).
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решениии этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая вырыжается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ий Ф.является обоснование оправдание и анализ М. Ф.-теоритическое ядро М. Исторические типы М.: Обусловленные той или иной исторической эпохой тем или иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания стили мышления. и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: М. буржуазии когда она противотояла феодализму было сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ее М. Становится консервативным или реакционным.
Предмет философии. Функция, структура и методы философского знания. Основной целью изучения философии является изучение наиболее общих законов существования и развития природы общества и познания — это предмет философии. Мы изучаем философию для того, что бы выработать у себя навыки научного мышления, для того чтобы понимать основные природные и социальные процессы. Философия — это учение о высших принципах бытия о первоначале мира. Система философских знаний объединяет в себе знания человека обо всём сущем во всей полноте его содержания. Каждая наука, входящая в систему философских знаний рассматривает свою сторону предмета философии. В круге проблем очерченных системой философских знаний философия представляет собою предельно конкретное учение, непосредственно обращенное к личной практике. Философия является двигателем развития общества, а также способом самовыражения человека.
Структура философии: • Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего. • Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) — учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы: - Психология познавания — изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания. - Логика знания — наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.) - Критика познания — анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными. - Общая история познания, эволюция познания. • Аксиология (axios — ценность) — учение о ценностях. В структуре философского знания выделяют так же: • Социальную философию — анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём. • Философскую антропологию — учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.) • Философию культуры — раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры. • Философию права — учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения.. • Философия истории. • История философии. Самостоятельное, не меньшее значение имеют такие разделы, как: • Диалектика — (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания. • Эстетика — наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).
• Этика — философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека. Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например: - Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология) - Систематизация данных научного познания. - Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека). Функции философии: 1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. 2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук. 3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей. 4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего. 5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов. 6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени. 7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|