Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Античная философия: основные проблемы и идеи.




Задание 1. Составьте конспект, ответив на вопросы.

1. Заполните схему:

Античная философия (_______________ вв.) Этапы развития:
 
Философские направления и их представители, характерные для данного этапа
Философские направления и их представители, характерные для данного этапа    
Философские направления и их представители, характерные для данного этапа    
 
 

 

 

·

·

 

·


·

· 4

 

2. Выделите особенности досократовского периода философии. Почему философию этого времени называют натурфилософией?

3. Демокрит и философия атомизма.

4. Назовите основные достижения философии досократовского периода.

5. Софисты, их позитивная и негативная роль в развитии философского знания.

6. Этическое учение и философский метод Сократа.

7. Охарактеризуйте философские взгляды Платона по плану:

А) Онтология Платона,

Б) Гносеология Платона,

В) Социальная философия Платона,

Г) Этика Платона.

8. Охарактеризуйте философские взгляды Аристотеля по плану:

А) Онтология Аристотеля,

Б) Гносеология Аристотеля,

В) Социальная философия Аристотеля,

Г) Этика Аристотеля.

9. Проблема поисков счастья: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.

Задание 2. Дайте определение терминам:

Первоначало (архэ), эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория, майевтика, эйдос, диалектика,, анамнезис, метафизика, материя и форма, гедонизм, кинизм, пифагореизм, эпикуреизм, стоицизм, гностицизм, неоплатонизм.

Задание 3. Задания для проверки уровня компетенций.

1. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»:

"Один только путь остается,

"Есть" гласящий; на нем — примет очень много различных,

Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,

Целым, единородным, бездрожным и совершенным.

И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу

"Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.

Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему…

Как может "быть потом" то, что есть,

Как могло бы "быть в прошлом"?

"Было" — значит, не есть, не есть, если "некогда будет…

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…

а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.

б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно "было" или "будет"?

в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.

2. Исходя из диалектических идей Гераклита, объясните следующие его высказывания:

а) "Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом человеческим".

б) "Морская вода и чистейшая, и грязнейшая одновременно: рыбам она питьё и спасение, людям же — гибель и отрава».

3. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».

Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

4. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы говорим, что удовольствие — это конечная цель, то, что мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)?

5. Сравните идеи о наилучшем устройстве общества Платона и Аристотеля. Оцените их:

- реальны они либо утопичны?

- есть ли в них черты исторической ограниченности либо наоборот, предвещания будущего?

- гуманны они либо антигуманны?

- есть ли идеи, которые можно было бы учесть современным политикам?

6. Прочтите эти фрагменты из сочинения Аристотеля:"Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее…

Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, - говорил он, - существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей".

"Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…"

Ответьте на вопросы:

а) Чем отличается "общее" Платона от "общего" Сократа?

б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)?

в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости?

 

Тема 5: «Средневековая философия».

Задание 1. Составьте конспект, ответив на вопросы.

1. Назовите хронологические рамки средневековой философии.

2. Назовите представителей средневековой философии.

3. Выделите особенности философии средних веков.

4. Какие 2 этапа прошла средневековая философия в своем развитии? Дайте им характеристику.

5. В чем различия взглядов представителей реализма и номинализма?

6. Составьте тезисы по вопросу «Философия Августина Блаженного».

7. Составьте тезисы по вопросу «Философия Ф. Аквинского».

8. Оцените значение средневековой философии.

Задание 2.. Теоретические вопросы.

1. Какие основные философские проблемы были сформулированы в период патристики?

2. Имеет ли человек свободу воли по Августину? Как принцип свободы воли соотносится с принципом провиденционализма?

3. С какими античными учениями связаны позиции реализма и номинализма?

4. Как соотносятся вера и разум в философии Фомы Аквинского?

5*. Познавательный принцип называемый бритва Оккама звучит так: «Сущности не следует умножать без необходимости» - в чем его смысл?

6. Как оправдать Бога, когда в мире есть зло по Августину?

7. Какие принципы средневековой философии отразились в позиции Абеляра – «Познаю то, во что верю» и Ансельма - «Верю, а потому знаю»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...