Мотивы трудовой деятельности современного студенчества
Студенчество рассматривается как специфическая часть более широкой социально-демографической группы молодежи. Следовательно, особенности положения молодежи в стране обуславливают и условия развития студенчества.[9] Студенческая молодежь занимает особое место среди трудоактивных групп, поскольку именно эта группа обеспечивает воспроизводство и формирование высококвалифицированных специалистов в наукоемких отраслях и различных отраслях промышленности, и сферах управления, то есть тех, в чьих руках находятся реальные рычаги управления и от кого в конечном итоге зависит успех преобразований в современном российском обществе. К сожалению государство, в настоящее время, не находит применение высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивает нормальные возможности им самим зарабатывать на достойную жизнь и тем самым поставило большинство из них на грань бедности, что ведет к дезинтеграции всего общества. Между тем, успешная трансформация экономических и социальных преобразований в российском обществе зависит не только от собственно экономических факторов, но и в значительной степени от того, насколько органично войдут в новые отношения трудоактивные группы населения. Развитие системы высшего образования в современной России, характерное для последних лет, есть результирующая высокого спроса на него со стороны молодого поколения и широкого предложения со стороны системы высшего образования. Спрос на высшее образование обусловлен широко распространенным в современном обществе мнением о том, что именно с помощью него достигается успех в жизни. Несмотря на высокую мотивацию выпускников трудоустраиваться по специальности, существует ряд проблем связанных с восприятием молодых специалистов работодателями. Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Необходимо скоординировать взаимодействие между органами образования, работодателями, органами службы занятости и другими структурами, действующими на рынке труда. Основной критерий результативности деятельности учреждений профессионального образования - трудоустройство выпускников по профессии или специальности, освоенной в процессе обучения.[10]
Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Учащиеся профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике. Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у учащихся профессиональных учебных учреждений. Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни пригодится”, то обучающийся теряет интерес. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности. Стимулирование на результат, а не на оценку. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию. Связка студент-преподаватель.[11]
Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы (даже, если они отдаленно связаны с темой урока). Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации — укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверяют учащимся, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения. Уважение к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него». Заинтересовать их. Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом. Можно создать им такие ситуации на уроках, в которых они могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т. п. Использовать метод кнута и пряника. Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение рейтинговой системы оценки. Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). Т. е. в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед учащимися, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге учащийся будет замотивирован конкретными бонусами и преференциями на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу. Мотивация личным примером. [12]
Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими. Таким образом образовательные планы работающих и неработающих студентов не различаются. Что касается планов на дальнейшее проживание, то здесь работающие студенты в большей степени, чем неработающие, предпочитают остаться в Москве – наличие работы является сдерживающим фактором для территориальной мобильности. Желание работать по специальности не различается у работающих и неработающих студентов. Как работающие, так и неработающие студенты полагают, что для трудоустройства наиболее важны личные качества соискателя, качественная профессиональная подготовка и опыт работы.[13]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|