Библиотечная инноватика: что осознано и что предстоит осознать библиотечному профессиональному сообществу
Мировой библиотечный опыт показывает, что проблемы нововведений всегда были актуальными. Ныне они стоят особенно остро, поскольку библиотеки, с одной стороны, как никогда прежде ощущают ограниченность финансового обеспечения и поэтому изыскивают пути рационального использования своих ресурсов: кадров, фондов, справочно-библиографического аппарата (СБА), технического оснащения. С другой стороны, они стремятся интегрироваться в мировое информационное пространство, осваивая профессиональные международные стандарты. Как следствие воздействия этих факторов, в последние годы заметен интерес библиотечных специалистов к вопросам инновационной деятельности. Зарубежные публикации, посвященные инновационным процессам библиотечной деятельности, появились еще в 1970-х гг., и сегодня их значительно больше, чем отечественных. Зарубежные авторы анализируют общие проблемы изменений в библиотеках, рассуждают о возможных последствиях нововведений, как для читателей, так и для библиотекарей. Их разработки, безусловно, заслуживают внимания, однако существенные ресурсные различия отечественных и зарубежных библиотек не позволяют использовать все имеющиеся достижения. Первые библиотековедческие публикации российских специалистов по данной проблеме относятся к концу 1980-х гг. Это, главным образом, описание опыта деятельности библиотек России, оценка современной ситуации обновления, перспектив изменений в библиотеках. Природа библиотечных инноваций в них исследуется с разных позиций и, фактически, наибольшее значение придается не столько феномену «нововведения», «инновации», сколько новым аспектам библиотечной работы — «изменениям».
Процесс появления нового при осуществлении изменений обозначают различными терминами: «новшество» (5; 12; 64), «новация» (125), «нововведение» (5; 12; 64; 69-78; 106), «инновация» (69-78). Зачастую одни специалисты используют эти слова как синонимы (С. Г. Матлина), другие не заостряют внимание на различии в сущности определенных понятий (Н. А. Толканюк), третьи четко разделяют их по значению (С. А. Басов, А. Н. Ванеев, Е. С. Мартин). В публикациях отечественных специалистов обозначены три позиции, позволяющие рассматривать библиотечные нововведения (инновации) как: * средство распространения «передового библиотечного опыта» в рамках научно-методической деятельности библиотек; * особый признак развития и совершенствования библиотечной работы, основанный на поиске новых путей функционирования библиотек, качественно превосходящих предыдущие; * средство творческого роста сотрудников библиотек. Объединяет все обозначенные позиции и отличает их от распространенных взглядов из общей теории инноваций то, что в большинстве библиотековедческих публикаций «нововведение» (библиотечная новация) рассматривается как важнейший «процесс», а не как «результат». При этом весь процесс осуществления инновационной деятельно рассматривается с одной стороны, как процесс распространения новшеств по сети библиотек (5; 12; 36; 64; 112; 132; 138). С другой стороны, процесс организации и управления библиотечным развитием, связанный с наращиванием потенциала (38; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 76; 77; 83; 106; 125). Из указанных точек зрения первая отражена в работах Ю. Б. Авраевой, С. А. Басова, А. Н. Ванеева, Е. С. Мартина, Е. А. Фенелонова Сущность характеристики нововведения с позиции процесса распространения и адаптации «передового библиотечного опыта», «ядра» методического руководства библиотек изложена в последнем изданий «Справочника библиотекаря». В нем понятие «инновация» не применяется, а замещается терминами «новшество», «нововведение», «инновационная деятельность», рассмотренными в разделе «Методическое < печение библиотечной деятельности» (112, с. 348). Указывается, что цель инновационной деятельности заключается в поиске, оценке и применении библиотечных новшеств. Под «новшеством» понимаются новые (неизвестные) или известные, но модернизированные формы и методы библиотечной работы, способствующие ее совершенствованию «Источником» новшеств рассматривается «передовая библиотечная практика, рационализаторские предложения библиотекарей, рекомендации научных исследований». Процесс ввода новшества в библиотечную практику, в целях ее совершенствования, определяется как! «нововведение» (23). Характеризуя особенности инновационной деятельности в библиотеках, А. Н. Ванеев подчеркивает, что ее сущность} заключается в осуществлении процессов создания новшеств и их применения, при этом ее конечная цель — превратить новшество в ново-1 введение, обеспечить его освоение в конкретной библиотеке и в сети! библиотек (112, с. 348). Указывается, что «нововведения» — это действенный способ устранения недостатков и противоречий библиотечной деятельности. Обнаружить недостатки и противоречия в деятельности библиотек (потребность в новшестве), а затем найти необходимое (созданное наукой и передовой практикой) новшество и обеспечить процесс его внедрение в практику конкретной библиотеки является задачей библиотечных методистов. Задача методистов заключается не только в том, что бы фиксировать достижения библиотечной практики, анализировать и способствовать их распространению, но в создании нового опыта, разработке рекомендаций по совершенствованию практики, то есть в управлении передовым библиотечным опытом (26).
Нововведения в контексте методической работы в свое время были охарактеризованы и С. А. Басовым (5), который считал их «ядром» методической работы. Однако, в отличие от других исследователей, он не рассматривает нововведения с позиций распространения «нового опыта». Им отмечалось, что опыт надстраивается над практикой, вторичен по отношению к ней, поскольку существует не как деятельность, а как информация, знание о деятельности (5, с. 8), и предложено изменить угол зрения на проблему, говоря не о внедрении достижений науки и практики в сферу библиотечного дела, а об управлении научно-техническим прогрессом в сфере библиотечного дела. С. А. Басовым было предложено осуществить интеграцию инновационной теории с библиотековедением и обосновать новую трактовку социальной роли методиста как специалиста в области управления нововведениями в сфере библиотечного дела.
В 1988 г. была защищена первая кандидатская диссертация «Управление нововведениями в библиотеках», в которой нововведения исследованы в контексте реализации инновационного процесса. Эта работа была выполнена Е. С. Мартиным на кафедре библиотековедения в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской под научным руководством Г. М. Михайловой. Целью исследования Е. С. Мартина явилась разработка условий и путей совершенствования нововведений в практике работы массовых библиотек. Нововведения им рассматривались как интегративный процесс распространения, адаптации, внедрения и освоения новшеств библиотечной работы. Пути совершенствования механизма управления нововведениями определялись автором на основе принципов целевого управления нововведенческими программами. Управление нововведениями Е. С. Мартиным рассматривалось с позиций разработки мер адаптации сложившейся системы управления и методического руководства библиотек к основным этапам инновационного процесса. Обязательными условиями процесса нововведений считались: создание целостной системы информирования о новшествах и организации нововведений; осуществление экспериментального внедрения новшеств с целью выявления возможностей их дальнейшего распространения среди библиотек; методическое консультирование участников внедрения.Е.С.Мартыновым были разработаны: * модель региональной структуры управления нововведениями,основанной на принципах программно-целевого управления; * ряд практических методик: по поэтапной организации нововведения,
* определения уровня восприятия библиотечными работниками внедряемого новшества, анализа и описания конкретных случаев нововведения. Однако, методическая деятельность библиотек в последние годы видоизменяется, пересматриваются функции методических служб, которые в процессе структурного обновления библиотек либо реорганизуюся в другие отделы, либо их штаты и функции сокращаются (6; 12;| 120). Многим библиотекам приходится самостоятельно решать вопрос совершенствования собственной деятельности и обходиться без помощи методистов. Эти реалии современной действительности позволяют другим авторам рассматривать инновацию шире контекста научно-методической работы и понимать ее как особый признак развития и совершенствования библиотечной работы, основанный на поиске новых путей функционирования, качественно превосходящих предыдущие. Так, Н. С..Карташов подчеркивает, что нововведения пронизывают всю библиотечную деятельность, предполагают внесение изменений в любой элемент библиотечной системы: от единичных и простейших вплоть до глубок преобразований сложных библиотечных процессов (38). Понятие «развитие библиотек» как профессионально значимый термин появился в отечественной библиотековедческой литератур конце 90-х гг. для обозначения запланированной, целенаправлен» деятельности по качественному изменению библиотечных услуг и продуктов, формированию новых условий и расширению возможностей доступа пользователей к информации (26). В этом случае инновационная деятельность понимается как внутренний процесс, характерный для библиотеки, осуществляющей инновации. Здесь важное значение имеет определение целей развития отдельно взятой библиотеки, выбору первоочередного объекта изменения (обновления), разработка стратегического плана изменений, который фокусирует те идеи и подходы, с помощью которых будущее воздействие перемен оценивают и учитывают в текущих решениях. Одной из первых работ, посвященных инновациям в контексте библиотечного развития, является диссертационное исследование Н. А. Толканюк «Инновационные процессы в библиотечном деле», выполненное на кафедре библиотековедения в Московском государственном университете культуры в 1994 г. под руководством профессора А. Я. Айзенберга (125). Инновация рассмотрена как особый вид библиотечной деятельности, определены роль и место инновационных процессов в структуре этой деятельности, рассмотрены разновидности инноваций и определены факторы, влияющие на их реализацию. Н. А. Толканюк параллельно вводит два понятия: «новация» и «инновация». Под «новацией» понимаются достижения науки и практики, используемые в качестве нового средства для более эффективного удовлетворения читательских потребностей, а под «инновацией» — комплексный процесс создания, распространения и использования «новшеств» в целях развития библиотеки как социального института и повышения эффективности ее деятельности (125, с. 8). Однако надо заметить, что сущность термина «новшество», введенного в определение понятия «инновация», автором не уточняется, а акцент на «процессном» понимании природы библиотечных инноваций не предусматривает уточнения средств, обеспечивающих их результативность.
В качестве основных направлений инновационной деятельности библиотек Н. А. Толканюк указывает три: развитие исторически сложившегося типа библиотек путем организационно-управленческих решений; автоматизация и механизация технологических процессов; коммерциализация библиотечной деятельности. Подчеркивается, что преимущественное распространение (на момент исследования) получили два последних направления. Ряд авторов рассматривают инновационную деятельность в аспекте ее влияния на персонал библиотеки. Отмечается, что внедрение новшеств обеспечивает профессиональный и личностный рост сотрудников, способствует овладению новыми знаниями и навыками; снятию «накопленной усталости» от выполнения рутинных, однообразных процессов; повышению творческой компоненты повседневной деятельности, которая часто выступает своеобразным компенсатором многих негативных факторов (размера оплаты и условий труда, ограниченных возможностей карьерного роста и т. п.) (86, с. 3). Наиболее ярко творческий компонент библиотечных инноваций, рассмотрен в работах С. Г. Матлиной. По ее мнению, внедрение нового зависит от степени осознания сотрудниками библиотеки необходимости грядущих перемен, их активности и творческой фантазии (73). Подчеркивается, что в начале любого библиотечного нововведения лежит нестандартная идея, основанная на фантазии, экспромте, импровизации, поэтому библиотечную инновацию многое сближает с искусством. Творческие идеи передаются только «из рук в руки».('Имеется ввиду совокупность важнейших индивидуальных знаний и навыков, передаваемых в процессе «научения» от одного сотрудника другому). Библиотечную инновацию С. Г. Матлина определяет как оригинальную, нестандартную мысль сотрудника или посетителя, реализация которой в совокупности с другими факторами обеспечивает эволюционное развитие культуры библиотеки на микро социальном уровне а, в конечном итоге, и в макро масштабе (73, с. 41). Отсутствие у сотрудников новых идей выступает показателем неблагополучия коллектива, чем скорее библиотекари осознают эту истину, тем быстрее возникнут непохожие друг на друга, способные работать по своим собственным программам, а не копировать без разбора чужой опыт, библиотеки» (73, с. 45). Определяя специфику библиотечных инноваций, автор указывает на то, что их не всегда можно регламентировать, что результаты плохо предсказуемы. Но при всем этом, библиотечные инновации не могут быв случайными, беспорядочными, выпадать из логики развития библиотеки, быть оторванными от потребностей населения (68-78). Значимой особенностью библиотечных инноваций является то, что они базируются на прочном фундаменте отечественных традиций (70, с. 29). Их основу составляет профессионализм вкупе с особыми личными качествами, позволяющими разнообразить эти традиции. В целом библиотечная инноватика определяется С. Г. Матлиной как система новых идей, выдвинутых творчески мыслящим профессионалом или коллективом. Отмечается, что идеи могут быть реализованы в форме нововведений или существовать в виде проектов, концепций, предложений по усовершенствованию организации, процесса, методики библиотечной работы, и должны, в конечном итоге, быть направлены на решение многовариативных проблем, то есть тех, которые подразумевают самостоятельный выбор (среди множества других) оптимального варианта решения (75, с. 72). Главное, как считает С. Г. Матлина, — преодолеть скепсис к сложившимся профессиональным традициям, одновременно поборов боязнь оригинальных, не апробированных решений, и это «единственный путь, обеспечивающий поступательное развитие библиотечного дела» (76, с. 20). Трудно не согласиться с этими утверждениями, однако остаются от крытыми вопросы о том, как стимулировать инновационную активность персонала и «строить» инновационный процесс, добиваясь его эффективности, и наконец, что же считать инновацией — идею, процесс или результат достижения желаемых целей библиотечного развития. Частично ответы на эти вопросы содержатся в публикациях, посвященных проблемам проектной работы и библиотечного маркетинга, однако авторы не связывают их с инновациями, не рассматривают взаимообусловленность маркетинга и проектной работы. Проектная работа характеризуется в качестве способа организации и выявления ресурсов для решения задач реорганизации, модернизации, автоматизации библиотечной деятельности, поиска средств взаимодействия с партнерами, властными структурами, общественностью (26, с. 6). Маркетинг, в свою очередь, обеспечивает библиотекарей инструментами определения приоритетов и продвижения продукции/услуг, построения общественных коммуникаций и поиска дополнительного финансирования, повышения качества обслуживания. Попытаемся далее охарактеризовать степень изученности проблем инновационной деятельности в библиотечной теории и практике (табл. 1.1). В следующих разделах книги основное внимание будет уделено проблемам инновационной деятельности, которые предстоит осознать профессиональному сообществу. Таблица 1.1. Степень изученности проблем инновационной деятельности в библиотечной теории и практике
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|