Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Студенты как социальная общность и особенности их социализации




Содержание

С.

Введение. 4

Глава 1. Теоретические аспекты изучения вторичной занятости студентов 7

1.1.Студенты как социальная общность и особенности их социализации. 7

1.2​. Вторичная занятость студентов и ее структура. 11

Глава 2. Особенности современной структуры вторичной занятости студентов региональных вузов. 15

2.1. Мотивы трудовой деятельности современного студенчества. 15

2.2. Специфика формирования и развития структуры вторичной занятости студентов региональных вузов 19

Заключение. 23

Библиографический список. 25

 

 

 

 

 

 

Введение

Студенчество-данное достаточно подвижная общественная категория, его структура каждый год изменяется, таким образом равно как количество принимаемых в университеты, превосходит количество издаваемых специалистов. Студенчество осуществляет особенную значимость в концепции социального распределения работы. Студенчество, представляя составляющей молодого поколения, предполагает собою особую общественную категорию, характеризующуюся особенными критериями существования, работы и обихода, общественным действием и психологией. Равно как общественная категория, студенчество считается союзом юных студентов установленными общественно важными тяготениями и проблемами. Студенты, прибегая к вторичной занятости, а именно к трудовым отношениям, становятся субъектами рынка труда.

Молодому поколения присущи особенности: энергичность, большая работоспособность, активность и стремительная обучаемость, какие соседствуют с большой трудоспособностью. Высочайшее формирование ранее никак не сочетается с реализацией юного учащегося. С целью извлечения высококлассного навыка в второстепенной занятости, учащемуся нужно будет немножко потрудиться. В настоящий период задачей делается загруженность учащихся. Рынок труда в данной работе изучается как трудовая сфера деятельности студентов, имеющих работу помимо учебы. Исходя из этого он значительно уже, так как здесь рассматривается только та работа, с которой есть возможность совмещения с учебой. Как правило, это работа в сфере услуг, общественного питания. В этих сферах студенту проще найти работу, здесь не нужны особенные профессиональные навыки, и вечерний график работы удобен учащемуся, а взамен этому можно получить опыт работы, новые знания, и затем, стать более конкурентно способным на рынке труда чем те, кто не имеет опыта работы.

Основная загруженность-главная загруженность, обладающая роль наравне с выводной, добавочной, второстепенной занятостью. В нашем случае данное обучение в Институте. Около половины выпускников школ при поступлении в вуз не имеют четко определенной профессиональной ориентации. Снижается стремление работать по получаемой специальности у студентов, а возрастает число желающих получать второе высшее образование. Наряду со снижением привязанности студентов к получаемой специальности наблюдается рост их вовлечения во вторичную занятость, т.е. современные студенты в процессе обучения все больше работают. Можно было бы предположить, что вторичная занятость должна приближать студентов к профессии, но это происходит далеко не всегда.

Актуальность темы исследования что современная молодежь имеет достаточно высокие амбиции. Это приводит к тому, что важные для государства рабочие места пустуют, так как в стране нехватка специалистов. Основные отрасли, которые более привлекательны для молодежи: управление, финансы, торговля.

Объект исследования - выступают студенты региональных вузов

Предметом исследования является структура вторичной занятости студентов региональных вузов.

Целью курсового проекта является выявление вторичной занятости студенческой молодежи.

Степень разработанности проблемы: состоит в том, что, небольшая стипендия, низкий уровень жилья, положение в семье заставляют студентов обращаться к поискам дополнительных заработок.

В соответствии с поставленной целью задачами являются:

1. Раскрыть понятие и методы вторичной занятости

2. Изучить теоретические и методологические аспекты вторичной занятости.

3. Дать характеристику вторичной занятости студентов

4. Провести исследование вторичной занятости студентов, методом социологического опроса.

Структура курсового проекта состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения вторичной занятости студентов

Студенты как социальная общность и особенности их социализации

Тема вторичной занятости учащихся студентов практически исчезает после революционный период. Многочисленны работы, посвященные проблемам здоровья молодежи и коммунистическому воспитанию, изучаются ценностные ориентации советского студенчества, проблемы его социализации. Полное отсутствие исследований материально-бытового существования студентов приводит к мысли, что политика советской власти в области высшего образования решила все эти проблемы. На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема занятости студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу. Экономическое положение и материальное обеспечения студентов в российских современных условиях приобрели острый характер. Противоречие между потребностями современной молодежи и общим снижением уровня жизни большой части населения, преимущество форм платного образования, мизерные стипендии заставляют студентов обращаться к поискам дополнительных заработков. На сегодняшний день вторичная занятость в среде студенчества приобрела массовый характер[1].

Распространенность вторичной занятости среди студентов означает также и то, что современный рынок труда формирует спрос на определенный тип работника промежуточного уровня квалификации. В сферах информационных и представительских служб – увеличился спрос на «интеллигентный» тип работника с, владеющего общепринятыми манерами поведения, развитой речью, имеющего соответствующий внешний вид. Спрос и предложение на студенческий труд совпадают еще и с тем, что студенчество и рынок труда имеют обоюдную заинтересованность во временной занятости. Следовательно, можно предположить, что студенчество вполне соответствует целому ряду специфических требований современного российского рынка труда. Дополнительная работа не может не оказывать влияния на академическую успеваемость, так как она вызывает перераспределение бюджета времени студента в сторону сокращения часов, отводимых на посещение занятий и на учебную подготовку. Далеко не большая часть работающих студентов, концентрируют свои интересы на учебе и изыскивают время для работы за счет сокращения времени досуга и развлечений. Влияние вторичной занятости студентов на качество образования потребовало специального исследования. Статистика показывает, что на начальных этапах получения высшего профессионального образования студенческая молодежь трудоустраивается далеко не по будущей специальности, что не способствует процессу профессионализации студента. Работа студентов старших курсов чаще приобретает квалифицированный характер, так как в этот период устанавливается более тесная связь между работой и изучаемой профессией. Чаще всего данное место работы может стать основным местом труда после окончания вуза[2].

По-разному влияют на учебу место и характер работы, степень ее регулярности. Социально-демографические характеристики студента, его социальное происхождение и степень благосостояния родительской семьи оказывают существенное воздействие на отношение студента к проблеме вторичной занятости, определяет его трудовые мотивации и степень необходимости вторичной занятости. Семейное положение студентов, наличие у них детей, жилищные условия выступают дополнительными факторами, усиливающими потребность в работе. В свою очередь данное сочетание с другими факторами оказывает различное воздействие на учебу. Задачи исследования состояли: в определении основных причин поиска работы, степени распространенности и профессиональной структуры вторичной занятости студентов; связи между специальностью обучения и сферой труда; влияния вторичной занятости на успеваемость студентов и качество подготовки специалистов. Во время пребывания в вузе у учащихся возникают особенности, которые определяют их определение в особую социаль­ную категорию. С этой целью характерны социально-психологические черты, условия жизни, труда и бы­та, социальное поведение, ценностные ориентации, и т.д. [3]

Данные характерные черты студенчества формируются в первую очередь общим для всех студентов видом деятельности – «обучением в учеб­ных корпусах, участием в вузовских городских центрах, размещением студентов (около 75%) в общежитиях, повседневным общением в студенческих группах. Все это при­водит к выработке черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, осознания своей причаст­ности и принадлежности к особой социальной группе – студен­честву. Этому способствуют и различные средства проявления личности со своим вузом и студенчеством в целом – посвя­щение в студенты, выдача вузовских значков, форма участни­ков строительных отрядов и т.д.». Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда – учеба, образ жизни способствуют выработке у студентов сплоченности в коллективе. Специфика обучения в вузе определяет высокую интенсивность общения студентов. Важной особенностью студенчества является социальный престиж. Студенческая молодежь – это наиболее подготовленная, образованная часть моло­дежи. Поэтому среди молодежной категории населения в социализации общества студенты занимают самую высокую позицию. Характерные черты студенчества формируются не только лишь расположением как запаса интеллигенции, однако и приспособлением к молодому поколению. «Особая роль этой молодежной категории устанавливает и ее свойственные особенности – переходный период от юности к зрелости, преобладаю­щий интенсивной интеллектуальной деятельностью по усвоению человеческого опыта и знаний, готовность к решению материальных, общест­венных и духовных проблем». Особенности молодежного возраста характеризуются двойственный вид общественной психологии учащихся. С одной стороны, им характерен интенсивный отбор значения существования желания к новейшим мыслям. Однако в силу недостаточности актуального навыка студентам нередко присущ скептицизм. Он проявляется в различных формах: «в последовательном абсолютном безучастии к общественным ценностям, исключенным из сферы действительно важного. Элемен­ты скептического сознания могут выражаться и в области от­кровенной аполитичности, безразличия ко целому, что выходит за рамки непосредственного существования, когда все, что выходит за пределы узко и ограниченно понятых науки и техники, объявляется не­существенным. Данная роль того или иного эле­мента научного знания – естественно-технического или гума­нитарного –сочетается с полнейшим пренебрежением к социальным идеалам и этико-эстетическим ценностям».[4]

Опираясь на вышеизложенное, можно дать следующие основные характеристики досуга студенческой молодёжи:

- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг стимулирует творческую инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную «Я-концепцию»;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности

 

1.2​. Вторичная занятость студентов и ее структура

Вторичная занятость выступает как неотъемлемый элемент любого рынка труда. В самом широком смысле под вторичной занятостью обычно понимается добровольная (постоянная или временная), оплачиваемая трудовая деятельность, осуществляемая в свободное от основной работы время. Необходимо отметить, что в настоящее время нет единого подхода в интерпретации данного понятия.[5] Это влечет за собой различные количественные оценки распространения данного феномена в современном российском обществе. С одной точки зрения вторичная занятость рассматривается не только как дополнительная по отношению к основной работе, но и как дополнительная к различным статусам незанятости. Поэтому во вторичную занятость входит основная трудовая деятельность пенсионеров, учащихся, безработных. Согласно второму подходу, под вторичной занятостью понимается деятельность более чем на одной работе. В этом случае она выступает в виде второй регулярной работы или приработков, регулярных или нерегулярных работающего населения. Актуальной проблемой учащейся молодежи является нечетко сформированное своё профессиональное определение. Учась уже на определенном факультете, студент может не до конца понимать, чем он будет заниматься в будущем. Это может быть обусловлено разносторонними интересами личности, отсюда непонимание, чем конкретно он хочет заниматься, либо же наоборот, вопрос выбора места работы - в интересной для индивида определенной профессиональной и даже может быть незнакомой сфере, либо выбор работы по специальности. Сам факт поступления молодых людей в вуз подразумевает их стремление в будущем получить достойно оплачиваемую работу. То есть среди основных целей занятости студенческой молодёжи главной является забота о послевузовском трудоустройстве, потребность в работе как одной из форм социализации.[6]

Вторичная занятость выступает как неотъемлемый элемент любого рынка труда. В самом широком смысле под вторичной занятостью обычно понимается добровольная (постоянная или временная), оплачиваемая трудовая деятельность, осуществляемая в свободное от основной работы время. Это влечет за собой различные количественные оценки распространения данного феномена в современном российском обществе. С одной точки зрения вторичная занятость рассматривается не только как дополнительная по отношению к основной работе, но и как дополнительная к различным статусам незанятости. Поэтому во вторичную занятость входит основная трудовая деятельность пенсионеров, учащихся, безработных.

В ходе анкетирования были опрошены 50 студентов факультета государственного и муниципального управления Саратовского университета РАНХиГС (среди которых 42 % юношей и 58 % девушек), средний возраст респондентов 18-20 лет, что в целом соответствует половозрастному составу молодежи, обучающейся в учреждениях высшего профессионального образования страны. Работа для студентов является ключевым условием жизнеобеспечения, материальный стимул является основными для выхода молодежи на рынок труда. Стоит заметить, что стремления, связанные с будущей профессиональной деятельностью, а именно: налаживание контактов – желание расширить круг общения, самореализация в профессии и накопление опыта – не являются приоритетными в системе мотивов опрошенных студентов. С некоторыми допущениями, мы можем сгруппировать приведенные мотивы в две основные категории: 1) тактические – установка на получение дополнительного дохода или средств к существованию, чтобы не быть зависимыми от родителей, а также необходимость оплачивать обучение; 2) стратегические – стремление расширить круг общения, накопление опыта. Другими словами, речь идет о накоплении социального капитала как индивидуального атрибута, дающего серьезные преимущества в достижении жизненных целей, карьере, доступе к информации. Исходя из выделенных категорий, мы можем говорить о двух стратегиях поведения студентов на рынке труда, а именно: «работа – деньги» и «работа – опыт». В первом случае работа не требует специальных навыков и приносит, 254 как правило, сравнительно большие доходы. Такую работу в большинстве случаев выбирают те, кто живет в общежитии на стипендию и на те деньги, которые дают им родители. Такую работу найти легче – достаточно просмотреть объявления о свободных вакансиях в газетах.[7] Самые распространенные виды занятости работающих студентов – промоутеры, курьеры, разнорабочие, грузчики, охранники. Второй вид работы рассчитан на получение опыта по специальности. И как правило, студенты идут на такую работу, зачастую не придавая значению оплате труда, руководствуясь мнением, что «современного работодателя дипломом, даже красным, не удивишь, его больше интересуют практические навыки молодого специалиста». Мотивы занятости работающих студентов весьма неоднозначны. Первое место в списке занимает желание не зависеть от родителей – этот мотив отмечают 52% опрошенных. Показательно, что такой мотив, как необходимость оплачивать учебу, занимает в рейтинге третье место, это говорит о том, что наши студенты, подобно американским, вынуждены «балансировать» между учебой, оплатой за обучение и работой. Данная ситуация должна тщательнейшим образом отслеживаться администрацией вузов и другими соответствующими структурами. Так, американские ученые прогнозируют рост цен на все виды образовательных услуг в ближайшие годы, а также снижение социальных выплат и пособий нуждающимся, поэтому предполагается увеличение числа работающих студентов, да и у тех, кто уже работает, значительно увеличится нагрузка. У некоторых групп работающих студентов рейтинг мотивов отличается от мотивационной структуры. К таким группам относятся студенты: а) из семей с низким материальным положением, для них в большей степени характерна ориентация на дальнейшее трудоустройство (42,9 %) и увеличение круга своих знакомых (42,9 %); б) студенты, не получающие стипендию, – для них приоритетным мотивом выступает необходимость платить за учебу (55,9 %), а уже на второй план выходит независимость от родителей (50 %) и возможность дальнейшего трудоустройства (41,2 %).[8]

Таким образом, студенчество является специфической частью более широкой социально-демографической группы - молодежи, то общие особенности положения молодежи в целом определяют и условия развития студенчества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...