Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика формирования и развития структуры вторичной занятости студентов региональных вузов




Студенты вузов в целом активные молодые люди, стремящиеся самореализоваться в процессе обучения и приобретения профессиональных знаний, навыков и умений. Успех социальной и творческой самореализации студентов зависит от того, насколько сформирована так называемая «воспитывающая среда» в вузе. В воспитании студента и становлении его как личности высока роль преподавателя. Так считают и сами эксперты. 60% полагают, что студенты только формируются как личности, как будущие профессионалы, поэтому необходимо воспитывать их и вне учебного процесса. При этом большая часть экспертов полагает, что в целом в вузах сформирована «воспитывающая среда», то есть созданы условия для развития профессиональной компетентности студентов, а также для их социальной и творческой самореализации. По мнению студентов вузов, в формировании мировоззрения и гражданской позиции, могут быть полезны дисциплины социально-гуманитарного цикла. Так считают 37,7% опрошенных. При этом, в числе наиболее значимых учебных дисциплин указаны следующие: психология (26,4%), философия (23%) и социология (21%). При этом с наибольшим интересом социально-гуманитарные дисциплины изучают больше половины студентов.

Наиболее типичные занятия студентов в свободное время:

1. Встречаюсь и общаюсь с друзьями дома или в гостях 74,7%

2. Слушаю музыку, читаю книги, смотрю видео 74%

3. Занимаюсь домашним хозяйством, бытовыми проблемами 53,9%

4. Увлекаюсь компьютером, Интернетом, играю в компьютерные игры 53,1%

5. Посещаю театры, концерты, кино 50,8%

6. Провожу время на природе, гуляю 47,9%

7. Смотрю телевизор, слушаю радиопередачи 40,7%

Интересно обратиться к результатам опроса 2016г. Как следует из таблицы 1, досуг более половины студентов (55%) проводят дома, занимаются бытовыми проблемами, смотрят телевизор, видео, слушают музыку, читают книги. 42% посещают дискотеки, ночные и спортивные клубы, театры и кино. Только около 20% занимаются дополнительно для получения образования и 4% участвуют в работе общественных и политических организаций. Вопреки распространенному мнению, что ориентация на дружеское общение - характерная черта молодежи, здесь прослеживается тенденция к интровертному, самостоятельному проведению свободного времени. Внизу остались такие виды деятельности как общественная работа (4%), посещение музеев и выставок (5%), клубов по интересам (8%).

Таблица 1

1. Читаю газеты, журналы 41,9%

2. Посещаю дискотеки, ночные клубы 45,6%

3. Посещаю спорт клубы, секции, тренировки 17,3%

4. Посещаю политические организации, собрания, митинги.,4%

5. Встречаюсь и общаюсь с друзьями или в гостях 18,4%

6. Провожаю время на природе, гуляю 3,4%

7. Посещаю церковь, другие религиозное собрания,5%

8. Чем еще 2,2%

Сравнение результатов опросов 2015 и 2016 гг. показало, что студенты стали более экстровертированы и в числе форм проведения досуга все чаще выбирают общение с друзьями и взаимодействие с окружающим миром. Так, больше студентов стали посещать театры, концерты, кино (50,8% против 38,9%), посещают музеи, выставки, вернисажи (9,0% против 5,4%), занимаются в различных кружках, клубах по интересам (музыкой, танцами и т.д.) (12,3% против 7,6%). Студенты стали значительно больше времени проводить на природе, гулять на свежем воздухе. Так ответили 47,9% респондентов против 3,4% опрошенных студентов в 2006 г. Это объясняется пониманием студентами роли здорового образа жизни, в том числе и для их будущей карьеры и популяризацией идеи здорового образа жизни в студенческой среде в настоящее время. Также студенты вузов становятся все более религиозны: посещают церковь, другие религиозные собрания (7,7% опрошенных студентов против 0,5% студентов, опрошенных в 2016.)[14]

В современном вузе органы студенческого самоуправления могут быть представлены в большом многообразии. Но, в целом, в Концепции развития студенческого самоуправления в Российской Федерации названы следующие организационные формы студенческого самоуправления: орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческие научно-производственные отряды (СНПО), студенческие кафедры, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам и т.д.); профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности; орган студенческого самоуправления в форме общественного объединения. Таким объединением может быть студенческий совет, союз студентов данного образовательного учреждения; профсоюзная организация студентов и общественное объединение, совместно выполняющие функции органа студенческого самоуправления.[15]

Таким образом в целом около трети студентов имеют оплачиваемую работу, при этом на младших курсах доля работающих студентов составляет 18%-20%, на старших – около 60%-70%.). Сферы, в которых работают студенты, в целом согласуются с направлением обучения на их факультетах. Самые популярные должности, занимаемые студентами – менеджер, аналитик, консультант, в основном их занимают студенты более старших курсов. Самый популярный вариант поиска работы – через родственников, друзей и знакомых, с увеличением курса он заменяется на поиск через объявления и рассылку резюме.

 

Заключение

Успех экономических и социальных преобразований в значительной степени зависит от того, насколько органично вошли в новые отношения трудоактивные группы населения. Особое значение приобретает, в связи с этим социализация, ценностные ориентации и адаптация студенческой молодежи, поскольку именно эта группа обеспечивает воспроизводство и формирование высококвалифицированных специалистов в наукоемких отраслях, государственных и муниципальных служащих, менеджеров и т.п., то есть тех, в чьих руках находятся реальные рычаги управления и от кого, в конечном итоге, зависит успех преобразований.

Поскольку студенчество является специфической частью более широкой социально-демографической группы - молодежи, то общие особенности положения молодежи в целом определяют и условия развития студенчества. Наши исследования показали, что в современном российском обществе институт образования не выполняет в необходимом объеме функции основного канала включения молодежи в общественную жизнь. Существует устойчивая тенденция к росту незанятой молодежи, причем значительная часть попадает в категорию безработных, еще не начав трудовой деятельности, сразу после окончания вуза. Поскольку молодежь находится на стадии формирования установок трудовой деятельности и социальных ориентиров, то безработица и отсутствие профессионального роста среди молодежи может привести к снижению качества трудовых ресурсов в будущем.

Получение высшего образования рассматривается студентами как способ повышения своего социального статуса, поскольку оно все же значительно расширяет возможности будущего трудоустройства. И, тем не менее, многие выпускники не могут найти работу, после окончания вуза и пополняют ряды безработных.

В первой главе работы были проанализированы теоретические основы изучения вторичной занятости студентов, мы выяснили, что студенчество является специфической частью более широкой социально-демографической группы - молодежи, то общие особенности положения молодежи в целом определяют и условия развития студенчества, и что работающие студенты – активные молодые люди, которые по своим учебным характеристикам в целом превосходят неработающих, потому как основная причина их выхода на рынок труда – желание лучше овладеть изучаемой профессией, получить практические навыки. С другой стороны, Университет в полной мере не создает для них подходящих условий обучения (в плане составления расписания и учебных планов), отсутствует «обратная связь». Практическими рекомендациями в данном случае может быть налаживание коммуникации руководства факультета со своими работающими студентами, чтобы постоянно находиться в курсе, как требований рынка, так и учебных запросов работающих студентов.

Во второй главе мы переходим к практической основе. Таким образом в целом около трети студентов имеют оплачиваемую работу, при этом на младших курсах доля работающих студентов составляет 18%-20%, на старших – около 60%-70%.). Сферы, в которых работают студенты, в целом согласуются с направлением обучения на их факультетах. Самые популярные должности, занимаемые студентами – менеджер, аналитик, консультант, в основном их занимают студенты более старших курсов. Самый популярный вариант поиска работы – через родственников, друзей и знакомых, с увеличением курса он заменяется на поиск через объявления и рассылку резюме.

 

Библиографический список

1. Аверьянов Л.Я. Социология: что она знает и может. - М., 1993.

2. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы (изд-е 2-е, доп. и расш.). -М., 1998.

3. Агабеков А.Ш. Социологическое исследование процесса адаптации студенчества. М., 1987.

4. Александрова А.Б. Конкурентоспособность молодежи на рынке труда в контексте переходного общества //Социология. Научно-теоретический журнал. Минск: 1998. №2.

5. Андреев С. В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям // Ин-т социологии РАН. М., 1997.

6. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001.

7. Артемьев А.И. Социология личности. 2-е изд. М.: "Арба Т - XXI", 2001.

8. Бабосов Б.М. Переход к рынку в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. -1991.- № 4.

9. Бабочкин П.И. Социальный портрет современного молодого человека // Молодежная Политика: Информ. бюл. /Ин-т молодежи. -1996. № 124-125.

10. Багдасорьян Н.Г. Инновации в ценностных ориентациях студентов /

11. Багдасорьян Н.Г. Послевузовские ожидания студенческой молодежи /

12. Багдасорьян Н.Г., Кансурян Л.В., НемцевА.А.// Социологические исследования. 1995. - № 4.

13. Багдасорьян Н.Г., Немцов А.А., Кансурян Л.В // Социологические исследования. 2003. - №6.

14. Бараненкова Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования // Проблемы теории и практики управления. 1998.- №4.

15. Бессонов Б.Н. Образование прорыв в XXI век. / Бессонов Б.Н., Ващекин Н.П., Тихонов М.Ю., Урсул А.Д. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

16. Бобахо В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Обществ, науки и современность. -1996. № 3.

17. Брайер К.Х. Безработица и неполная занятость // Социологические исследования. 1993. -№5.

18. Бронаковский Г. Карьера и разочарования молодых инженеров. -Минск, 1990.

19. Букин В.П., Маркин В.В., Михнева С.Г., Найденова Л.И. // Программноаналитический проект. Пенза, 1997.

20. Букин В.П. Занятость молодежи в регионе: проблемы и решения /

21. Быкова С.Н., Чупров В.И. // Социологические исследования. 1991. -№9.

22. Быкова С.Н. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой /

23. Вардонацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении? (О теории изучения ценностной системы человечества) //Социологические исследования. 1993. - № 4.

24. Васина Е.З. Научно-техническая интеллигенция и реформа //Мировая экономика и международные отношения. 1995. - № 3. - С. 35-52.

25. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии //Вебер М. избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

26. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. - №5.

 

 

Интернет-ресурсы

1. http://refleader.ru/jgepolyfspolrna.html

2. http://studik.net/vtorichnaya-zanyatost-studentov-gu-vshe-prichiny-i-sledstviya/

3. http://studik.net/vtorichnaya-zanyatost-studentov-gu-vshe-prichiny-i-sledstviya/

4. http://www.tnu.in.ua/study/refs/d111/file120908.html

 


[1] Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 2006-C.305-412

[2] Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. Страусс А., Корбин Дж. М., 2009.С 256.

[3] Андреев С. В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям // Ин-т социологии РАН. М., 2012

[4] Бараненкова Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования // Проблемы теории и практики управления, 2008. -С. 144-251

[5] Молодежь в Самарской области в 2002 г. / Под ред. В. Звоновского. Самара, 2003. С. 194.

[6] Гордиенко Ю.Ф. Проблема выбора в трансформирующемся обществе. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. -480с.

[7] Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996; Перова И. Указ. соч.; Средние классы в России: Экономические и социальные стратегии. М., 2003. С. 285

[8] Бессонов Б.Н. Образование прорыв в XXI век. / Бессонов Б.Н., Ващекин Н.П., Тихонов М.Ю., Урсул А.Д. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

[9] Бобахо В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Обществ, науки и современность. -1996. № 3

[10] Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов / Волков Ю.Г., Мостовая И.В. // Под ред. проф. В.И.Добренькова. М.: Гардарика, 1999.210с

[11] Высшее профессиональное образование: мировые тенденции (Социальный и философский аспект) /ФедоровИ.Б., Еркович С.П., Коршунов С.В. М.: МГТУ, 2010.С 35-50

[12] Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. // Социологические исследования. 2002. - №1.

[13] Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. - №10.

[14] Добрынина В.И., Добрынин В.В., Кухтевич Т.Н., Туманян О.В. Общество высшая школа - молодежь. М., 1995. С. 55, 44

[15] Иванов А.Е. Студенчество России концаXIX– начала ХХ века. Социально-историческая судьба. М.: РОССПЭН, 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...