Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №40. Экзистенциализм как философское направление. Ж.-П. Сартр




Термин "экзистенциализм" происходит от лат. existentia - " существование" и означает философию существования.

Это направление современной западной философии играло и продолжает играть значительную роль в развитии современной философии. Ориентация на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире, - главная характеристика экзистенциализма.

Предшественник экзистенциализма - С.Кьеркегор. Как целостное направление экзистенциализм оформился в 1920-1940-х гг. в работах К.Яспера и Ж.-П. Сартра. На формирование идей экзистенциализма оказали влияние работы Ф.Ницше, А. Бергсона, В. Дильтея, З. Фрейда.

 

1) Карл Ясперс (1883-1969) - крупнейший представитель немецкого экзистенциализма. Основная задача философии, по Ясперсу, - раскрытие так называемых "шифров бытия" как различных выражений трансценденции. Основные понятия философии Ясперса - экзистенция, пограничная ситуация, забота, страдание, вина, всеобъемлющее, философская вера.

Человека нельзя рассматривать объективно: его следует понимать как экзистенцию, представляющую собой уровень человеческого бытия, уже не способный стать предметом рассмотрения науки.

Вопрос об экзистенции поднимается в случае, если появляется потребность поставить поистине философский вопрос: что противостоит целостному бытию мира? Истинная философия не может быть ограничена ни определенным предметом, ни выбором метода. Она дает человеку ориентиры в мире, освещает первооснову всего, т.е. экзистенцию, и приближает душу человека к трансценденции.

Экзистенция - это сам человек. Если вдуматься в смысл слова "экзистенция", т становится очевидным, что человек - экзистенция, только когда он действует как свободное существо, не дает самому себе и другим людям превращать себя в объект манипулирования. Экзистенция неотделима от поисков непреходящего смысла бытия, от заботы о наличном бытии. Экзистенция постигается как "просвет бытия" в пограничных ситуациях; это ситуации страдания, смерти, борьбы, вины, болезни. Именно перед лицом смерти человеку открывается конечность его собственного существования, и экзистенция предстает перед ним со всей непосредственностью.

 

2) Жан-Поль Сартр (1905-1980) - представитель французского экзистенциализма. Его работа " Экзистенциализм - это гуманизм " (1946) стала философским манифестов экзистенциализма.

В своем труде Сартр защищает данное философское направление от обвинений в пессимистичности, нигилизации традиционных ценностей, призыву к пассивности. Для того, чтобы объяснить понятие экзистенциализма, Сартр сравнивает позиции классических философов-рационалистов XVIII-XIX вв. (Декарт, Лейбниц, позднее Вольтер, Кант) со своими. Если эссенция предшествует экзистенции, то Бог творит человека, закладывая в него определенное понятие, благодаря которому возможно существование человека. Сартр сравнивает творение человека с изготовлением ножа: "Таким образом, понятие "человек" в божественном разуме аналогично понятию "нож" в разуме ремесленника. И Бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме". Для атеистического экзистенциализма характерен обратный взгляд. Сначала человек существует, и в начале это существование не определимо понятием, поскольку собственная сущность реализуется лишь в процессе существования, по своей воле. "Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам".Под словами "делает себя сам" подразумевается наличие у человека желаний и воли, которые развиваются по ходу существования, с помощью которых человек меняется. Это у Сартра называется субъективностью. Человек для Сартра это проект, который переживается субъективно, тем он возвышается над остальной природой. До появления человека на свет не существует ничего, он сначала существует, а потом уже обретает сущность. В таком случае, человек ответственен за то, что он есть. "Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование", - подытоживает Сартр.

Однако у субъективизма есть ещё одно значение. Человек ответственен не только за себя, но и за всех остальных людей. Он не может выйти за пределы своего сознания, своей субъективности. Это Сартр называет глубоким смыслом экзистенциализма. Человек, делая собственный выбор, делает его за всех людей сразу, выбирает для человечества благо, ибо он не может выбрать зло. Своими действиями, по мнению Сартра, мы творим образ идеального человека и утверждаем определенные ценности.

Жан-Поль Сартр раскрывает понятия " тревога ", " заброшенность ", " отчаяние ".

Сартр утверждает: " Экзистенциалист охотно заявит, что человек - это тревога". Тревога человека возникает именно из-за того, что он своим действием утверждает идеал и ценность, выступает "законодателем". Тревога вызывается сомнением в том, имеет ли человек право утверждать своими действиями универсальную ценность для всех. Это чувство Кьеркегор ранее называл "тревогой Авраама". Сартра считает, что любой человек должен испытывать это чувство, а если он не испытывает, значит он бежит от ответственности. Однако подобные размышления не должны отговорить человека от действия, принимать на себя ответственность крайне необходимо. Тревога является частью самого действия.

Заброшенность - это осознание своего одиночества в мире, в отсутствие Бога, отсутствие опоры на что-либо в своем существовании. Это с другой стороны и есть свобода. Сартр приводит цитату из Достоевского: " Если Бога нет, то всё дозволено". У человека нет оправданий, руководств, какие ценности первичны, а какие - вторичны. Собственно, даже ценностей у него нет. Поэтому ему каждый раз приходится создавать свой собственный идеал и быть ответственным за свой выбор. Так заброшенность приходит вместе с тревогой.

Отчаяние приходит к человеку в момент, когда он осознает, когда он подлинно рассчитывает только на свои силы. " Ведь человек свободен, и нет никакой человеческой природы, на которой я бы мог основывать свои расчеты ". Человек не может быть уверен во всем, но это не должно отворачивать его от действий. Сартр говорит, что в таком случае надо "просто не питая иллюзий" делать всё, что от тебя зависит в данной ситуации.

Сартр обосновывает гуманность экзистенциализма. Главный его аргумент состоит в том, что данное учение не рассматривает человека как объект, в то время как материалисты ставят его наравне с неодушевленными предметами. Субъективность, постигаемая как истина, не является строго индивидуальной субъективностью, она постигается индивидом через других людей. Вместе с собой человек открывает всех остальных. То, что обобщает людей, Сартр называет не человеческой природой, а общими условиями существования: основные человеческие потребности - "быть в мире, быть в нем за работой, быть в нем среди других и быть в нем смертным". Поэтому один человек может представить проект другого человека, даже если их культурные социальные и исторические условия различны.

Сартр утверждал, что человек находится в организованной ситуации и заставляет всё человечество жить ей. В таких условиях ему предстоит постоянно выбирать, и даже если он зримо ничего не выбирает, он всё равно делает выбор. Даже если никакая априорная ценность не определяет его выбора, он все же не имеет ничего общего с капризом, поскольку человек ответственен за свой выбор.

Так же философ рассуждает о морали, считая, что человек выбирает её сам для себя и потом ей руководствуется. В вопросе о том, можно ли судить других людей, у Сартра неоднозначное мнение. С одной стороны судить других нельзя, так как если человек выбирает свою позицию и свой проект со всей искренностью и полной ясностью, каким бы ни был тот проект, ему невозможно предпочесть другой. Но с другой стороны, судить можно, поскольку человек выбирает, в том числе выбирает и самого себя, перед лицом других людей. Прежде всего можно судить, какой выбор основан на заблуждении, а какой на истине (это может быть не оценочной, а логическое суждение). Он основывает на том, что действия честных людей имеют своей конечной целью поиски свободы как таковой. Сартр утверждает, что свобода человека полностью зависит от свободы и других людей. Если индивид желает свободы для себя, он должен делать её для всех остальных.

Сартр осуждает тот гуманизм, который ставит человека как цель и высшую ценность. Жан-Поль утверждает, что нельзя высоко оценивать все человечество по выдающимся достижениям малой его части. Экзистенциалист не видит в человеке цель, поскольку он не завершен. Он существует как человек, проектируя и теряя себя вовне. Связь составляющих человека - стремления выйти за свои пределы и субъективности - в том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, - и есть понимание гуманизма в экзистенциализме. Гуманность в том, что экзистенциалисты напоминают человеку, что лишь он создает законы в мире, и что его судьба у него в руках.

В заключительных строках своей работы Сартр называет экзистенциализм (точнее, атеистический экзистенциализм) - последовательными выводами из атеизма. " Экзистенциализм - не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что Бога не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бы Бог существовал, это ничего бы не изменило". Автор имеет в виду то, что в любом случае человек останется ответственным за свое существование, и ничто не может спасти его от себя самого. И в этом смысле экзистенциализм очень оптимистичен, так как побуждает к действию.

________________________________________________________________________

В человеке существование предшествует сущности. Это коренное отличие экзистенциализма от классической философской традиции, в которой сущность всегда предшествовала существованию. Например, у Декарта в его словах "я мыслю, следовательно, существую" сущность ("я мыслю"), разумность человека, предшествует и обуславливает "я существую". Нет никаких норм, которые утверждали бы, что мы должны делать в нашей жизни. Получается, что человек свободен, т.е. нет никаких объективных норм и предписаний. Человека Сартр сравнивал с актером. Последний внезапно обнаруживал себя на театральной сцене в середине представления. Он не знает ни сценария, ни названия пьесы, ни своей роли, актер должен сам решить, кем ему быть. Он может в любой момент покинут сцену (имеется в виду самоубийство), но этот выбор он сделает без понимания того, чему вообще посвящен спектакль.

Человек обречен на свободу: заброшенный однажды в мир, он в ответе за всё, что делает, но ответственен не перед обществом, а перед самим собой, своим существованием. Следовательно, свобода абсолютна, а ответственность тотальна (всеохватывающая).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...