Культурные средства ретрансляции этнических стереотипов.
Этнические стереотипы формируются в процессе непосредственного межнационального общения, а также передаются через художественную литературу, фольклор, а также посредством неформализованных источников, таких как слухи, анекдоты, пословицы и поговорки. Обычно стереотипы усваиваются в процессе социализации. Поскольку стереотипы представляют собой часть культуры, то «привычку» думать о других группах определенным образом человек приобретает в раннем детстве в процессе общения с теми людьми, которые составляют его непосредственного социальное окружение. Это родители, сверстники, воспитатели, учителя. Это касается не только того, как выглядят чужие группы в наших глазах, но и наших представлений о том, как выглядит собственная группа в представлениях чужих групп. Если, например, дети слышат, что «русские слишком простодушны и доверчивы» или «с цыганами разговаривать нельзя – обманут», то они заучивают стереотипы. Стереотипы периодически проявляются в выступлениях глав государств. Примерами такого рода являются, например, слова президента Франции Жака Ширака, который заявил, что единственным вкладом англичан в сельское хозяйство является «коровье бешенство», и президента России Владимира Путина, который отметил, что в отличие от Африки, в России политических оппонентов не поедают. Методы изучения этнических стереотипов При изучении этнических стереотипов наиболее часто используются такой метод как «свободное описание». Например, может использоваться методика «завершение незаконченных предложений», который впервые был применен Пейном и Тандлером (1930) при изучении личности. Процедура проведения методики заключается в том, что испытуемых просят назвать черты характера, присущие представителям того или иного этноса в виде свободных описаний, причем количество и форма ответов не ограничиваются экспериментатором, а выбираются испытуемым самостоятельно. В ходе обработки полученных данных применяется контент-анализ. Стереотипными считаются наиболее часто упоминаемые качества. В дальнейшем можно подсчитывать направленность и интенсивность стереотипов, степень согласованности испытуемых в приписывании качеств.
Очень распространенной является методика «приписывание качеств», которую впервые использовали американские ученые Кац и К. Брейли в 30-е гг. XX века. Она заключается в том, что испытуемым предлагается выбрать из предложенного ограниченного набора качеств те черты, которые, на их взгляд, являются типичными для представителей определенных этнических групп. Широко распространены также методики изучения стереотипов, в которых использованы наборы характеристик, составляемые на основе пар противоположностей (биполярных шкал), например: «активность – пассивность», «щедрость – жадность», «простодушие – хитрость». Биполярные шкалы позволяют выявлять не только те качества, которые положительно характеризуют ту или иную группу, но и негативные стереотипы. Данный метод особенно продуктивен при проведении сравнительного исследования стереотипов двух (чаще всего своей и чужой) этнических групп. Таким образом, можно выявить то, насколько представители одной группы противопоставляют себя представителям другой. Для анализа образно-эмоциональных представлений об этнических группах может использоваться также проективный рисунок. Перед выполнением задания испытуемым дается следующая инструкция: “Нарисуйте образы русского, украинца, американца. Рисунок должен отражать наиболее типичные, на ваш взгляд, особенности данной национальности”. Изображения могут быть представлены в образной или символической форме. Данная методика позволяет избежать трудностей, связанных с вербальной передачей информации, возможных при взаимодействии представителей разных культур.
Культурная сензитивность Понятие «сензитивность» активно используется в психологии и трактуется как повышенная чувствительность к чужому мнению, боязнь новых ситуаций, тревожность. В теории межкультурной коммуникации межкультурная сензитивность рассматривается как как один из важнейших факторов общей межкультурной компетентности личности, необходимой для взаимодействия с представителями других культур. При контактах с представителями других культур человек в большинстве случаев ведет себя в соответствии с нормами той культуры, к которой он сам принадлежит. Однако, зачастую это не помогает понять смысл того или иного поступка партнера по коммуникации, так как этот смысл может быть скрыт в традиционных представлениях о правильном и неправильном поведении, которые в различных культурах и социокультурных группах существенно различаются. Например, мигранты, приезжающие в Центральную Россию из стран, где доминируют традиционные патриархальные ценности, отмечают такие негативные, с их точки зрения, черты принимающего населения как отсутствие уважения к старшим, своеволие молодежи и т.п. Дело в том, что коммуникативное поведение людей определяет фактор, названный основателем теории межкультурной коммуникации Э. Холлом «культурные очки». Это означает, что большинство людей рассматривает собственную культуру как единственную систему координат. При этом в повседневной жизни индивид обычно не осознает, что образцы его поведения и способы восприятия окрашены его собственной культурой, а представители других культур могут иметь другие точки зрения, системы ценностей и норм. Известный немецкий исследователь повседневной культуры Г. Баузингер отмечает, что повседневное поведение большинства людей характеризуется таким понятием как «наивный реализм». Человеку свойственно считать привычные нормы, стереотипы, процессы и явления, наполняющие их жизнь, абсолютной нормой. При этом люди не догадываются об относительности своего мировоззрения. Подобная неосведомленность порождает убеждение в превосходстве собственной культуры, а все, что не согласуется с ее нормами- отвергается личностью, объявляется нелепостью или варварством. В результате формируется высокомерное отношение к представителям других культур.
Если же речь идет о личности, обладающей межкультурной компетентностью и сензитивностью, то это означает способность эффективно взаимодействовать с людьми, имеющими другие поведенческие и культурные коды. При этом одной из основных составляющих межкультурной компетентности является межкультурная сензитивность, то есть чувствительность к различиям между культурами, осознание возможности возникновения трудностей в межкультурном общении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|