Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема родины в творчестве А.Блока.




ВЕК

Основные литературные направления 19-20 века.

Натуральная школа

Такой термин впервые применен Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Гоголя. Утвержден Белинским «натуральное, то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности».

Характерные особенности:

1. Преимущественное внимание к художественной прозе: повесть, роман.

2. Критический пафос: изображается жизнь и нравы дворянства, критика темных сторон городской цивилизации: «Двойник» Достоевского.

3. Сочувственное изображение «маленького человека». Из стремления писателей быть натуральными образовались два течения:

· близкое к реализму;

· близкое к натурализму.

Акмеизм

Акмеизм (от греческого akme — высшая степень чего-то, цветущая сила) — течение, которое сформировалась как антитеза символизму. Воспевалась стихия естества, декларировалось конкретно-чувственное восприятие «вещного мира». Слову возвращается его изначальный смысл: Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», А. Ахматова, Г. Иванов.

Футуризм

Футуризм (futurm — будущее) — одно из основных авангардистских течений в литературе и искусстве начала 20 века. Наибольшее развитие получило в Италии и России. Сначала футуризм сформировался в пространственных искусствах (скульптура, живопись), а затем уж в литературе, театре, музыке, кино.

Основные признаки:

· Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики с современной урбанистической цивилизацией, с ее динамикой, безличностью и аморализмом.

· Стремление передать фиксируемой сознанием «человека, толпы», хаотический пульс технизированной «интенсивной жизни», мгновенной смены событий — переживаний.

Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апологии войны как «гигиены мира», что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини.

Русский футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное явление, имел с ним мало общего. История русского футуризма складывается из борьбы четырех группировок:

1. «Гилея» — кубофутуристы: Хлебников, Маяковский и др.;

2. «Ассоциация эго-футуристов»: Северянин, Игнатьев и др.;

3. «Мезонин поэзии»: Хрисанф, Шершеневич и др.;

4. «Центрифуга» — Бобров, Пастернак и др.

Общая основа движения — стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества». Художественное творчество должно было стать продолжением природы, которая через творческую волю человека создает новый мир: «сегодняшний, железный» (Малевич). Отсюда разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклору, когда язык «был частью природы» (Хлебников). На базе живого разговорного языка разрабатывали новый тонический стих, фонетическую рифму, пропагандировали неограниченное словотворчество, экспериментировали с графикой (изменяли шрифты, допускали другие знаки).

Имажинизм

Имажинизм (от английского image — образ) — литературное течение 1920-х гг.

Основные признаки:

· Выступали против политической ориентации футуризма в послеоктябрьский период.

· Декларировали самоценность, не связанную с реальностью слова — образа.

· Утверждали фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства.

Общую позицию в группе занимал С. Есенин, который утверждал необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества.

ОБЭРИУ

ОБЭРИУ — литературно-театральная группа. Существовала в Ленинграде в 1927 – начале 1930 гг.: Вагинов, Введенский, Заболоцкий, Хармс, Бахтерев, Владимиров и др. У них не было единой поэтики. Абсурд, гротеск, алогизм выражали некоторую конфликтность мироуклада.

Тема родины в творчестве А.Блока.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Н.А. Некрасов

К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок.
Тема родины — одна из важнейших в его поэзии. Блок не сразу нашел для себя эту тему. Этому предшествовали долгие годы нравственного становления. Прежде, чем писать о России, поэт пережил многое, “напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну.” Обращение к теме родины явилось своеобразным итогом творчества Александра Блока.
Тема России захватила поэта всего. Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении “Русь” перед нами предстает образ сказочной и таинственной страны:

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Сказочные образы постепенно сменяются спокойным любованием родной природы:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

Подобный образ России можно встретить у многих предшественников Блока. Он же отличался от них тем, что к образу родной земли, к ее судьбе подходил не “как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт — с чувством жгучей, интимной любви”. Для Александра Блока характерно кровное единение с Россией. “В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим”, — писал он.
Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери. Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию “прекрасными чертами”, он любит ее, как раньше любил Прекрасную Даму. Родина представляется Блоку молодой красавицей, тоскующей невестой, женой. Поэт приписывает ей облик любимой женщины, тем самым придавая ему глубоко интимный характер:

Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

Родина у великого символиста — полная сил и страсти женщина, наделенная “разбойной красой”. Вольная и немного дикая Россия обладает вечной красотой Прекрасной Дамы, поэтической и одухотворенной:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка...

Но в свете романтического идеала родина предстает не только прекрасной и нетленной, но и нищей, обездоленной, забитой и обманутой. Мы видим богомольную Россию с острожной тоской и глухой песней ямщика, серые избы, расхлебанные дороги...
Блок рассуждая о своей любви к Родине, правильно отметил, что “душа хочет любить только прекрасное”, поэтому сначала нужно почувствовать сострадание к родной земле, а “сострадание есть уже начало любви”.
Его необыкновенное чувство к России придало поэту уверенность в том, что у многострадальной родины есть будущее, что она преодолеет все тяготы и препятствия на ее пути. Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: “Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика...”
Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути. Его стихи наделены “отчетливой исторической памятью”. Написаны они от лица сына “страшных лет России”. В них прослеживается обостренное предчувствие будущего. Таким образом, стараясь охарактеризовать огромное значение поэзии Александра Блока, можно сказать так: “Она, как мост, пролегла между двумя эпохами и двумя культурами. Всем своим движением она устремлена в будущее...” Остается только пожелать всем нам научиться у Блока терпению и любви к родине, а так же позаимствовать неисчерпаемую веру в светлое будущее нашей страны.

 

 

3. Спор о правде и человеке в пьесе М.Горького «На дне».

Пьеса М. Горького «На дне» вот уже более века вызывает вокруг себя споры. Пьеса «На дне» - это очень глубокое произведение, вскрывающее многочисленные социальные и философские проблемы человеческого общества, центральные из которых – проблема правды и человека.

В пьесе рассказывается не столько о человеческих судьбах, об отдельных личностях, сколько об идеях человеческого существования, смысла жизни, поиска правды.

С самого начала, еще даже до появления странника Луки, завязываются споры о человеке. Герои рассуждают о свободе и о том, какова жизнь человека. Квашня с первых страниц провозглашает себя свободной женщиной, а Клещ надеется на обретение свободы, на то, что он вырвется «со дна», как только его жена, Анна, умрет. Однако, все эти герои живут в своем собственном мирке, не обращая внимания ни на кого другого. Именно поэтому первые разговоры почти не связаны одной идеей.

Но все меняется, как только в мирную размеренную жизнь ночлежки вторгается странник Лука. С его появлением развивается идейная часть пьесы. Лука сразу провозглашает: «я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха». Для него – все равны, все заслуживают и сочувствия, и, главное, истинного, человеческого уважения. И именно Лука старается привнести изменения в сердца обитателей ночлежки.

Он с сочувствием относится к мечтам Насти об искренней и чистой любви, которую та обрела лишь в своих фантазиях, в своих мечтах. Он искренне пытается помочь Анне, жене Клеща, обрести покой перед своей смертью. Анна, которая за всю свою жизнь едва видела что-либо хорошее, верит обещаниям Луки о светлой загробной жизни. Актеру Лука говорит, что существует лечебница, где бесплатно могут вылечить от алкоголизма. Наконец, Ваське Пеплу он обещает спокойную вольную жизнь в Сибири со своей возлюбленной Наташей.

Но сразу становится ясно: Лука лицемерит. Он, как его называл сам М.Горький, «жулик». «Он, собственно ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова утешения», - так писал автор об им же созданном герое. Именно это и обусловливает причину разделения обитателей ночлежки на два лагеря: на тех, кто борются за правду, за уважение к человеку, и тех, кто благоволит философии Луки.

Первые обличают Луку. Бубнов называет его «шарлатаном». Сатин говорит, что «надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… уважать надо!» Уважение человеческого достоинства – вот их лозунг. Для них – лучше знать правду, ведь «правда – бог свободного человека!», а «ложь – религия рабов и хозяев».

Но, в то же время, глядя на судьбу этих людей, оказавшихся на самом дне общества, не имеющих никакой надежды, становится их искренне жаль. Поэтому, на мой взгляд, Лука не был «жуликом». Пусть он лгал, но это была ложь во блага. Он хотел, чтобы люди получили надежду. Он верил, что «человек все может, лишь бы захотел». И, я считаю, он был абсолютно прав. Смысл человеческой жизни не в поиске правде, а наоборот, правда заключается в том, что человек должен продолжать жить.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...