Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Задания на размышление.




Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе.

Задание 1. Дайте определение терминам:

Мифология, религия, философия, мировоззрение, онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика, материализм, идеализм, дуализм, субъективная реальность, объективная реальность, материализм, идеализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, скептицизм, агностицизм, дуализм, монизм, плюрализм.

Задание 2. Составьте схему, используя следующие термины:

Мифология, материализм, философия, религия, мировоззрение, идеализм, скептицизм, онтологическое направление, агностицизм, гносеологическое направление, оптимизм, дуализм.

Задание 3. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики, фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира, – …

2) Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину), – …

3) Система устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире, – …

4) Сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место в определённое время, на заре истории (времени) – …

5) Философское учение о бытии – …

6) Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового, – …

7) Философское учение о ценностях –

Задание 4. Реферативное изложение темы.

1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.

2. Каково соотношение философии и культуры?

3. Какова структура философии?

4. Определение понятия философского знания на разных исторических этапах. Каков предмет современной философии.

5. Назовите функции философии? В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии?

6. Является ли религия философией? Может ли философия быть религией?

Задание 5.

Какое место в системе знаний отводит Л. Витгенштейн (австрийский философ XX в.) философии, и как он определяет ее предназначение?

а) "Работа в философии — это в значительной мере работа над самим собой. Над собственной точкой зрения, над способом видения предметов (и над тем, что человеку от них требуется).

Философ легко попадает в положение неумелого руководителя, который, вместо того, чтобы заниматься собственным делом и лишь присматривать за тем, правильно ли выполняют свое дело его подчиненные, отнимает у них работу. И потому каждый день он перегружен чужой работой, подчиненные же, взирая на это, подвергают его критике".

б) "Философия не является одной из наук (слово "философия" должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками). Цель философии — логическое пояснение мыслей".

в) "Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии — не "философские предположения", а достигнутая ясность предположений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми".

Задание 6. Тестовая проверка знаний.

1. Укажите, что из перечисленного является формами мировоззрения.

а) религиозное, б) адекватное, в) научное, г) статистическое, д) мифологическое.

2. Какие из приведенных ниже признаков являются характеристиками философских проблем?

а) разрешимость, б) предельность, в) практичность, г) всеобщность, д) обыденность.

3. Сопоставьте формы мировоззрения и категории.

а) религиозное 1) истина б) философское 2) цельность

В) научное 3) вера

Укажите, кто из перечисленных лиц является персонажем мифа.

А) Баба Яга, б) Артемида, в) Дарт Вейдер, г) Иисус Христос, д) Дед Мороз

Расположите формы мировоззрения по порядку возрастания их рациональной сложности.

А) научное

Б) мифологическое

В) обыденное

Г) религиозное

Д) философское

Сопоставьте формы мировоззрения и их частные случаи.

А) мифологическое 1) общая теория поля

Б) религиозное 2) объективный идеализм

В) научное 3) индуизм

Г) философское 4) сказания о возникновении мира.

Укажите, какие из перечисленных функций являются общими для философии и науки.

А) познавательная, б) мировоззренческая, в) методологическая,

Г) критическая, д) эвристическая, е) ценностно-практическая.

Какие из перечисленных форм мировоззрения следует рассматривать в качестве предпосылок философии?

А) эстетическое (художественное), б) обыденное, в) научное,

Г) религиозное, д) мифологическое

Укажите, какие из перечисленных функций являются общими для философии и религии.

А) прогностическая, б) познавательная, в) мировоззренческая,

Г) методологическая, д) критическая, е) эвристическая

Ж) ценностно-практическая, з) социальная

Сопоставьте, в какие эпохи философия ориентировалась и наиболее активно взаимодействовала с иными формами мировоззрения.

А) философское и мифологическое 1) Средние века

Б) философское и научное 2) Античность

В) философское и религиозное 3) Новое время

Укажите, какие из перечисленных ниже дисциплин являются философскими.

А) гносеология, б) математика, в) этика, г) риторика

Сопоставьте наименования философских дисциплин и их определения.

А) гносеология 1) учение о деятельности

Б) онтология 2) учение о познании

В) аксиология 3) учение о бытии

Г) праксиология 4) учение о ценностях

Найдите соответствие между разделом философии и основной категорией.

А) гносеология 1) прекрасное

Б) этика 2) человек

В) эстетика 3) истина

Г) антропология 4) благо.

 

 

Тема 2. Научная, философская и религиозная картины мира.

I. Прочитайте материал лекции, ответьте на поставленные вопросы.

1. Дайте определение понятию «картина мира». Чем понятие «картина мира» отличается от «мировоззрения»?

2. Какие виды знаний являются основой для формирования картины мира? Чем они друг от дуга отличаются?

3. Составьте схему «Типы картин мира» (запишите в схему определение каждой картины мира).

4. Что общего между философией и наукой и что их разъединяет? Ответ оформите в виде таблицы.

Философия Наука
Общее
 
Различия
1. 1.
2. 2.

 

5. Выделите и охарактеризуйте этапы развития науки.

6. Очертите основные характеристики современной научной картины мира.

7. Составьте тезисы по вопросу «Особенности религиозной картины мира».

8. Что имеется в виду под библейской картиной мира. Раскройте ее содержание.

9. В истории европейской философии огромную роль сыграли две концепции взаимосвязи Бога и мира – пантеизм (особенно в эпоху Возрождения) и деизм (в Новое время). Раскройте их содержание. Почему пантеизм с позиции христианства может быт расценен как возврат к языческим представлениям?

II. Задания на размышление.

1. «Сегодня, после того, как философы с краской болезненного стыда сносили презрение ученых, которые бросали им в лицо, что философия не наука, нам – по крайней мере, мне – нравится в ответ на это оскорбление заявлять: да, философия не наука, потому что она нечто большее» (Х. Ортега-и-Гассет). Какие претензии, на ваш взгляд, может выдвинуть представитель науки по отношению к философии? И в чем философия может быть «больше, чем наука»?

2. Издавна человеческая мысль пытается разрешить проблему происхождения нашего мира, возникновения и дальнейшей судьбы вселенной. Этот вопрос относится к числу вечных вопросов, и, наверное, никогда не перестанет волновать умы людей. В настоящее время космологическая гипотеза «Большого Взрыва» является практически общепризнанной среди космологов. Тайна начала вселенной, произошедшей от «Большого Взрыва», до сих пор волнует умы человечества и, как показала история, привела ряд исследователей к мысли о сотворении нашего мира всемогущим Творцом. Католическая церковь в 1951 г. приняла идею «Большого Взрыва», как согласную с библейским учением о сотворении мира, и объявила о согласии научной и религиозно-католической картины мироздания. В 1981 г. на организованной Ватиканом конференции по космологии папа римский Иоанн-Павел II заявил, что областью науки является все, что произошло после «Большого Взрыва», но ученым не следует вторгаться в момент Взрыва, поскольку это сам акт Божественного творения.
В чем суть идеи «Большого взрыва»? Расскажите, что вам известно об этой гипотезе.

3. Писатель Анатоль Франс однажды остроумно заметил, что философская теория мироздания так же похожа на само мироздание, как глобус, на котором нанесены одни только долготы и широты, похож на Землю. Франс хотел высмеять философию, но на деле правильно схватил ее суть и важнейшую функцию: она дает человеку... что? Как параллели и меридианы помогают в чем-то человеку, так и философия помогает... в чем? Объясните.

4. Почему современную философию не относят к науке? По мнению одного из современных философов, наука – это «знание о вещах и вещных отношениях». В этом – корень различия между философией и наукой. Прокомментируйте в связи с этим высказывание российского ученого М.К. Петрова: «научное знание научно постольку, поскольку в нем нет человека, его эмоций, стремлений, потребностей. Человек неустраним из предмета философии, и знание выглядит философским ровно настолько, насколько оно включает человека».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...